Новые подробности скандала в Комитете гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию
На снимке: один из трех самолетов в Казахстане все-таки побывал.
Кто открывал двери Херфену Меладу?
Скандальной историей, связанной с выдачей казахстанских бортовых номеров трем пассажирским самолетам Airbus 340-313, про которую республике стало известно благодаря публикации на сайте Ratel.kz, сейчас вплотную занимаются Комитет национальной безопасности и Генеральная прокуратура РК.
Мы также уже сообщали, что как минимум один самолет, получивший от казахстанских авиационных властей номер UP-A4001, сейчас уже находится в столице воюющей Сирии – Дамаске.
Между тем, второй и третий, также получившие казахстанские бортовые номера UP-A4002 и UP-A4003, добрались до иранской столицы - Тегерана.
Уже очевидно, что казахстанская регистрация этим авиалайнерам была нужна исключительно для прикрытия их нелегальной переправки в Сирию, находящейся под международными санкциями. Это доказывают новые подробности, которые нам становятся известны.
Так, в частности, выяснилось, что первый из трех самолетов в Казахстане все-таки побывал. При этом прилетел он в Алматы еще в мае 2016 года под бортовым номером N322AK, полученным в США. «Эйрбас» попытались передать казахстанской авиакомпании BEK-AIR. Этой компании требовался самолет на замену аварийному борту после памятной экстремальной посадки пилотом Дмитрием РОДИНЫМ Fokker-100 без передней стойки шасси, о чем мы тогда тоже писали.
Но тогда сделка, как говорится, не срослась – авиационные власти Казахстана отказали отечественной авиакомпании, сославшись как раз на то, что по закону негосударственные авиаперевозчики не могут использовать самолеты, взлетная масса которых превышает 45,5 тонны.
А вот для иностранной офшорной компании ZAK AVIATION, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах, этот запрет почему-то не сработал, для нее сделали исключение. В сентябре прошлого года этот самолет вместо американского получил казахстанский бортовой номер.
Вот это номер!
Получив на фюзеляж уже упоминавшийся выше казахстанский бортовой номер UP-A4001, пассажирский «Эйрбас» получил разрешение вылететь порожняком в Ереван. Правда, до столицы Армении он не долетел. В небе над нейтральными водами Каспия самолет изменил маршрут и якобы из-за неисправности совершил вынужденную посадку в Тегеране. Там он еще раз получил новые бортовые номера TT-WAG – их предоставило африканское государство Чад.
И уже под ними вылетел в Дамаск. А там получил другой, теперь уже локальный сирийский бортовой номер YK-AZA. Иранские электронные СМИ сегодня даже не скрывают, что все это было проделано, чтобы оказать помощь их союзнику и в обход санкций США и Евросоюза доставить самолеты в Сирию.
Точно по такой же схеме в Тегеран, а по некоторым данным, уже и в Дамаск попал и борт UP-A4002. С той только разницей, что он имел раскраску разорившейся в 2009 году греческой авиакомпании Olimpic и изначально летел не из Алматы, а из Афин. Из Афин попал в Тегеран и следующий борт UP-A4003.
Советник мышей не ловит
А теперь самое интересное: как и почему могли поддаться и ввязаться в эту международную аферу казахстанские чиновники? Ну, про Комитет гражданской авиации (КГА) все понятно – Ratel.kz не раз писал о царящих там порядках. Однако не стоит забывать, что при государственных ведомствах, особенно занимающихся стратегическими направлениями, такими, например, как транспорт и авиация, есть этакие негласные кураторы от спецслужб.
Числятся они какими-нибудь неприметными замами управлений или отделов, помощниками или советниками. В задачи этих людей как раз и входит оберегать властные структуры страны от подобных неприятностей. Не является исключением и Министерство по инвестициям и развитию. Как нам удалось выяснить, в этом качестве служит там советником министра Дархан ЕСПОТАНОВ.
И если уж председатель Комитета гражданской авиации Бекен СЕЙДАХМЕТОВ «мышей не ловит», то этот боец невидимого фронта на то и посажен, дабы не допускать такого головотяпства. А то ведь получается, что бывший зампредседателя КГА Талгат КАСЕНОВ, уволенный за коррупцию, двери на прежнее место работы открывает пинком и дает ход каким угодно документам.
Иностранец, называясь представителем офшорной фирмы, ходит в государственную структуру как к себе домой и запросто получает бортовые номера на самолет, который к Казахстану никакого отношения не имеет.
Документы оформляются с грубейшими нарушениями законодательства и внутренних инструкций – и никто в ус не дует!
Почему никого не смутило, что владельцы самолетов - явно подставные люди и компании? Как вышло, что государственные бортовые номера давались самолетам всего лишь на пару-тройку суток, а потом никого не интересовало, что их без спроса у предоставившей их страны тут же меняют?
Разве маршруты движения самолетов не должны были согласовываться с Комитетом гражданской авиации Казахстана и стоящим над ним министерством?
Для кого-то не является очевидным, что для Сирии, где идет гражданская война, такие самолеты, способные доставить на дальние расстояния до 300 человек за раз, нужны только для одного – перевозки солдат, причем не исключено, что это будут наемники или добровольцы из соседних стран?
Зачем это было нужно Сирии и Ирану – понятно. Но как чиновники из КГА и МИРа втянули в закулисную сделку Казахстан и поставили под удар имидж государства - по глупости, халатности или банально за деньги?
Теперь пусть об этом болит голова у наших спецслужб и органов прокуратуры, которые будут разгребать скандал. А мы поглядим, как это у них получится. И вам расскажем.