Последовательная экономическая политика и эффективные стимулы для развития – суть реформ, осуществленных федеральным канцлером Германии
На снимке: Людвиг Эрхард (1897—1977) — западногерманский экономист и государственный деятель. Федеральный канцлер ФРГ в 1963—1966 годах.
Ratel.kz продолжает цикл публикаций экономиста Жараса АХМЕТОВА о мировом опыте модернизации
Продолжение. Читайте часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.
* Читайте Эрхарда
* Какой должна быть экономическая политика
* Принципы экономической политики Эрхарда
* Накануне реформ.
* Реформы
Читайте Эрхарда
Похоже, что поиск новой стратегии экономического развития у нас в стране стал любимым занятием правительства и экспертного экономического сообщества.
Не проходит дня, чтобы кто-нибудь, и ваш покорный слуга в том числе, да не высказался о том, какая стратегия экономического развития нужна Казахстану.
Из истории послевоенного возрождения Германии под руководством Конрада АДЕНАУЭРА (Конрад Аденауэр (1876 – 1967 гг. ) - первый федеральный канцлер ФРГ, возглавлял страну с 1949 по 1963 год) и Людвига ЭРХАРДА (Людвиг Эрхард (1897—1977) — западногерманский экономист и государственный деятель. Федеральный канцлер ФРГ в 1963—1966 годах) мы можем извлечь для себя некоторые важные уроки.
Разумеется, не все, что делали великие реформаторы нам подходит – есть серьезные и сущностные различия между послевоенной Германией и современным Казахстаном, но кое-что из их теоретических воззрений будет полезно применить и нам при разработке стратегических планов развития страны.
Какой должна быть экономическая политика
Людвиг Эрхард считал, что экономическая политика правительства может быть успешной тогда, когда она отвечает следующим требованиям:
1. Проводимая политика должна быть понятна гражданам;
2. Политики должны убедить людей в ее правильности;
3. Политика должна быть последовательной;
4. Политика должна быть открытой и честной;
5. Политика должна быть правильно выстроена тактически, то есть ориентироваться не только на долгосрочный, конечный результат, но и демонстрировать свою убедительность и эффективность в разумные, с точки зрения ожидания населения временные сроки [цитируется по «Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России»].
Надо признать, что наши стратегии и стратегические планы не отвечают этим требованиям ни по одному пункту. На мой взгляд, правительству стоило бы взять их на вооружение.
Принципы экономической политики Эрхарда
В основе экономической политики Эрхарда лежало всего два принципа:
- Во всех областях жизни должен быть свободный конкурентный рынок;
- Каждый человек сам должен нести затраты своего выбора.
И если с первым принципом все более или менее понятно, то второй требует пояснений.
Если в нацистской Германии рост общественного блага считался возможным через отказ от собственной индивидуальности, полного растворения в социуме, то в понимании Эрхарда общественное благо могло расти только как результат индивидуальных усилий каждого в собственных интересах в условиях равной конкуренции. «Через конкуренцию может быть достигнута — в лучшем смысле этого слова — социализация прогресса и прибыли; к тому же она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям» [Л. Эрхард «Благосостояние для всех»].
Этот принцип не отрицает необходимости оказывать поддержку социально незащищенным слоям общества – инвалидам, старикам, временно безработным, - но он подразумевает, что социальная политика государства должна получать одобрение всего общества, ведь она реализуется за счет налогов.
Надо признать, что если на словах у нас и следуют этим принципам, то на деле – нет. Мы каждый день видим, как создаются конкурентные преимущества для избранных, как решения об изменениях налогов принимаются без учета общественного мнения. И сдается мне, что если бы в основе нашей экономической политики лежали бы эти принципы, то и колебания нефтяных цен не сказались бы на нашей жизни столь драматично.
Накануне реформ
Вот как описывал состояние экономики Германии в оккупационных зонах союзников сам Людвиг Эрхард: «Мы переживали явление инфляции при замороженных ценах. Всякое административное управление хозяйственной жизнью становилось невозможным ввиду переизбытка денежных знаков.
Товарообмен осуществлялся, минуя обычно нормальный путь регулярной оптовой и розничной торговли. Все увеличивающиеся запасы товаров задерживались заводами для хранения на складах, поскольку они не могли служить — путем обмена («компенсации») - дальнейшему поддержанию сокращенного в своем объеме производства. Мы вернулись к состоянию примитивного натурального обмена. Общий индекс производства (не считая строительства) достигал в первом полугодии 1948 года лишь примерно 50% производства 1936 года. Это дало повод проф. Репке заявить в начале 1948 г., что Германия уничтожена и приведена в хаотическое состояние в такой степени, что никто, не будучи очевидцем происходящего, не может себе этого представить».
Реформы
Первой была проведена денежная реформа, сопровождавшаяся отказом от государственного регулирования цен.
20 июня 1948 г., выступая по радио, Л. Эрхард объявил, что со следующего дня отменяется государственный контроль над ценами (поолностью государственный контроль был отменен только в 1957 г.).
Одновременно на следующий день начался обмен рейхсмарок на немецкие марки. Денежная реформа носила реквизиционный характер и являлась неизбежным злом – требовалось убрать из обращения гигантскую денежную массу, скопившуюся со времен войны и постоянно разгонявшую инфляцию. Обмен осуществлялся по сложной схеме, но если считать усредненно, можно принять, что новые деньги на старые обменивались в соотношении 6,5 к 100.
Свободные цены и денежная реформа больно ударили по населению. Германские профсоюзы осенью 1948 г. провели всеобщую забастовку, в которой приняло участие более 9 млн. человек, которые были недовольны снижением уровня жизни. Все это не совсем соответствует тем принципам, о которых говорилось выше, не правда ли? Терпение, ниже мы увидим, что немецкие реформаторы не поступились принципами.
Во-первых, шок, отчасти, был компенсирован активизацией предпринимательской деятельности, для занятия которой были устранены все преграды.
Во-вторых, власти (до 1949 г. – оккупационное командование, а затем правительство ФРГ) применили методы налогового стимулирования для поощрения восстановления, реконструкции и модернизации основных фондов. Надо заметить, что налоговая нагрузка на граждан и бизнес снижалась на протяжении всех 50-х годов прошлого века.
В-третьих, через полгода после денежной реформы и отмены регулирования цен, Банки Земель (центральный банк был создан только в 1957 г.) стали смягчать кредитно-денежную политику, сначала понизив резервные требования, а затем и ставку учетного процента. Эти меры привели к удешевлению кредита.
В-четвертых, инвестиции, предоставленные США по плану Маршалла.
Свобода торговли поощряла рост промышленного производства и это компенсировало первоначальный шок. Движущей силой восстановления Германии стал активный предприниматель, свободный от пут избыточного государственного регулирования.
Важный урок для отечественных любителей различного рода шоковых методов заключается в том, что не на словах, а на деле должны запускаться механизмы, компенсирующие негативное влияние шоков. Это и смягчает их воздействие, и укрепляет доверие населения к власти, открывает возможности для развития.
Продуманная и последовательная экономическая политика, твердые принципы, положенные в ее основу, и эффективные стимулы для развития – вот, что полезное можно извлечь из реформ Людвига Эрхарда.
Следующая статья будет посвящена упущенному шансу, приведшему к самым печальным последствиям – мы поговорим о реформах ТЮРГО (Анн Робер Жак Тюрго (1727 — 1781) — французский экономист, философ и государственный деятель. Вошёл в историю как один из основоположников экономического либерализма), которые ему так и не дали завершить.