Мажилисмены предложили оптимизировать Республиканский центр «Учебник»
Мажилисмены пожаловались премьер-министру Бакытжану САГИНТАЕВУ на качество казахстанских учебников. В среду, 20 сентября, на пленарном заседании мажилиса свой запрос на наболевшую тему сделала депутат Ирина СМИРНОВА.
Она отметила, что государством из года в год на подготовку учебников выделяются все более существенные средства. Например, в 2015 году их было около 10 млрд тенге, в 2016 году те же работы оценили уже в 19 млрд, а в 2017 году – цена вопроса выросла до 27 млрд.
- Министерство образования и науки каждый год рапортует об огромной работе по совершенствованию учебников. Проходят заседания, проводятся симпозиумы, работают авторские коллективы. Средства осваиваются в полном объеме. Однако на качество учебников, которые продолжают закономерно критиковать за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, содержание, полиграфическое исполнение, совсем не здоровье сберегающие размеры, это никак не влияет, - считает Ирина Смирнова.
Депутат также отметила, что в Казахстане мало квалифицированных авторов учебников, а такая наука, как учебниковедение не развита.
- Так кто же является авторами учебников, которые определены, как базовые по предметам? Имеют ли они специальное образование, дающее им право работать над написание учебников? Взаимодействуют ли авторские коллективы между собой? – вопрошала мажилисвумен.
Неудовольствие парламентариев вызвало также то, что в учебниках по разным предметам допускаются разночтения в событиях, фактах, времени их происхождения.
- Учебники перенасыщены, зачастую сложно изложены. Или, наоборот, в учебнике «Всемирной истории» для 9 класса информация о Великой Отечественной войне уместилась в один параграф. Или, к примеру, нашумевший учебник «Русский язык» для 7 класса, где литературный язык сводится к уровню примитивного бытового общения. Через тексты и задания должны проводиться идеи воспитания, высказанные президентом. Если не будет сохранен национальный код, национальная культура, не будет никаких преобразований и модернизации. Имеется ли документ, который определял бы требования к содержанию, структуре, стилю изложения, подбору материала и качеству учебников? – говорится в запросе.
Ирина Смирнова выразила сомнение в том, что учебники, внедренные в 2017 году в 5-7 классах, перед применением на практике прошли апробацию и получили положительные оценки экспертов, педагогов, учеников и их родителей.
Кроме того, народная избранница раскритиковала работу Республиканского центра «Учебник».
- Серьезные нарекания есть и к работе Республиканского центра «Учебник», который утверждает, что не несет ответственность за качество учебников, перекладывая ее то на издателей, то на Министерство образования и науки, то на авторов, а то и на остановившихся в развитии и застрявших в прошлом граждан. Так все же какую ответственность за качество издаваемых учебной литературы несет центр «Учебник»? Если никакой, то не стоит ли его оптимизировать? – предложила она.
- И очень важный момент: деятельность центра «Учебник» относится к сфере с высокой степенью коррупционных рисков. Не истекает ли отсюда необходимость своевременной и частой ротации руководителей этого учреждения?
В запросе также ставятся вопросы о квалификации экспертов, оценивающих учебную литературу, необходимости переиздания всех учебников каждые 4 года а также стоимости книг.
- Вызывает тревогу неудержимый рост цен на учебники. Только за один год цена выросла в 2-3 раза. В связи с тем, что по каждому предмету и в каждом классе теперь один учебник, издательство становится монополистом. Согласовывались ли цены на базовые учебники с комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции? Не стоит ли включить предполагаемую цену учебников в критерии отбора в будущем? – заявила Ирина Смирнова.