Бей бабу!

5331 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Вторник, 15 Ноя 2016, 12:00

Правила жизни казахстанской женщины: бьет – терпи, унижает – молчи, если суд не простил – ты прости

* Одним ударом

* Ұят болады

* Келинка тоже человек

* Бальзаковский возраст

На премьере спектакля «Лавина» режиссера Барзу АБДУРАЗАКОВА я поняла, что хочу написать этот текст. В тот момент, когда персонаж, названный у драматурга просто «Мужчина», ударил персонажа, названного у драматурга просто «Женщина». В тексте у автора пьесы «Лавина» Тунджера ДЖЮДЖЕНОГЛУ такого эпизода не было.

Читайте также
Шедевры на заказ не делаются

Одним ударом

Героиня Нургуль АЛПЫСБАЕВОЙ ссорилась с героем Ашима АХМЕТОВА. В момент «Мужчина» замахнулся на «Женщину», и та подбодрила: «Бей же меня, бей!». И муж вырубил жену единственным ударом палкой по хребту.

Сцена, ввернутая режиссером в спектакль, не только диссонирует с настроем спектакля, она на самом деле выглядит оскорбительной. Тему насилия над женщинами Абдуразаков в «Лавине» подает грубо настолько, что эта сцена даже на фоне новостной повестки дня (вот эти все незаканчивающиеся истории о маньяках уличных и маньяках домашних) вызывает известный эффект под названием «припекло».

И это только в драме. На самом деле тема насилия чаще поднимается в комедиях (ох, ну что может быть смешнее-то) – причем если во французских комедиях в качестве комического подается, когда двое мужчин лупят друг друга по голове, то в отечественных – когда мужчина бьет женщину по лицу. А особо чувствительные затем еще и добавят: сама виновата, а чего она.

Ұят болады

Впервые о том, как подается тема абьюза (насилия, плохого обращения и пр.) в массовой культуре в Казахстане я задумалась на спектакле «Андалузское проклятье» Дмитрия БИЛОВА в лермонтовском театре. Тогда премьера попала в самую гущу заголовков об избиении Баян ЕСЕНТАЕВОЙ. Приехавший из

Читайте также
Цветаева, Брик, Райх и Дали на одной кухне

Германии режиссер, когда начинал репетировать спектакль, вряд ли мог себе представить, что его версия «Дома Бернарды Альбы» ЛОРКИ будет настолько созвучна повестке дня, но каким-то шестым чувством наверняка понял, что все, что касается жестоких традиций, попадет несомненно в точку.

В пьесе Лорки, напомню, деспотичная мать семейства из маниакального желания следовать традициям, ломает жизнь всем своим разновозрастным дочерям. И не то же самое ли происходит в казахских семьях, где из-за давления обычаев и следующих им родственников женщины вынуждены либо терпеть супругов-деспотов, либо, напуганные «уятом», отказываться от любви, детей, самих себя.

«Ұят» - так называется спектакль театра ARTиШОК, в котором как раз говорится о том, каким позором для казахской семьи может стать внебрачный ребенок. Но режиссер спектакля Галина ПЬЯНОВА и автор пьесы Наталья ВОРОЖБИТ своих героинь жалеют – не столько даже из женской солидарности, сколько из понимания чудовищности таких ситуаций.

Кинорежиссер Жанна ИСАБАЕВА, которая в фильме «Нагима» тоже говорит о женском бесправии, к заглавному персонажу свой ленты относится также скорее с жалостью, чем с нежностью.

И такое отношение к вопросу заметно только в работах женщин-режиссеров, которых у нас, что в театре, что в кино, буквально единицы. Верно утверждение, пожалуй, и в отношении не только творчества.

Поэтому, каким бы сексистским ни выглядело свежее решение Генпрокуратуры передавать женщинам-прокурорам дела о насилии над женщинами, оно, по всей видимости, в наших условиях – единственно верное.

Келинка тоже человек

Когда о положении женщин в Казахстане начинают через массовую культуру говорить мужчины, получается скорее насмешливо, чем смешно. Нуртас АДАМБАЙ своей «Келинкой Сабиной» с одной стороны и пытается высмеять домостроевские казахские семьи, но с другой – призывает с легкой иронией относиться к унижениям невесток, принимать это как должное.

Больше того, недавно в интервью автор образа главной келинки страны признался, что рассматривает идею снять третью часть о ее приключениях, назвав ее «Енешка Сабина». И уже заранее понятно, что, избавившись от статуса келинки, героиня приступит к насилию над своей «сменой» - молодыми невестками.  

Еще интереснее о «дедовщине» высказался режиссер Аскар УЗАБАЕВ. Его следующая комедия будет тоже посвящена невесткам, и пока съемки только начались. Но рабочее название уже впечатляет: «Келинка тоже человек». Вообще в фильмах Узабаева что ни название, то бомба для феминисток – «Осторожно, корова», «Гламур для дур».

Бальзаковский возраст

Комедия «Замуж в 30» Аскара БИСЕМБИНА начинается с монолога главной героини, которая в день своего 30-летия буквально хоронит себя как женщину оттого, что в этом возрасте она все еще не носит кольца.

Интересно, что в третьей части «Бриджит Джонс», которая вышла в прокат в Казахстане через несколько месяцев после фильма Бисембина, Бриджит произносит буквально следующее: «Себе в подчинение я взяла девушек слегка за тридцать, которые еще на начали думать о замужестве и детях». Самой

Читайте также
«Ұят»: бес стыда

Джонс в этом эпизоде, напомню, 43 года, и она впервые становится матерью.

Забеременеть – стыд, не забеременеть – стыд, не следишь за собой – сама виновата, что муж не смотрит, следишь за собой – сама виновата, что все мужики оборачиваются.

Бьет – терпи, унижает – молчи, если суд не простил – ты прости.

Самой не надоело?

Фото: из открытых источников в Интернете

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером