Книги, которые стоит почитать с детьми
Дорогие родители, дедушки и бабушки!
Мне выпала честь рекомендовать книги для чтения. Я выросла в читающей семье, почти 50 лет проработала в детской библиотеке. Поэтому очень хорошо знаю цену полноценного чтения.
А ведь это самый простой и недорогой способ получения знаний!
Не буду произносить пламенных речей о пользе чтения книг. Приведу лишь несколько примеров.
1. Максим ГОРЬКИЙ - поэт, писатель, драматург, журналист, публицист. У него всего 2 класса Нижегородского училища.
"Всем хорошим своим обязан книгам", - говорил Алексей Максимович.
В 1902 году был избран почетным академиком по разряду изящной словесности. Среди академиков были Л.Н. ТОЛСТОЙ, А.П. ЧЕХОВ, В.Г. КОРОЛЕНКО, В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ, А.Ф. КОНИ.
Правда, славная компания?
2. Исследователи отмечают, что в последние годы российские абитуриенты все больше допускают именно орфографических ошибок.
Во-первых, большинство набирает текст и чаще просто не проверяют написанное.
Во-вторых, свою роль играют нелюбовь школьников к чтению и нечитающие родители.
Но орфографические и пунктуационные нормы усваиваются внимательным читателем автоматически.
А сколько ошибок в сетевых текстах! Книгу же читает перед выпуском автор, редактор, корректор. Т.е. существует своеобразный контроль.
3. Пять привычек миллиардеров, создавших свои империи.
1. Любовь к чтению.
2. Настойчивость.
3. Физическая активность.
4. Привычка вставать рано.
5. Риск.
И все же на первом месте - любовь к чтению.
Именно чтение книг развивает прогностическую функцию мышления, что даёт человеку (в отличие других существ в природе) предвидеть возможные результаты своей деятельности. Мышление - это дар, высшая способность рассуждать.
Так что, уважаемые взрослые, делайте сами вывод: читать вместе с детьми или нет. Это ваше право.
Дария Джумагельдинова. "Еркегали по прозвищу Кошмарик"
Учительница литературы, расставаясь с будущими восьмиклассниками на летние каникулы, предлагает им вести записи о своих впечатлениях, мыслях. В разговоре она подчеркивает литературные способности Еркегали.
Придя домой, мальчик делится этим с мамой. Но не торопится сесть за стол, гоняет мяч на поле.
Мама, учитывая, что преподавательница высоко оценила сочинительский дар сына, терпеливо ждёт.
Устав от безделья дитятки, она запирает мальчика в комнате на ключ.
Еркегали предупреждает маму, что он напишет всю правду. Пусть потом не обижаются.
Чем же интересен Еркегали? У него полноценная интеллигентная семья: любящие и любимые родители; дедушка и бабушка, балующие внука; есть старшая сестра.
Герой очень непосредственный, любознательный, порой дерзкий. Имеет собственное мнение, высказывает его. Этим временами неудобен взрослым. Говорит нелицеприятные вещи, даёт резкую оценку. Тем самым ставя родителей в неловкое положение. Его сестра Жанна утверждает, что он родился хулиганом.
"Моя мама непременно хотела видеть меня дипломатом. Сколько раз я подлизывался к ней и говорил, что с такими ушами меня не возьмут. Внешность дипломата - лицо государства. В Европе будут думать, что все казахи такие ушастые".
У подростка твердый характер, он всегда защищает слабых. Думаю, что он сможет противостоять внешней среде, не поддастся дурному влиянию. Как говорят сейчас, у него развито критическое мышление.
Читая повесть, ощущаешь обстановку казахской семьи. В ней много юмора, она озорная, добрая; написана прекрасным языком.
Одна из моих любимых современных детских книг.
Тамара Умбетова. "Заберите меня домой"
Пожалуй, это первое в нашей стране художественное произведение о детском доме.
60-годы ХХ века. События происходили в Чимкентской области.
Типичная казахская семья. Отец - шахтер, строитель, участник Великой Отечественной войны. К великому горю матери он рано умирает от болезни.
Родственники, видя сложное положение семьи, решают отдать младших сестер 3,5 и 5 лет в детский дом.
"Проснувшись утром, я вновь вижу влажные пятна на подушке. Мне снова снился сон о далёком и почти забытом детстве - один и тот же сон. Мне три с половиной года, я живу в детском доме", - так начинается повесть.
В детском доме дети быстро взрослеют. Через некоторое время сестру переводят в детский дом, где есть школа, и Ася уезжает. И только в 14 лет Тома встречается с сестрой.
Девочка прожила в детском доме г. Чимкента несколько лет. Потом мама забирает ее.
В ауле дети постоянно трудятся: забота о доме, содержание его в порядке; уход за младшими - все это ложится на плечи старших.
Тома сильная духом, задиристая, умеет защитить себя и других.
Удивительно, повесть жизнеутверждающая, в ней много светлых воспоминаний.
Автор описывает свою жизнь, она героиня книги.
Уже XXI век, но, увы, в Казахстане детские дома продолжают существовать.
Тамара УМБЕТОВА выстояла, стала врачом.
Но воспоминания о детском доме, как фантомная боль, когда ампутировали конечность или ее часть, но она продолжает болеть.
Зира Наурзбаева, Лиля Калаус
"Приключения Бату и его друзей в поисках Золотой чаши"
"Приключения Бату и его друзей в стране Барсакелмес"
"Приключения Бату и его друзей в Звёздной стране Айдала"
Книги - многолетний труд исследователя казахской мифологии Зиры НАУРЗБАЕВОЙ и писателя Лили КАЛАУС. Необычны они тем, что написаны в жанре фэнтези и детского детектива.
Главные герои, школьники, путешествуют во времени с благородными целями - вернуть на землю Золотую чашу мудрости и справедливости, и тогда воцарится мир и гармония.
В своих странствиях герои посещают и реальные места: Дегелен - ядерный полигон и географический центр Евразии, пещеры Алтын-аулие.
Параллельно идёт обычная жизнь детей: школа, товарищи, недруги.
Авторы поставили перед собой высокую цель: увлечь детей чтением, казахскими культурой и искусством; интересно рассказать об обычаях и ритуалах регионов; достопримечательностях Казахстана.
Зира Наурзбаева писала, что в книге много отсылок - явных и скрытых: к нашим любимым авторам; казахстанской классике, детской литературе и к литературе о природе; к исследованиям по истории, этнографии, мифологии и даже к выживанию человека в экстремальных условиях.
Язык живой, блестящий, доступный.
Считаю, что все произведения - бриллианты современной прозы, в них россыпи алмазов - фактов, неизвестных многим живущим сейчас.
Мне больно писать об этих уникальных художественно-энциклопедических книгах. Ведь авторы ВОСЕМЬ лет пытались издать, стучались во многие двери. Вынуждены были сами заниматься продвижением.
А они на одном профессиональном уровне со многими писателями из ближнего и дальнего зарубежья.
Они - наша Джоан РОУЛИНГ. И то, что авторы смогли представить свои труды читателям - их гражданский патриотический подвиг!
"Тайны страны гор и степей".
"Эта книга написана казахстанским авторами и рассказывает удивительные истории о разных уголках нашей большой страны. Отправиться в путешествие очень легко - достаточно открыть книгу и позволить тайнам страны гор и степей захватить тебя!" - такими строками начинается данное издание.
Книга вроде бы предназначена детям, но искренне считаю, что о многом поведанном не знают и взрослые.
Повествование примечательно тем, что в нем есть особенность.
Следом за историями говорится о том, где действительно происходят события. Это поющий бархан; священное дерево, киели агаш; тюльпаны; ущелье кимасар и талгарский перевал; плотина "Медео"; мертвое озеро; урочище Бозжыра; Алтай; горячие источники Чунджи; Каспийское море; Кольсайские озера; Чарынский каньон.
И я говорю"спасибо" за это познавательное издание компании "Шеврон"!
Аделия Амраева
"Если моя книга поможет хоть одному человеку, это будет значить, что я не зря трудилась. В свое время меня вытащила из одной очень трудной ситуации книга Толкина. Так что книги - это наши друзья".
Строки принадлежат Аделии АМРАЕВОЙ, молодой казахстанской писательнице, лауреату премии имени В. Крапивина и премии С. Михалкова (Россия). Получить их очень нелегко.
Аделия - автор нескольких художественных произведений:
"Футбольное поле";
"Германия";
"Я хочу жить";
"Я - король?"
Аделия Амраева. "Футбольное поле"
Десятилетний Дима не представляет свою жизнь без футбола.
Но мама считает иначе, заставляет посещать студию бальных танцев, мальчик занимается дополнительно математикой.
Дима вынужден скрывать от мамы свое увлечение.
Мама опекает мальчика, считая, что она лучше знает, чем должен заниматься ее сын. Дима страдает от этого и думает, что, если бы у него был папа, он бы понял сына.
Мама же в разговоре об отце всегда отмалчивается.
Мальчик талантлив и нашел свое призвание, мечтает вывести футбольную команду страны на мировой уровень.
Со временем выясняется, что его папа - футболист, но он живёт в другой стране.
"Германия"
Дильназ за несколько лет потеряла своих друзей, они переехали в Германию. Девочка остаётся практически в одиночестве. Ей больно, грустно, она тоскует по своим подружкам.
"Я хочу жить"
Повесть о детях из разных слоев населения. Но у героев одинаковое положение: они оказываются в тяжёлых ситуациях.
Высоко ценю эту повесть, в ней впервые в казахстанской литературе поднимается вопрос о детском суициде.
"Я - король?"
В книге маленькие истории о детях разной национальности. Они делятся своим жизненным опытом.
Да, мы отличаемся друг от друга, но мы должны оставаться ЛЮДЬМИ!
Я, РАЕВА София Кумаровна, выросла в Семипалатинской глубинке. Там проживали казахи, русские, украинцы, белорусы, греки, болгары, был даже итальянец - сын советской медсестры и военнопленного итальянца (именно из-за отца малыша мама попала в казахские степи).
Никогда, повторяю, никогда мы не делились по национальному признаку.
Кстати, в начальной школе я дружила с двумя мальчиками: один сын немки и армянина, другой - еврей. Мы обменивались мнениями о книгах, делились ими.
Каждая книга Аделии просто замечательная, они очень добры, глубоко современны. Слог у писательницы четкий, выверенный, ясный и понятный.
Моё твердое убеждение, что автор вскрывает моральные язвы нашего общества.
И я глубоко уважаю и ценю ее гражданскую позицию!
Фархат Тамендаров. "Гончие псы"
Это повесть о подростках, отправившихся в опасное путешествие из Алматы во Владивосток. Герои из разных слоев населения. Их объединяет мечта.
Леонид БАХНОВ - прозаик, филолог, критик, педагог - сказал следующее: "Написана очень живым языком, молодежным сленгом, с юмором; сам сюжет очень занимательно придуман, с притчами, дневниками".
В пути молодые люди сталкиваются с трудностями, предательством; узнают, что такое любовь и дружба.
В произведении изюминка - соединение национального своеобразия в сюжете с историей самого знаменитого капера Френсиса Дрейка, которого королева Елизавета посвятила в рыцари. Получилось увлекательное сплетение настоящего с далёким прошлым.
Автор выводит отличную формулу жизни: "Быть заточенным на успех - через веру, борьбу, любовь".
Фархат хорошо знает мужской мир. Он - чемпион Казахстана по карате, участвовал в многочисленных международных турнирах.
Закончить свою информацию мне хочется поэтическими строками самого автора:
Пусть будут мысли и дела мои не лживы,
Пусть будет меньше зла,
Пусть будет меньше бед.
Мы веруем, а значит вечно живы.
У каждого в душе есть божий свет.
Мухтар Ауэзов. "Серый лютый"
Меняющееся существо человек: одни и те же события он воспринимает по-разному.
Впервые прочитала рассказ в подростковом возрасте. Теперь воспринимаю совсем иначе.
Вспомним сюжет. Дядя берет Курмаша на охоту, где на пути им попадается волчья нора с волчатами. На глазах у мальчика дядя беспощадно расправляется с пятью волчатами. Жизнь шестого Курмаш буквально вымаливает у сурового родственника. И волчонок попадает в среду людей.
Так начинается эта горестная история. Курмаш искренне привязывается к необычному питомцу. Но волчонок остаётся диким. К середине лета зверь окреп и сбежал.
Встречает стаю соплеменников, побеждает старого вожака и становится главой стаи. Он хитёр, бесстрашен, совершенно не боится людей.Он познал волю, свободу.
Но вновь в жизнь волка влезает человек и наносит жестокий удар. Коксерек теряет семью. Теперь он, озлобленный, беспощадный, нападает на аулы, убивает домашних животных. Двуногие отняли все.
Рассказ неоднозначен. Кто прав, кто виноват в жуткой гибели Курмаша - люди, вмешавшиеся в естественную среду, или хищник, посягнувший на жизнь человека?
Прочитайте вместе с детьми, обсудите произведение. Может, человек - не хозяин природы, и каждая живая особь имеет право на волю, свободу?
P.S. В список я включила семь книг. Пять из них созданы писательницами. Одна принадлежит нашему современнику Фархату ТАМЕНДАРОВУ, другая - Мухтару Омархановичу АУЭЗОВУ, классику, гиганту литературы.
Мне очень хотелось рекомендовать произведения, описывающие реалии современной жизни, существующего общества.
Но, увы, таких книг, написанных мужчинами, нет.
А ведь ранее ключевые позиции в художественной литературе занимали мужчины.
Как так получилось, что в дошкольных учреждениях трудятся одни женщины, в школах женское царство педагогов и девочек лидеров?
Исчезает влияние второй половины человечества, без которой ребенок просто не может появиться на свет!
Я выросла в мужской семье, у меня пять братьев.
Дорогие дедушки, отцы, братья, прочитайте эти замечательные книги и почувствуйте духовное единение. У вас возникнет сочувствие, сопереживание; совместное эмоциональное поле. А это, поверьте, дорогого стоит!
В произведениях, которые посоветовала прочесть, главные герои - мальчики. По моему твердому убеждению - прогресс двигают именно мужчины!
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!