Бей бабу!

5272 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Вторник, 15 Ноя 2016, 12:00

Правила жизни казахстанской женщины: бьет – терпи, унижает – молчи, если суд не простил – ты прости

* Одним ударом

* Ұят болады

* Келинка тоже человек

* Бальзаковский возраст

На премьере спектакля «Лавина» режиссера Барзу АБДУРАЗАКОВА я поняла, что хочу написать этот текст. В тот момент, когда персонаж, названный у драматурга просто «Мужчина», ударил персонажа, названного у драматурга просто «Женщина». В тексте у автора пьесы «Лавина» Тунджера ДЖЮДЖЕНОГЛУ такого эпизода не было.

Читайте также
Шедевры на заказ не делаются

Одним ударом

Героиня Нургуль АЛПЫСБАЕВОЙ ссорилась с героем Ашима АХМЕТОВА. В момент «Мужчина» замахнулся на «Женщину», и та подбодрила: «Бей же меня, бей!». И муж вырубил жену единственным ударом палкой по хребту.

Сцена, ввернутая режиссером в спектакль, не только диссонирует с настроем спектакля, она на самом деле выглядит оскорбительной. Тему насилия над женщинами Абдуразаков в «Лавине» подает грубо настолько, что эта сцена даже на фоне новостной повестки дня (вот эти все незаканчивающиеся истории о маньяках уличных и маньяках домашних) вызывает известный эффект под названием «припекло».

И это только в драме. На самом деле тема насилия чаще поднимается в комедиях (ох, ну что может быть смешнее-то) – причем если во французских комедиях в качестве комического подается, когда двое мужчин лупят друг друга по голове, то в отечественных – когда мужчина бьет женщину по лицу. А особо чувствительные затем еще и добавят: сама виновата, а чего она.

Ұят болады

Впервые о том, как подается тема абьюза (насилия, плохого обращения и пр.) в массовой культуре в Казахстане я задумалась на спектакле «Андалузское проклятье» Дмитрия БИЛОВА в лермонтовском театре. Тогда премьера попала в самую гущу заголовков об избиении Баян ЕСЕНТАЕВОЙ. Приехавший из

Читайте также
Цветаева, Брик, Райх и Дали на одной кухне

Германии режиссер, когда начинал репетировать спектакль, вряд ли мог себе представить, что его версия «Дома Бернарды Альбы» ЛОРКИ будет настолько созвучна повестке дня, но каким-то шестым чувством наверняка понял, что все, что касается жестоких традиций, попадет несомненно в точку.

В пьесе Лорки, напомню, деспотичная мать семейства из маниакального желания следовать традициям, ломает жизнь всем своим разновозрастным дочерям. И не то же самое ли происходит в казахских семьях, где из-за давления обычаев и следующих им родственников женщины вынуждены либо терпеть супругов-деспотов, либо, напуганные «уятом», отказываться от любви, детей, самих себя.

«Ұят» - так называется спектакль театра ARTиШОК, в котором как раз говорится о том, каким позором для казахской семьи может стать внебрачный ребенок. Но режиссер спектакля Галина ПЬЯНОВА и автор пьесы Наталья ВОРОЖБИТ своих героинь жалеют – не столько даже из женской солидарности, сколько из понимания чудовищности таких ситуаций.

Кинорежиссер Жанна ИСАБАЕВА, которая в фильме «Нагима» тоже говорит о женском бесправии, к заглавному персонажу свой ленты относится также скорее с жалостью, чем с нежностью.

И такое отношение к вопросу заметно только в работах женщин-режиссеров, которых у нас, что в театре, что в кино, буквально единицы. Верно утверждение, пожалуй, и в отношении не только творчества.

Поэтому, каким бы сексистским ни выглядело свежее решение Генпрокуратуры передавать женщинам-прокурорам дела о насилии над женщинами, оно, по всей видимости, в наших условиях – единственно верное.

Келинка тоже человек

Когда о положении женщин в Казахстане начинают через массовую культуру говорить мужчины, получается скорее насмешливо, чем смешно. Нуртас АДАМБАЙ своей «Келинкой Сабиной» с одной стороны и пытается высмеять домостроевские казахские семьи, но с другой – призывает с легкой иронией относиться к унижениям невесток, принимать это как должное.

Больше того, недавно в интервью автор образа главной келинки страны признался, что рассматривает идею снять третью часть о ее приключениях, назвав ее «Енешка Сабина». И уже заранее понятно, что, избавившись от статуса келинки, героиня приступит к насилию над своей «сменой» - молодыми невестками.  

Еще интереснее о «дедовщине» высказался режиссер Аскар УЗАБАЕВ. Его следующая комедия будет тоже посвящена невесткам, и пока съемки только начались. Но рабочее название уже впечатляет: «Келинка тоже человек». Вообще в фильмах Узабаева что ни название, то бомба для феминисток – «Осторожно, корова», «Гламур для дур».

Бальзаковский возраст

Комедия «Замуж в 30» Аскара БИСЕМБИНА начинается с монолога главной героини, которая в день своего 30-летия буквально хоронит себя как женщину оттого, что в этом возрасте она все еще не носит кольца.

Интересно, что в третьей части «Бриджит Джонс», которая вышла в прокат в Казахстане через несколько месяцев после фильма Бисембина, Бриджит произносит буквально следующее: «Себе в подчинение я взяла девушек слегка за тридцать, которые еще на начали думать о замужестве и детях». Самой

Читайте также
«Ұят»: бес стыда

Джонс в этом эпизоде, напомню, 43 года, и она впервые становится матерью.

Забеременеть – стыд, не забеременеть – стыд, не следишь за собой – сама виновата, что муж не смотрит, следишь за собой – сама виновата, что все мужики оборачиваются.

Бьет – терпи, унижает – молчи, если суд не простил – ты прости.

Самой не надоело?

Фото: из открытых источников в Интернете

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Отставка Си Цзиньпина – блеф или реальность?
Интриги пленума ЦК Коммунистической партии Китая
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан оказался самым «счастливым» в Центральной Азии
Народ просто научился довольствоваться малым
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента