Кинематографический ответ на дискуссию о том, стоит ли казашкам выходить замуж за иностранца
В Алматы состоялся закрытый предпоказ фильма «5 причин не влюбиться в казаха», который выходит в прокат 27 декабря.
И тут, конечно же, надо отметить, что это очередной фильм, который появился с легкой руки уже состоявшегося творческого и продюсерского тандема актрисы Асель САДВАКАСОВОЙ и режиссера Аскара УЗАБАЕВА.
Тандема, демонстрирующего не только редкое для кинематографического мира умение не рассориться уже не первом проекте (все-таки творческие люди - они такие), но и завидную работоспособность.
Такую, что некоторые журналисты уже окончательно сбились, какая это по счету совместная работа актрисы и режиссера, а также «потерялись» в сюжетных линиях героинь Асель Садвакасовой.
И возможно, не только журналисты. Потому что на вопрос одного из них - «А что можете сказать по поводу вашего еще одного любовного треугольника в фильме?» обладательница ордена почета «Курмет» слегка растерялась: «А у меня еще были любовные треугольники?».
Затем, задумавшись на секунду, не слишком уверенно ответила: «Нет, по-моему, это все-таки мой первый любовный треугольник».
Этот невыносимый казахский жених!
Ну и собственно к фильму. Сюжет романтической комедии повествует о своенравной девушке Динаре, которая два года училась во Франции, где и встретила своего жениха - доброго и интеллигентного Жюля.
Понятно, что родители девушки не в восторге от решения дочери, они настаивают на женихе-казахе. И вот тогда Динара решается на обман, чтобы продемонстрировать отцу, насколько казахский жених может быть невыносим, груб и необязателен.
Для начала, пусть вас не введет в заблуждение название картины. Отечественные женихи могут спать спокойно – на их «котировку» у казахских невест никто не посягает.
И даже больше, согласно краткому описанию ленты от авторов, это красивая история любви с элементами комедии, которая все-таки пропагандирует семейные ценности и традиции.
И здесь можно было бы добавить – вопреки всему. А конкретнее – вопреки таким привычкам, как опаздывать, лениться, грубить, не отвечать за свои слова и рано сдаваться. В общем, то что современные девушки вменяют в вину казахским мужчинам. И авторы фильма как бы говорят, да, мы, казахи, не без греха, но в нас есть много хорошего, да и родство душ никто не отменял.
И как тут не отметить не только талант режиссера Аскара Узабаева создавать коммерчески успешные картины практически из ничего (бюджеты фильмов – суперскромные, и этот не исключение), но и отменное понимание законов маркетинга и поразительную оперативность.
Как известно, не так давно в казахстанском обществе возникла острая дискуссия насчет того, можно ли казашкам выходить замуж за иностранцев. Помнится, что особо горячие головы вообще предлагали лишать гражданства тех, кто хочет замуж за иностранца. То есть можно по-разному относиться к этому вопросу, но равнодушных здесь точно нет.
А значит, зрительский интерес будет чрезвычайно высок. И вот - не успели остыть страсти по этому наболевшему и актуальному для казахского общества вопросу, как у Узабаева готов кинематографический ответ на него.
- Идея фильма родилась благодаря интернету. Была такая негативная статья о том, что казахи против того, чтобы наши девушки влюблялись в иностранцев, - рассказывает Аскар Узабаев. - Я подумал: «Это ведь классная идея для фильма!». Но на самом деле, он – не о национальностях, а прежде всего – о любви. И я закладывал такую мысль, что ее ты можешь встретить нечаянно. Даже в тот момент, когда этого совсем не ждешь и хочешь сделать совсем обратное.
Режиссер не торопился: он ждал музу
Режиссер также отметил, что поиски актеров на главные мужские роли в фильме, жениха Динары француза Жуля и таксиста Дархана, закончились практически на стадии начала съемок. В итоге роль иностранного жениха досталась ресторатору из Франции Моргану СЕГИ, который не только живет в Казахстане, но и знает проблему изнутри. Дело в том, что Морган женат на казашке.
Но самое сложное, с чем приходится мириться французу в нашей стране – это непунктуальность. Шеф-повар посетовал на то, что это касалось и работы над комедией. «Самое сложное для меня - это когда съемки назначаются на 6 утра, а начинаются в 6 вечера», - как на духу рассказывал журналистам Морган.
Актер, сыгравший роль того самого казаха, Нуржан САДЫБЕКОВ тоже посетовал на нерасторопность режиссера, который, по его словам, был нетороплив, потому что «ждал музу».
В свою очередь сам Аскар Узабаев рассыпался в комплиментах перед Нуржаном, назвав его «королем эпизодов, который переиграл всех бандитов в казахском кино».
- Было безумно сложно было найти актера на роль Дархана, - говорит Аскар. - Я хотел, чтобы это был казахский вариант Адриана Челентано. Он вроде как хам, а с другой стороны – и не хам. Мы перепробовали всех наших известных актеров, и в последний день пришел Дархан. Я не смог присутствовать на кастинге, но когда он его прошел, мне все начали звонить и говорить о нем. На самом деле, работая с Нуржаном, мне хотелось всем показать, какой он большой хороший актер.
- Когда Аскар предложил мне такую роль, я ему сразу сказал, что он со мной намучается, - рассказывает Нуржан Садыбеков. - Если в криминальном жанре мне все понятно, тем более я занимаюсь самбо, то лирическая тема для меня сложна. Да и возраст у меня уже такой – в этом году вхожу в «сороковник». Наверное, это будет моя последняя молодая работа.
В первое время я долго не мог понять суть того, что делаю. Играть романтического героя было сложно. Асель видела, как я часто уходил в сторону, чтобы поговорить с собой, собраться, настроиться.
Кого выбрать: француза или казаха? Вот вопрос...
Судя по всему, сложности были не только с актерами и у актеров, определенные проблемы были и со сценарием.
После просмотра комедии сценарист Сабит РАХИМБАЕВ то ли с обидой в голосе, то ли в шутку, сказал, что фильм, который он увидел сегодня, сильно отличается от того, чтобы было задумано изначально и то, что он писал.
«То есть это практически другая картина, - подвел итог бывший кавээнщик – режиссер все поменял». Режиссер поспешил оправдаться и сказал, что так он делает всегда.
- Сейчас у нас очень много кавээновских комедий. И все они включают в себя поток шуток, никак не связанных друг с другом. На съемочной площадке я четко понимал, что не хочу делать такое кино, поэтому мы трансформировали сценарий по ходу съемок. 80 процентов я переделал на площадке. Я всегда так делаю, и к этому уже все привыкли. Даже финальную сцену мы придумали в конце съемок фильма. Я понимал, что ту концовку, которую мы предполагали, я не хотел. Потому что когда человек приходит в кино, он хочет, чтобы его удивили, чтобы он вышел заряженный позитивом. И я думал об этом. На самом деле вариантов, как закончится история, было много, были раздумья, кого же она выберет: Жуля или Дархана.
Возможно, Аскар Узабаев немного лукавит или просто хочет внести ярких красок в историю создания фильма, который стартует в отечественном прокате на следующей неделе.
Финал истории, конечно же, предопределен, и по большому счету, он никого не обидит. И, пожалуй, этот тот случай, когда авторское видение – не всегда может быть решающим моментом.
Фото: автора, brod.kz и из открытых источников в Интернете.