Алма-Ата и Алматы. Вопросы о важном

10332 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 11 Дек 2022, 18:00

Почему мы уверены, что знаем, где похоронен Калмыков

Только теперь я осознала масштаб открытия – я про найденную могилу КАЛМЫКОВА

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Почти детективная история

Мне ж, наивной, казалось, что Калмыков – он только наш, наша гордость и наша городская легенда. А он гораздо выше, больше, масштабнее!

После нашего выступления на пресс-конференции посыпались письма, сообщения, телефонные звонки – звонили коллеги-журналисты, искусствоведы, краеведы и просто поклонники творчества Калмыкова. Звонили из разных городов Казахстана, из Оренбурга, Санкт-Петербурга, Москвы – это те российские города, где остался творческий след художника. Радовались, благодарили. И задавали вопросы. Вопросы были разные. 

Но был самый главный вопрос. И я очень хочу на него ответить – а чем докажете, что могила действительно Калмыкова? А не кого-то другого? Вы ж не делали генетическую экспертизу!

Не делали. И делать не будем. Потому что это невозможно. Прямых потомков у него не было, а потомков по линии братьев-сестер мы не знаем. И к тому же нет необходимости - мы уверены, что Калмыков похоронен именно здесь. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Калмыков. Возвращение

Во-первых, есть живой свидетель. И очень хороший свидетель - Олег Иванович ФЕДОРОВ. С крепкой и цепкой памятью, по образованию и складу ума – технарь, долгое время был заместителем директора завода "Электрон". Могилу Сергея Ивановича ему показывал отец. Родители Олега Ивановича - Иван Петрович и Елена Александровна были художниками (отец некоторое время был даже директором Алма-Атинского художественного училища им. Гоголя), знали Калмыкова, дружили с другими видными художниками – Абрамом ЧЕРКАССКИМ, Павлом ЗАЛЬЦМАНОМ. Елена Александровна ФЕДОРОВА (АНТИПЕНКО) умерла 25 января, а Калмыков – 27 апреля 1967 года. Этим и объясняется "соседство" их могил. И каждый раз, когда Федоровы навещали могилу Елены Александровны, они заходили потом и на могилу Калмыкова – тропа шла мимо. Потому-то Олег и запомнил так хорошо это место. 

"А почему он не рассказывал раньше?" 

Рассказывал! Точнее, пытался – обращался в театр, в музей, в разные редакции. Как-то раз звонил на телевидение – сразу после программы про Калмыкова. Там шло обсуждение на тему "художника все забыли, могила утеряна". Дозвонился. Сообщил, что знает, где могила. Сказали – "о, круто, мы вам перезвоним". И все. Не перезвонили. Никому не было дела. Да, так бывает, если нарвешься на равнодушных людей. Или на тех, кто просто не знаком с самой проблемой и не понимает ее важности. Ведь каким бы странным нам это ни казалось, вполне возможно, что многим людям фамилия Калмыков ни о чем не говорит. Я верю в это, потому что сама столкнулась с этой же проблемой. Акимат же мне отказал в помощи. Я распсиховалась поначалу, а потом поняла – это не значит, что акимату не нужен Калмыков. Просто мое заявление попало в руки человека, для которого эта фамилия – звук пустой. 

Во-вторых, есть книга регистрации умерших. А это уже документ. И там – в этом самом документе – есть и фамилия самого Калмыкова, есть и другие сведения о нем – адрес, время смерти, диагноз. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Сердце на кончике кисти

И есть в этой книге фамилии тех, кто умер примерно в это же самое время и был похоронен на этом же кладбище. Если у кого-то есть сомнения – всегда может повторить наш путь: пойти в архив, взять эту книгу, переписать себе пару страниц за 27-30 апреля (Калмыков умер 27 апреля, а хоронили его, как потом выяснилось, 28-го) и потом с этим списком пройтись по кладбищенским рядам. Там на могильных памятниках он найдет почти все фамилии из этого списка. Правда, займет это все не один час. И не один день. И даже не одну неделю. Но это возможно, мы ж сделали… Теперь все эти фамилии с кладбищенских памятников мне не забыть никогда, видимо, - КЕРДОД, КУЗНЕЦОВ, СПИВАК, ШИХИТОВА, ХАРСУН… И еще фамилий 60-70 тех, кто умер в эти три-четыре дня. На всякий случай надо было проверить все. 

А некоторые вообще утверждают, что могилы Калмыкова нет – он, мол, умер в больнице, и у него не было родственников, и потому его тело отдали в анатомический музей. Я даже не знаю, как и опровергать. Это какая-то несусветная глупость. Неужели кто-то на полном серьезе считает, что всех тех, кто умер в больнице и чьих родственников не нашли, отправляют в анатомический музей?.. Нет, не отправляют. На каждом кладбище есть могилы просто с номерами – там хоронят тех, кого не смогли опознать и чьих родственников не смогли найти.

А Калмыков был человеком известным. Хоть и одиноким, хоть и пенсионером.

И хоронили его коллеги. Я в этом уверена. Потому что в этой книге есть информация о человеке, который забрал тело из морга для похорон.

И это очень важно.

В-третьих. Этим человеком была коллега Калмыкова по театру оперы и балета Валентина Васильевна ЗАХАРОВА. В книге указан ее адрес – тоже третий микрорайон, как и у Сергея Ивановича, и дом рядом с калмыковским. Мы туда ходили, когда собирали информацию. Поговорили с соседями. Они рассказали, что дома эти были построены в 1964 году, то время это была необжитая юго-западная окраина Алма-Аты. Некоторые из них помнили и Захарову, и Калмыкова. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Листая фотоальбомы

Соседка художника Зинаида Ивановна СТАРОДУБЦЕВА 15-летней школьницей впервые увидела его во дворе дома. 

- Прежде всего – он был одет не так, как другие. На нем был длиннополый халат из бархата или плюша, такими же были широкие брюки. А на боку – висела квадратной формы плоская сумка на широкой лямке. На голове была шапочка вроде тюбетейки, но донышко было не островерхим, а плоским. Я обратила внимание на яркий цвет одежды – синий халат и брюки, а сумка – красного цвета. Все было расписано орнаментами…, сшито собственноручно, а на некоторых деталях костюма были даже стежки через край! Еще бросалась в глаза его старческая сутулость, ведь он был и оставался высоким человеком. Седые волнистые волосы, спускавшиеся на плечи, не поддавались уходу. Лицо его было неподвижным, и каким-то отчужденным. Казалось, он шел машинально и не замечал ни дороги, ни тех, кто шел навстречу… Меня поразила его угрюмость: крючковатый нос, густые брови, сдвинутые на переносице, делали его похожим на колдуна… Несколько раз я видела, как к нему относились простые люди – продавцы в магазине. Он покупал немного и почти всегда одно и то же, да и выбор был небогат. Но женщины старались предложить ему самые свежие продукты. Мне кажется, не очень-то он обращал на это внимание, был иногда даже безразличен, но они старались, и это было заметно… Жил он одиноко, отстраненно от окружающих и мало с кем общался, - рассказала она. 

А про Захарову нам рассказали соседи по подъезду, уже бывшие: Валентина Васильевна умерла в 2000 году, сын продал квартиру и уехал… 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Танец сквозь время

Они же нам дали контакты ее пасынка – Леонида АЛЬТМАНА, который по состоянию здоровья живет сейчас в доме престарелых: он инвалид, ходит на костылях... Мы к нему съездили, поговорили, и он нам многое рассказал. В частности: он хорошо помнит Калмыкова, они жили в одном бараке, который пышно именовался "театральный дом", а по сути – это был одноэтажный многоквартирный дом. Их комнаты (а у Захаровых было две комнаты – в одной жили родители, в другой дети) были напротив комнаты Калмыкова. С Калмыковым Валентина Васильевна была в хороших, почти дружеских отношениях. "Почти" - потому что человек он был замкнутый и все свое свободное время отдавал творчеству. Валентина понимала масштаб его таланта, уважала его и… жалела по-человечески. Потому всегда подкармливала. Даже когда бараки пошли под снос, а всех жильцов переселили в третий микрорайон. Сергей Иванович тогда уже ушел из театра – попросился на пенсию, но жили они в соседних домах, и она все равно носила ему горячую еду. Он сам мог вообще забыть поесть, его интересовало только творчество. 

И еще Альтман вспомнил такой любопытный факт: Валентина Васильевна после похорон Калмыкова даже подписала документ, что не претендует на картины, квартиру и прочее, оставшееся от Сергея Ивановича. Ну, а дальше мы знаем: поскольку родственники художника не нашлись, все отошло государству. 

От Альтмана мы узнали, что у Валентины Васильевны есть сестра – Ольга Васильевна ДЖАНАЕВА. Отыскали ее телефон, связались, напросились в гости. 

Читайте также
Неблагодарные потомки

Теплая, дружеская атмосфера, доброжелательная хозяйка, чай с пирогами – нас встречали как близких людей. Ольга Васильевна достала немногочисленные семейные фото – говорит, все домашние архивы раздала детям – пусть и у них будет память о близких. 

Коротко рассказала свою семейную историю. У Ольги и Валентины – один отец, а мамы разные. Сестры встретились и познакомились, когда Ольга была подростком, а Валентина – уже взрослым человеком. У них большая разница в возрасте. Но это не помешало им стать по-настоящему родными и близкими. Ольга не раз была в театре, где Валентина работала, и там же работал их отец – Василий Григорьевич. На фотографиях – папа, Валентина, и Василий Григорьевич с мамой Ольги Васильевны. 

- Очень хорошо помню папин рабочий график. Мы рано утром шли с ним на радио. Папа там пел гимн, когда начинался утренний эфир – в 6 утра. Пел вживую. Тогда еще весь эфир был "живым", даже гимн исполняли сразу перед микрофонами… Потом мы с папой шли в Казанский собор – папа там пел в церковном хоре. А после службы ехали в оперный театр на репетицию. У папы был очень хороший голос, Валя унаследовала этот его талант. Папа работал и в филармонии – тоже пел. В память о папе мне остался крест, он был верующим человеком. Позже он вообще ушел из театра и стал священником в Казанской церкви, - вспоминала Ольга Васильевна. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Тропою воспоминаний

"Валентина Захарова - артистка хора, сотрудница профкома (впоследствии – ветеран сцены) ГАТОБ. В.В. Захарова (1924-2000) жила по соседству с Калымковым в доме № 12. Ранее семья Захаровой жила в одном доме ("театральном") с Калмыковым на улице Шевченко. Отец Захаровой – Василий Григорьевич (1900-1955) окончил Пензенскую духовную семинарию, был протодьяконом, обладал мощным и красивым басом. После Великой Отечественной войны (на фронте был командиром артиллерийского орудия, получил 13 ранений) В.Г. Захаров пел на сцене ГАТОБ, на радио и в храме Казанской Божьей Матери в Мало-Алма-Атинской станице. По воспоминаниям сестры Валентины Васильевны – Ольги Васильевны Джанаевой, Захарова сочувствовала и старалась помогать Калмыкову, приносила ему горячую пищу, которой он не видел месяцами", - из научной публикации, которую подготовили мы для конференции в академии Штиглица (Санкт-Петербург). 

Мы – это группа энтузиастов, занимающаяся поисками могилы Калмыкова: некрополист Георгий Алексеевич АФОНИН, фотограф Анна ДЕГТЯРЕВА и я. 

Статья эта была написана специально для международной научно-практической конференции, которая состоялась в сентябре в Санкт-Петербургской художественно-промышленной Академии им. А.Л. Штиглица.

Поясню. 

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица или просто Академия Штиглица – это очень авторитетное учебное заведение, одно из старейших российских, которое готовит специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Основано было аж в 1876 году. Средства на него пожертвовал барон Александр ШТИГЛИЦ – очень любопытная персона, уникальная личность. Финансист, банкир, предприниматель, меценат и благотворитель. Баснословно богатый человек, который тратил миллионы на развитие науки и образования в стране. А главным его делом, благодаря которому имя барона Штиглица известно до сих пор, стало Центральное училище технического рисования, основанное им на собственные деньги. 

Я когда-то училась в Питере (он тогда был Ленинградом) и, конечно, много раз была в Соляном переулке, 13, где в те годы располагалась знаменитая "Муха". Академию после революции переформировали в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище и присвоили имя скульптора Веры Игнатьевны МУХИНОЙ. Но имя мецената-основателя не забывалось даже в советские времена. Знакомые студенты-"мухинцы" говорили: "Штиглиц – наш отец, а Мухина – мать". И мне очень нравилось само здание училища. Оно было спроектировано и построено 1878 - 1881 годах академиком архитектуры Александром Ивановичем КРАКАУ. Солидное и очень красивое здание… 

Так вот. Академия ведет большую научно-исследовательскую работу, тут ежегодно проходят мероприятия и конференции по историческому наследию, к которому относятся художественные произведения, события, имена. Привлекают к участию и исследователей из других стран, конечно, если тема их работ относится к художественному профилю. "Наш Калмыков" очень вписывается в научную деятельность академии: он известный художник, который с конца 1910 года по 1926 год жил в Санкт-Петербурге. Его имя связано с именами художников М. В. ДОБУЖИНСКОГО и К. C. ПЕТРОВА-ВОДКИНА. Так наша статья и оказалась в сборнике научных работ конференции. Чем я, несомненно, горжусь – это первая по-настоящему научная публикация в моей жизни. 

Но возвращаюсь. 

Читайте также
Три грани таланта

Чтобы ответить на вот такой вопрос, точнее – утверждение: "Вы не могли найти могилу. Потому что никто раньше ее не нашел, хотя искали!" 

Ну, что на это сказать… Мы бы тоже не нашли, если бы не знали, ЧТО и ГДЕ искать. Место нам показали, нам оставалось только найти доказательства. И мы их нашли. 

И еще такой момент. В книге регистрации умерших есть, как и в любом архивном документе, специальный кармашек. А в нем – формуляр, где указываются фамилии тех, кто этот документ брал. И таким образом можно отследить интерес со стороны исследователей к этому конкретному документу. Так вот – в формуляре на книге умерших за 1967 год две фамилии. То есть с 1967 года по нынешний день эту книгу брали только два человека. Первый человек брал книгу где-то в 1970-х (точнее не помню, но все это можно посмотреть), второй была я, и было это в 2022 году. 

И все. Больше никто не брал, и никто не интересовался…

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




писатель и философ
Чингисхану не нужна была партия. Там и так было понятно, о чём речь.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Казахстан резко повышает ставки
Переплюнут ли инвесторы Кашагана компанию ВР?
Неудобные, но обоснованные вопросы об алматинских дорогах
Пришла весна и в Алматы обнажаются дорожные ямы
Как поплыл "островок стабильности и безопасности"
Примерно годовой объём дождевой воды обрушился на обычно сухую страну Персидского залива всего за 12 часов
Крысы в Алматы: неожиданное появление, захват города и грядущие проблемы
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Почему мне нравится судья Кульбаева
В очередной раз, “обращая внимание суда”, адвокат Бишимбаева зачитала выводы эксперта о левой ноге подсудимого при обсуждении его правой
Дома с недоделками: в каких жилых комплексах Алматы суд обязал Qazaq Stroy устранить нарушения
Квартиры в этих домах город покупает для очередников по 450 тысяч тенге за квадратный метр
В ВКО разведённую женщину депортировали в Россию
Россиянку в Казахстане неоднократно подвергали административным взысканиям
Ребёнок стал инвалидом по вине врачей в Актобе
Из-за того, что у врачей не было аккумулятора для аппарата, они месяц не могли сделать диагностику
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.