Эксперты предлагают вернуть комитету по статистике РК самостоятельность, хотя это трудно сделать при стремлении чиновников желаемое выдавать за действительное
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Арест Гульнары Каримовой - урок для нашей элиты».
Сбитый прицел
Региональный советник и главный статистик Европейской экономической комиссии ООН Стивен ВЕЙЛ выступил с рекомендацией отделить комитет по статистике от Министерства национальной экономики РК, в которое комитет вошел в 2014 году после реорганизации Агентства РК по статистике.
Г-н Вейл напомнил, что, согласно основополагающим принципам официальной статистики ООН, национальное статистическое агентство должно быть независимым органом.
Идея вполне здравая. Так как независимость такого рода оставляет меньше соблазна притягивать те или иные цифры за уши или же, наоборот, искусственно преуменьшать неприятные финансово-экономические показатели.
Тем более что доверие к официальной статистике в Казахстане всегда было, мягко говоря, не очень высоким. Еще хуже, когда госструктуры в большинстве своем работают вслепую, так как часто оперируют разными статданными.
Это говорит о том, что между бюрократическим аппаратом и внешней средой совсем не работает петля обратной связи, в том числе на основе надежных статистических данных по всем направлениям.
Помнится, еще в 2014 году, в ходе своего выступления в сенате, глава Счетного комитета РК публично заявил о том, что данные правительства и СК по неосвоенным средствам разнятся. Но так было до него и будет после.
Кстати, весной этого года ряд финансистов и экономистов впервые потребовали от правительства навести порядок в комитете по статистике РК. Они подвергли серьезному сомнению статданные, на которые опирается правительство Казахстана. По мнению экспертов, официальная статистика в стране не отражает реального положения дел.
В частности, ошибки были выявлены в оценке уровня ВВП и других индикаторов, которые искажают данные о доходах и убытках как всей экономики, так и населения.
Также идет постоянное завышение объемов ВВП, и параллельно занижается уровень безработицы. В том числе и потому, что наши чиновники уже давно придумали интересную дефиницию, которая также входит в официальную статистику, но чтобы скрыть гораздо более серьезные цифры по скрытой безработице.
Речь идет о так называемых «самозанятых», которых, по официальным данным, около 2,2 миллиона человек.
Кроме того, вопросы вызывает адекватность размеров трансферов из Нацфонда на поддержку госпрограмм, точность формирования доходов и расходов госбюджета, неверная оценка денежных доходов населения и т. д.
Было выражено недоверие и к официальной статистике Нацбанка, согласно которой, например, значительно снизился процент проблемных кредитов в казахстанских банках второго уровня.
Эксперты выделили четыре основные проблемы госстатистики.
Во-первых, еще раньше, чем аналитики Европейской экономической комиссии ООН, они указали на отсутствие у комитета по статистике РК независимости.
Во-вторых, отметили недостаточное финансирование статистической службы.
В-третьих, обратили внимание на отсутствие так называемой «длинной статистической базы» всех компонентов ВВП, которая позволяет анализировать развитие экономики с начала 90-х годов.
«Длинная» динамика показателей также помогла бы оценивать эффективность политических решений с позиции достижения целевых экономических индикаторов.
В условиях очень удобного для наших чиновников номенклатурного «склероза» это действительно помогало бы выявлять реальные, а не мифические успехи или провалы в многолетних программах развития, когда уже забываются те, кто их разрабатывал и принимал.
В-четвертых, позиция казахстанских и зарубежных экспертов совпала также в том, что те и другие сделали акцент на необходимость повышения уровня квалификации специалистов в сфере официальной статистики.
Глухой, немой и слепой
Конечно, «наверху» тоже стали осознавать опасность «розовых очков» на носах чиновников.
Еще в ноябре 2015 года председатель партии «Ак жол» и мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ заявил, что статистика тогда еще существовавшего Минздравсоцразвития сильно отличается от данных международных организаций, в частности, по материнской смертности и некоторым заболеваниям.
Как сказал депутат, причиной значительного расхождения в цифрах является несовершенство методики расчетов в министерстве, которая позволяет приукрашивать реальную ситуацию.
Хотя это давняя болезнь практически всех госструктур - где-то что-то недоговаривать или преувеличивать. В результате разные ведомства оперируют разными цифрами по одной проблематике.
Восемь лет назад, в 2009 году, мажилис принял в работу законопроект, запрещающий акиматам вмешиваться в формирование статданных, на основе которых работают министерства. Но воз и ныне там.
На всех уровнях отбора информации, поступающей снизу, до сих пор происходит ее искажение, виртуализация в сторону «позитивизации» событий, процессов и результатов.
В свою очередь, в обратном направлении идет информация, которая не всегда адекватно отражает существующее положение вещей.
В итоге глухой общается с немым, а вести этих двоих вперед собирается слепой.
Зависимая «независимость»
Термин «статистика» ввел в науку в 1746 году немецкий ученый Готфрид АХЕНВАЛЛЬ, предложив заменить этим словом название курса «государствоведение» в университетах Германии.
И в переводе с латинского «статистика» обозначало «состояние дел».
То есть изначально предполагалось, что статистика является важным элементом в системе госуправления с точки зрения повышения его эффективности.
Но только при условии реальной оценки состояния дел в стране со стороны тех, кто считает себя государственником. А вот наличие огромного количества временщиков на государственных постах явно противоречит необходимости иметь более или менее объективную статистику.
Временщик - заложник красивых цифр, а не конкретных результатов, за которые надо нести ответственность.
Его вообще не интересует конечный результат, до которого он может и не досидеть. Главное - освоить бюджетные деньги и отчитаться по бумагам, а не по делам.
Дальше - хоть трава не расти. В нашей Системе не любят гонцов с плохими новостями. Более популярен наигранный оптимизм. В том числе и там, где пора хвататься руками за голову.
Но если система госуправления неэффективна в целом, то как могут быть эффективны отдельные ее элементы, в том числе и официальная статистика, которая лишь инструмент в руках чиновников? И отсутствие самостоятельной позиции у комитета по статистике - это лишь один из индикаторов иллюзии «независимости» других элементов казахстанской экономической и политической системы, которые больше играют роль «свадебных генералов».
С таким же успехом можно требовать большей независимости для парламента, который так и не избавился от давнего амплуа «нотариальной конторы» правительства и АП. И, как статистическая служба, не выполняет своей функции с точки зрения адекватного реагирования на происходящие события.
Также вполне обоснованными выглядят предложения дать больше самостоятельности политическим партиям, который должны попадать в парламент не по разнарядке сверху, а по итогам реальной конкурентной борьбы.
А в регионах вместо маслихатов, приседающих перед властью, должны, наконец, появиться самостоятельные органы местного самоуправления.
Этот список можно продолжать долго.
Поэтому было бы чересчур оптимистичным рассчитывать на то, что одно лишь изменение статуса комитета по статистике РК - согласно «основополагающим принципам официальной статистики ООН» - сразу улучшит работу госаппарата.
Там менять надо не только сдутое колесо, а весь движок, который всё чаще работает вхолостую.
Иллюстрация: masterok.livejournal.com.