Некоторые активисты Караганды сами голосовали за строительство домов в сквере Победы, но забыли об этом
Комментарий корреспондента Ratel.kz под постом акима Карагандинской области Жениса КАСЫМБЕКА на Facebook по поводу вырубки деревьев и строительства жилого дома в сквере Победы в Караганде стал поводом для встречи: "Готов встретиться с вами и дать официальное интервью на эту тему, а также на другие интересующие вас вопросы".
Поскольку вопросов у Ratel.kz накопилось немало, мы приняли приглашение и во вторник, 10 марта, задали их лично Женису Касымбеку.
- Начнем со сквера Победы. Вам показали документы по парку и собственникам. Какие проблемные моменты вы увидели в документах?
- Во-первых, это не первый покупатель этого участка. В 2005 году он был передан в частную собственность, после этого находился в различных залогах. Нынешний владелец – ТОО "Жилой фонд", оно купило его на торгах у банка. С этой точки зрения фирма - добросовестный приобретатель. Другой вопрос - объект рассматривался на градсовете. Первоначально предполагалось, что будет два многоэтажных дома, но с учётом особенностей этой территории приняли решение, что это будет один дом. На него были выданы все документы. Но благодаря тому, что общественность Караганды имела альтернативное мнение, я дал поручение акиму города Нурлану АУБАКИРОВУ пересмотреть решение. Но я хотел бы сказать, что это частный случай, хоть и вопиющий. Думаю, что их может быть больше. В прошлом году вы помните ситуацию со строительством теннисного корта в парке. Я дал поручение акиму города и другим структурам, чтобы они сделали ревизию всех подобных участков в рекреационных и парковых зонах во всей исторической части города. Хочу видеть полную картину. После этого необходимо открыто обсудить, что нужно городу, а что нет. Но конкретно по этому участку по улице Лободы застройки не будет. За счёт владельца участка будут высажены в пропорции 1:5 насаждения, причём они будут эксклюзивными. Мы со своей стороны берём обязательство, что выделим участок земли в новой части города. Я знаю, что в комментариях звучит, что Юго-Восток сегодня активно застраивается, и это дополнительная нагрузка: есть необходимость в строительстве не только домов, но и школ, детских садов. Все это так, и мы будем делать это на системной основе.
(По просьбе читателей, основную часть ответа по парку Ratel.kz снял на видео, которое можно посмотреть по ссылке).
- Как думаете, почему чиновники боялись членам общественного совета и жителям сразу назвать владельца участка? Ведь они прекрасно знали и имя, и название фирмы?
- С моей точки зрения, ничего секретного нет. Я сейчас детально разберусь, и мы подробно дадим фамилии всех, кто подписывал документы. Но интересно, что ряд активистов, которые эту тему поднимали, сами голосовали во время обсуждения этого проекта. Может, где-то глаз замылился, но они проголосовали за.
- Когда будет профессиональный открытый градсовет, чтобы избежать в будущем аналогичных ситуаций?
- Начиная с середины лета на любой градсовет будут приглашаться журналисты, и всё будет открыто. Я встречался с известными архитекторами города. Меня тоже очень волнует хаотичная застройка Караганды. Отсутствие целостной архитектурной мысли. Я по образованию архитектор. Плюс меня не устраивает застройка в исторической части. Я бы не хотел, чтобы появлялись новые здания посреди дворов. Историческая часть Караганды очень красивая, появление новых зданий – это эклектика и она меня, откровенно говоря, не радует. Есть новая часть города – Юго-Восток в сторону Майкудука, пожалуйста, любые архитектурные решения там принимаются. На следующей неделе я с акимом и землеустроителями встречаюсь и определимся по алгоритму работы в этом направлении. Периодически я лично буду посещать градсоветы.
На следующей встрече с архитекторами мы проанализируем, какая нагрузка во всей исторической части города по застройке. По многим участкам будем проводить переговоры по переносу в другие части города. Не хотелось бы делать изменения в исторической части. Естественно, дороги, фасады, где-то есть вопросы реновации – будем по ним работать, но максимально постараемся сохранить облик Караганды. Иначе мы ежегодно будем иметь аналогичные ситуации, как с парком. Хотелось бы призвать к максимальной ответственности самих застройщиков. Они тоже живут в Караганде. Они люди известные и должны понимать, что сейчас такое время – общественность не даст это делать.
- Не выглядит ли вся эта ситуация как своего рода шантаж со стороны либо собственника, либо общества?
- Не думаю, что здесь есть элемент шантажа. Просто люди высказали свою гражданскую позицию. Владелец земли, учитывая мнение общества, тоже какую-то гражданскую ответственность имеет и собирается отказаться от этого участка.
- Немного про гражданскую ответственность. В том же сквере Победы на протяжении многих лет за порядком на частных участках город следит за счёт бюджета. Почему не выставлять за это счёт собственникам?
- Я возьму на заметку это предложение. Будем требовать от владельцев земли содержание их в рамках санитарных норм. Если это частная собственность, то городские власти, вполне понятно, не хотят тратить на его содержание бюджетные средства.
- Как на ваш профессиональный взгляд выглядит ситуация с микрорайоном "Панель-центр" и ЖК "Трилистник": качество строительства, законность строительства на башнях "Трилистника" 25-го этажа, предоплата в 1 миллиард за дом №10, который идёт под снос?
- Все начатые объекты по жилищным социальным программам в этом году буду завершены. На это средства в бюджете заложены. Всё, что начато за бюджетные деньги – завершим. По одному из домов "Трилистника" есть вопросы по качеству. Застройщик всё приведет в соответствие с нормативами. В чём была главная проблема? Стоимость квадратного метра для социального жилья была определена в 140 тысяч тенге. Сложно войти в эту цифру и построить качественное жильё. Я обратился в правительство, и в декабре 2019 года была подписана новая программа на пятилетку, где стоимость социального жилья в Караганде обозначена в 180 тысяч тенге за квадрат. В Астане 220 тысяч, и поэтому наши местные строители, кто может качественно строить, уходят туда. Поэтому мы должны или из местного бюджета покрывать разницу, или они должны экономить на всём. 180 тысяч тенге – справедливая цена, и мы может по-другому требовать качество от застройщика. Но мы хотим увеличить в два раза строительство жилья в регионе. 37 тысяч человек стоит в очередях на социальное жильё. У нас большой отложенный спрос и коммерческого жилья, и социального. Расширение строительства станет хорошим подспорьем для экономического развития региона в этот кризисный период.
Официально заявляю, что бюджет ни копейки больше на дом №10 ЖК "Трилистник" не потратит. Он будет разобран и построен заново качественно. Также, как и пятиэтажка в Темиртау.
Вопрос 25-го этажа "Трилистника" мы активно обсуждали со всеми службами акимата. Конструктивно и технически это возможно. Это проблемы для строения не создаст. По категории лицензии я обязательно тщательно проверю.
- Какова очередь на жильё вкладчиков "Жилстройсбербанка" в Караганде и области?
- 99 тысяч человек в области стоит в очереди по программам "Жилстройсбербанка". Мы ежегодно брали 4-5 миллиардов тенге под облигации для строительство коммерческого жилья. В этом году будем брать уже 10 миллиардов. Была не готова проектная документация. Сейчас мы активно ускоряемся по проектированию. Мы бы могли строить ещё больше, но нет ПСД. Это наша проблема. Насколько мне известно, примерно семь тысяч вкладчиков "Жилстройсбербанка" в Караганде уже имеют достаточные накопления для первоначального взноса. Люди готовы купить квартиры. До конца года мы очередь снизим, но не кардинально. По социальному жилью очередь на самом деле идёт быстрее. До конца года мы должны сдать 400 тысяч квадратных метров жилья по области, но это очень мало. Необходимо сдавать минимум 800 тысяч квадратов, это примерно семь тысяч квартир.
- Владеете ли вы реальной ситуацией по СЭЗ?
- Я читал материалы Ratel.kz, знаю, что у вас есть скепсис относительно работы СЭЗ. У меня, скажу честно, тоже есть много вопросов. Вообще, набор налоговых и других преференций, а также инфраструктура по СЭЗ уникальны. Почему-то там работает очень небольшое количество компаний. Большая территория СЭЗ заполнена проектами, которые не реализованы в течение пяти лет. В том числе знаменитый проект КЗКС. Мы для себя видим проблемы и в этом году будем принимать решение: компания не работает длительно время – будет менять проекты. В прошлом году мы отказали 10 проектам из-за того, что многие мощности зарезервированы, но не используются. Будем ставить дедлайн по каждому проекту: на работаете – расторгаем контракт. Предлагаю в апреле проехать на СЭЗ и на месте переговорить по всем проектам. Чтобы видеть реальную картину.
- Когда заработает и заработает ли вообще патронный завод?
- Патронный завод в этом году будет работать. В течение двух-трёх месяцев, я думаю, заработает. Предполагается, что ассортимент будет даже шире заявленного. Я очень глубоко погружён в этот проект, хотя это зона ответственности центральных госорганов. Но я заинтересован в том, чтобы завод работал.
- Вы уже много раз рассказывали про 200 новых автобусов. Ваше мнение – можно ли навести порядок в сфере общественного транспорта в Караганде? Может стоить жёстче работать с автопарками?
- Когда я работал в министерстве, то сам писал правила субсидирования. Стоимость проезда сейчас 80 тенге, а себестоимость 130-150 тенге. Эту разницу за счёт кого закрывать? Мы должны или субсидировать, или закрыть глаза на какие-то вещи – безбилетный проезд и так далее. От норматива мы не субсидируем даже половины. Как автопаркам обновлять технику? Сейчас перевозчики увидели, что есть возможность сделатьэто за счёт лизинга. У меня есть чёткий план-график. До конца года с меня можно будет спросить по этому вопросу. Я не ловил автоперевозчиков за руку, но предполагаю, что с части выручки не платятся налоги. Они экономят на всём. Не вкладывают в ремонты и безопасность. Через субсидии для обновления автопарка мы сможем помочь перевозчикам во всех крупных городах региона, а затем будем иметь полное право спрашивать по сервису и безопасности пассажиров. Я не могу обещать, что решу все проблемы за год. Но инструменты финансирования есть, механизмы есть. При этом из городского или областного бюджета я средств не беру. Перевозчики берут кредиты. Единственное – мы должны субсидии гарантировать. Нельзя так, что один год дали, а второй нет. Иначе мы их обманем. Поэтому мы должны обеспечить долгосрочный контракт. Но главное - все автобусники понимают, что это единственный шанс у них сейчас кардинально обновить парк.
- В последние годы остро стоит вопрос с запуском Карагандинской кондитерской фабрики. Реально ли её возрождение?
- Был вопрос по одному из акционеров. Были противоправные действия с деньгами. Люди понесли наказание. Сейчас компания активно работает с правоохранительными органами. Мы ожидаем, что в ближайшее время счета предприятия будут разблокированы. Имущество не обременено. В ближайшее время органы смогут принять решение по счетам. Буквально несколько дней назад я разговаривал с акционерами фабрики, мы ожидаем, что начнутся работы по запуску. Акционер считает, что строительство нового здания обойдется дешевле реконструкции старого. Возможно, будет снос старых цехов и в этом году начнётся строительство новых. Строительный период займет полтора года. Проблем с финансированием они мне не обозначали. Они заводят какого-то иностранного стратегического партнёра. Для меня это принципиальный проект. Все помнят вкус белого шоколада "Конфет Караганды". Надо немного подождать, будут карагандинские конфеты.
- Есть ли смысл поддерживать футбольный и хоккейный клубы? Эти средства, более 5 миллиардов тенге, можно было бы вложить в более важные соцпроекты. В то же строительство жилья – три-четыре башни "Трилистника". Не пора ли "Шахтеру" и "Сарыарке" зарабатывать самим или жить за счёт спонсоров и болельщиков?
- Хоккейный клуб даёт результат. Я сам был на нескольких матчах и был поражён, что люди увлечены и живут хоккеем. Трибуны забиты. Я считаю, что "Сарыарка" ест свой хлеб не зря.
"Шахтёр" - это наша боль. Я люблю футбол. Финансирование я им в этом году не увеличивал. Когда люди пишут, что там огромное финансирование, могу сказать, что клуб получает гораздо меньше, чем ряд клубов страны, которым выделяют по пять-семь миллиардов тенге. Самая главная проблема – мы не можем вернуть клуб в Караганду. Все матчи играем на выезде. Сейчас начинаем экономить на всём. Поставили адекватные зарплаты игрокам. Они гораздо меньше, чем в прошлом году. Будем ориентироваться на местный костяк команды. В рамках экономии мы восстановим искусственный газон на поле, и уже в этом году команда будет играть дома. А в перспективе – строительство крытого манежа, чтобы играть круглый год в Караганде. Я считаю, что нынешние средства на "Шахтёр" - оправданные. И клуб обязательно покажет результат.
- Перед началом нашей встречи ваш пресс-секретарь спрашивала моё мнение насчёт местных государственных газет, в частности "Индустриальной Караганды". Как ваше мнение, они свой хлеб едят не зря?
- Мне предстоит ещё оценить эффективность их работы. Мы объединили их в холдинг и хотим придать новый импульс в работе. Они должны активно уходить в электронный формат. Там, где интернета нет, читают бумажные газеты. У нас есть специфика региона с очень удалёнными населёнными пунктами. Их без информации оставлять нельзя. Другой вопрос, что мы должны делать это ещё лучше.Но формат должен быть современным, его надо менять. Честно, я сам очень редко читаю бумажную прессу. У всех есть гаджеты. И Ratel.kz я могу прочитать со смартфона.
В завершении беседы аким области заверил, что с большим вниманием относится к конструктивной критике, а потому готов в дальнейшем по всем проблемным вопросам отвечать на любые вопросы Ratel.kz.
Фото, видео: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский, пресс-служба акимата Карагандинской области.