"Эйрбасы" для Сирии: тайны следствия

116712 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Вторник, 03 Дек 2024, 09:00

Откуда у 116-летнего истопника-кочегара два крупнотоннажных пассажирских самолета стоимостью две сотни миллионов долларов каждый

Разглашению не подлежит

На днях Национальное бюро по противодействию коррупции официально подтвердило информацию о досудебном расследовании в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию РК и других лиц по факту возможного участия в поставке самолетов "Эйрбас" в Сирию. В ответе на запрос информагентства Tengrinews антикоррупционное ведомство сообщило, что в настоящее время проводятся следственные действия, направленные на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. При этом Нацбюро акцентировало внимание на том, что в соответствии со статьей 201 УПК РК иные данные досудебного расследования разглашению не подлежат.

Читайте также
Кто подпиливает ножки стола переговоров?

Речь идет как раз о тех самых пассажирских авиалайнерах Airbus-340-313, про которые не раз писал Ratel.kz. Эти самолеты в нарушение законодательства и явно через подставных лиц были включены в реестр воздушных судов Казахстана и получили отечественные бортовые номера UP-A4001, UP-A4002 и UP-A4003. После этого они несколько раз меняли свою принадлежность и в итоге через Тегеран попали в воюющую Сирию.

Всплыл и другой неприятный факт: по меньшей мере, два из этих самолетов, пролетая из Афин до Тегерана через воздушное пространство Европы, значились как воздушные суда казахстанской государственной авиакомпании "Беркут", обслуживающей первых лиц нашего государства. По этой причине "Европейская организация по безопасности воздушной навигации" (EUROCONTROL), которая выступает регулятором общеевропейской системы воздушного движения, счета за услуги аэронавигации выставила именно "Беркуту".

Несмотря на попытку Национального бюро по противодействию коррупции нагнать тумана, в КГА это расследование и его нюансы во всех подробностях не обсуждают разве что самые ленивые. Упомянутые в официальном сообщении антикоррупционного ведомства "должностные лица", которых проверяют на причастность к скандалу с самолетами, хоть и не признаны по этому делу подозреваемыми, но ходят на допросы к следователю с адвокатами. С коллегами консультируются, какие лучше давать показания, по ходу рассказывая, что именно им пытаются предъявить. В общем, как часто у нас водится, ход досудебного расследования - тот еще секрет!

Поэтому и Ratel.kz решил немного приподнять завесу таинственности над этой скандальной историей. И рассказать про крайне интересный и многое проясняющий документ, появившийся в расследуемом уголовном деле. Это комиссионное заключение четырех специалистов, трое из которых - ветераны гражданской авиации, привлеченные следствием в качестве консультантов. Все трое - люди известные и уважаемые, в авиационных вопросах компетентные и авторитетные: заслуженный работник гражданской авиации СССР, в прошлом побывавший в должности замминистра транспорта РК и возглавлявший КГА РК Серик БОРАНБАЕВ, почетный авиатор РК, профессор Академии гражданской авиации, кандидат технических наук, академик Международной академии транспорта Кобланды ТУМЫШЕВ, почетный авиатор РК, бывший замначальника Казахского управления гражданской авиации, первый замначальника Алматинского летно-технического комплекса по летной работе Шмидт САБИРОВ, а также руководитель службы правового обеспечения международного аэропорта Алматы, юрист 2-го класса Альберт ДЖАЗЫБАЕВ.

Читайте также
Самолеты для Дамаска

Правонарушение или криминал?

По нашим данным, следствие перед ними поставило вопросы, касающиеся наличия или отсутствия нарушений законодательства и авиационных правил в действиях теперь уже экс-председателя Комитета гражданской авиации Бекена СЕЙДАХМЕТОВА и его подчиненных при постановке на государственный учет трех самолетов Airbus-340-313, выдаче им сертификатов летной годности, включении их в реестр гражданских воздушных судов РК и исключении из него.

Свои ответы специалисты изложили на восьми листах. На наш взгляд, особенно интересны несколько моментов.

Так, согласно законодательству, Бекен Сейдахметов, будучи председателем КГА, был обязан лично принимать все решения по этому поводу и подписывать соответствующие документы. Он был не вправе делегировать эти функции другим лицам, пусть даже своим заместителям или руководителям структурных подразделений. Кроме исключительных случаев, когда он отсутствует на работе по болезни или находится в отпуске, что должно было закрепляться каждый раз специальным нормативным актом.

Между тем, начиная с 2013 года и до момента ухода с должности, Бекен Сейдахметов издал несколько приказов, которыми переложил эти полномочия на своих заместителей и начальников структурных подразделений. По сути, глава комитета самоустранился от исполнения своих непосредственных служебных обязанностей. Приказы эти были явно незаконными, поскольку противоречили требованиям вышестоящих нормативных актов.

Следовательно, все документы, подписанные его подчиненными, все их решения, принятые на основе этих явно незаконных приказов, тоже можно считать нелегитимными. Более того, с их стороны можно даже усмотреть признаки незаконного присвоения полномочий вышестоящего должностного лица. А это как минимум должностное правонарушение, как максимум - явный криминал.

По мнению этой авторитетной комиссии, при включении и исключении из государственного реестра воздушных судов РК трех самолетов Airbus-340-313, а также присвоении им казахстанских бортовых номеров и выдаче сертификатов летной годности была, во-первых, нарушена процедура. По закону любое физическое или юридическое может подать заявление о внесении воздушного судна в реестр только после приобретения статуса эксплуатанта, что закрепляется соответствующим государственным сертификатом. Люди, подавшие заявление на регистрацию трех самолетов Airbus-340-313, таких сертификатов не имели.

Читайте также
Война и МИР

Во-вторых, было проигнорировано требование закона "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации", которым ограничен взлетный тоннаж воздушных судов, включаемых в государственный реестр Казахстана. Комиссия особо отметила, что ограничение взлетного веса самолетов 45,5 тоннами было внесено в законодательство еще 2010 году как раз для того, чтобы не допустить регистрацию тяжелых воздушных судов, которые в последующем могут бесконтрольно использоваться в различных «горячих» точках планеты при незаконной перевозке оружия, боеприпасов, военной техники. Как известно, до этого подобные случаи уже бывали, что наносило ущерб политическому имиджу Казахстана. Таким образом, авторы заключения подтвердили все, о чем до этого неоднократно писал Ratel.kz. По мнению комиссии, эта ситуация указывает на умышленный характер допущенных нарушений. Это практически дословная цитата из документа.

Следующий момент, на который обратили приглашенные следствием авиационные специалисты: явно пренебрежительное отношение к документам, представленным на оформление самолетов. Так, например, якобы являющийся владельцем двух самолетов Airbus гражданин Казахстана К. Т. САРИНОВ, согласно поданной заявке, 1900 года рождения, то есть на момент подачи документов ему исполнилось 116 лет! Что уж говорить о том, что ни у кого не возник вопрос, откуда у сельского жителя из Акмолиской области, работающего истопником-кочегаром, два крупнотоннажных пассажирских аэробуса стоимостью две сотни миллионов долларов каждый…

У консультантов вызвал сомнение сам факт проведения проверки технического состояния этих воздушных судов. Так одно из них якобы обследовала авиакомпания "Авиалинии Шри-Ланки", а два других - "Грузинские авиалинии". Все четверо подписавших заключение специалистов предположили, что никто из представителей этих иностранных авиакомпаний к указанным самолетам даже не подходили. Если так, то получается, что документы были попросту поддельными!

Читайте также
Почему ушел в отставку Бекен Сейдахметов

Непотопляемый ушел в отставку

Были нарушены и международные правила осуществления полетов, отмечается в заключении авиационных экспертов.

Так, самолетам не были присвоены так называемые 24-битовые адреса. А значит, совершая полеты за границей, воздушные суда выдавали аэронавигационным службам иностранных государств ложные сигналы о своей принадлежности и другие не соответствующие действительности сведения. Возможно, именно поэтому EUROCONTROL прислал счет за услуги государственной авиакомпании "Беркут". По мнению авиационных специалистов, фигуранты дела не только нанесли материальный ущерб "Беркуту" в размере 3014,66 евро, их действия могли негативно отразиться на дальнейшем бесперебойном и безопасном выполнении особо важных полетов по перевозке охраняемых лиц республики.

В ходе изучения представленных комиссии материалов выявилась еще одна явная фикция. Всем трем самолетам было выдано разрешение на выполнение специальных полетов: одному - из Алматы в Ереван, двум другим – из Афин в Тегеран якобы для прохождения технического обслуживания. Хотя доподлинно известно, что как в Ереване, так и в Тегеране нет сертифицированных центров, обслуживающих воздушные суда этого типа. Получается, казахстанские авиационные власти подписывались на самую откровенную липу. А когда эта афера с самолетами вскрылась, они делают вид, что ничего особенного не произошло!

На днях экс-председатель КГА Бекен Сейдахметов, ушедший со своего поста по собственному желанию, получил новое назначение. Согласно постановлению правительства, он стал главой постоянного представительства секретариата межправительственной комиссии ТРАСЕКА в Казахстане.

Международная программа ТРАСЕКА направлена на развитие транспортного коридора из Европы в страны Центральной Азии через Черное море, Кавказ и Каспийское море. Она ориентируется на перевозку груза по единому для всего маршрута документу при использовании различных видов транспорта.

Читайте также
Airbus для кочегара

Считается, что ТРАСЕКА будет в значительной степени зависеть от планов Пекина по реализации недавно озвученной стратегии "Один пояс - один путь", которая предусматривает организацию транспортного маршрута для перемещения грузов и пассажиров из Китая в Европу.

Список стран, подписавшихся под этой программой, включает Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Молдову, Монголию, Украину, Турцию, Румынию, Болгарию, Иран.

С одной стороны, нынешнее назначение экс-председателя КГА можно считать почетной отставкой.

С другой – возможностью еще раз продемонстрировать свою пресловутую непотопляемость.

А с третьей – это ведь еще и шанс тихо отсидеться, пока таскают по допросам его бывших подчиненных, которым маячит небо в клеточку.

Хотя, как известно, даже на самой тихой и незаметной должности по-настоящему деятельные люди всегда сумеют себя проявить и отличиться. Так что будем ждать от Бекена Канеловича новых и еще более захватывающих свершений!

Фото: airwaysmag.com.

Опубликовано 19.05.2017 г.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Как Ratel.kz подловил заместителя начальника ДУИС на вранье
Почему полковник Бендерский скрывает случаи травматизма и смертей в колониях Карагандинской области
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Высшая аудиторская палата проверит зарплаты и премии в “дочках” “Самрук-Казыны”
Будут ли результаты проверки засекречены, как ранее с “КазМунайГазом”?
Претенденты на Оскар за Лучший фильм
У кого какие шансы в гонке за звание лучшей кинокартины года
Как Белый дом пытается помочь Кремлю исправить смертельную ошибку
Президент США убеждает российского лидера, что Пекин рассматривает Россию не как партнёра, а как временного вассала, который со временем должен либо покориться, либо быть разорванным
Чары Чарына: главная тайна Долины замков, о которой вам не расскажут гиды
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Что значат 100 тысяч долларов для работников предприятия покойного Машкевича
Для кого-то это было привычным вознаграждением ещё в 2011 году, а кто-то их не заслужил, отработав 43 года в горячем цеху и обгорев по вине работодателя
Почему США не говорят по-французски
Как страна может быстро многого добиться, а потом все потерять
Актюбинская область может остаться без инвесторов из-за повышения тарифов на электричество
Но чиновников и монополистов, поставщиков электроэнергии, это не волнует
В ВКО владелица турфирмы продавала несуществующие путёвки
Пострадавшими по делу признано почти сто человек
Почему погибли горняки в шахте Костенко
Мы попытались разобраться, какие причины привели к одной из самых масштабных трагедий в истории Казахстана
Дело об убийстве семьи, занимавшейся ритуальным бизнесом, рассмотрели в областном суде СКО
Двоим подсудимым немного увеличили сроки лишения свободы
Почему судебное дело о мелкой краже оказалось под грифом "секретно"
В пресс-службе суда области Жетысу ссылаются на законные интересы сторон процесса
Казахстанка второй год судится, чтобы доказать незаконность лишения её наследства от отца
Вера в казахстанское правосудие тает на глазах
Таразец застрелил приятеля из автомата, похищенного у жамбылской полиции во время Кантара
СМУС Жамбылской области вынес приговор
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.