Будут ли в этом году сбои на электростанциях и сетях, как прошлой зимой
"Пусть в нашей стране хоть что-то не плавает!" - так образно, ясно по смыслу, но двусмысленно по форме Петр СВОИК, известный общественный деятель, проиллюстрировал предложения по тарифной политике в электроэнергетическом секторе. Прозвучало это на презентации концепции реформирования энергетики, которую разработали в Альянсе предпринимателей "Парасат".
Толчком к этой инициативе стал рост тарифов на электроэнергию, который предсказуемо напугал и возмутил бизнесменов. И столь же предсказуемо на эту проблему обратил внимание молодой, созданный в конце минувшего лета альянс.
- У предприятий производящей промышленности в себестоимости продукции расходы на электроэнергию составляют 60-70%. Сейчас прогнозируется, что тариф для бизнеса вырастет на 25-30%. А в июле этого года создан единый закупщик электроэнергии. Мы получили массу факторов, которые через вопросы ценообразования и администрирования мешают развиваться бизнесу. В сентябрьском Послании главы государства была поставлена задача по удвоению ВВП, созданию промышленного каркаса экономики. Сегодня я как руководитель альянса предпринимателей, который объединяет предприятия обрабатывающей промышленности, могу сказать, что состояние дел в энергетике не даст реализовать данные планы, - заявил Олег ПАК, председатель ОЮЛ "Казхимпром" и инициатор создания Альянса "Парасат".
Концепцию журналистам в Алматы представил Петр Своик, который сегодня известен как общественный деятель, но, вообще-то, профессиональный энергетик и когда-то – руководитель Государственного комитета Республики Казахстан по антимонопольной политике. Энергетические перспективы казахстанской экономки он охарактеризовал так:
- Этой зимой ситуация с электро- и теплоснабжением будет не лучше, чем в прошлом. В прошлом году зимой мы, чтобы наша энергосистема работала стабильно, покупали в России примерно 1200 мегаватт. Уже сейчас, в начале и середине осени, еще до минусовой температуры, мы стабильно закупаем по полторы тысячи мегаватт, только чтобы поддерживать систему.
Основные принципы концепции "Парасата" выглядят так. Тариф на электроэнергию стабилен, одинаков для всей страны, должен утверждаться парламентом хотя бы на три года. К нему в зависимости от категории потребления устанавливаются коэффициенты, понижающие или повышающие. Например, для населения он может быть 0,6, "чтобы люди брали подешевле". Для социально или экономически важных производств, например, для тепличных хозяйств, тоже можно вводить понижение, а для каких-то видов бизнеса, например, для крупных торгово-развлекательных центров или для ресторанов, коэффициент может быть и полтора тарифа. Можно использовать суточные изменения тарифа: в пиковые часы 1,3, а ночью 0,5 – "электромобиль заряжать". Но "это все обсуждаемо". Главное, что сам тариф должен быть стабильным и держаться как ориентир для всех остальных цен. Вот здесь и прозвучали слова, что "хоть что-то плавать не должно".
Будут ли в этом году сбои на электростанциях и сетях, как прошлой зимой? – спросили Петра Владимировича. Он ответил:
- Конечно. Энергетика по правилам должна иметь 20%-й запас генерации, который не используется постоянно, а включается по команде диспетчера, только если "где-то что-то". А у нас в пиковые часы работает всё, без всякого запаса, и еще из России берем. В Казахстане дефицит мощностей уже несколько лет. Закупали российскую электроэнергию мы и раньше, но это случалось, когда мощности вылетали, а уже три-четыре года как стали это делать на постоянной основе. И каждый год объем растет. В этом году, возможно, придется закупить под 2 тысячи мегаватт. Максимум, что можно производить в Казахстане, если все оборудование в работе и нет никаких аварий, это 15,5 тысячи мегаватт. В России профицит, и покупать там можно сколько угодно, если денег не жалко – пропускная способность на севере Казахстана вплоть до Караганды позволяет. Но передавать оттуда дальше, на юг, уже невозможно, пропускные способности линий исчерпаны. А на юге у нас генерация покрывает только половину от нагрузки. Увеличим еще дефицит – и на юге, начиная от Алматы, пойдут веерные отключения.
Существующая энергетическая система в стране почти полностью унаследована от СССР, добавлено в нее за тридцать лет очень немного, в основном в виде доделывания тех проектов, что начали до 1991 года. А эксплуатировали ее на износ, не проектируя и не строя новые мощности. Теперь их закономерно не хватает, а существующие крайне изношены. Неизбежно придется делать то, чего в новой истории Казахстана еще не делали: финансировать новое строительство и обновление существующих фондов. Но на это нужны огромные инвестиции, равные, по крайней мере, еще одному тарифу.
- Таких денег просто нет у потребителя. Ни у населения, ни у бизнеса. Поэтому, политика "тариф в обмен на инвестиции", на которую молится правительство, тупиковая. Вообще, развивать энергетический сектор за счет повышения тарифов, это самоубийство. Наша принципиальная позиция состоит в том, что энергетика не есть способ извлечения частной прибыли, будь то акционерная или банковский процент. Она должна быть на обеспечении "родителя" - государства, инвестиции должны быть внутренними и нетарифным. Конкретно мы предлагаем делать это за счет средств накопительной пенсионной системы. Текущих взносов в нее достаточно, чтобы проводить модернизацию энергетики. А выплат из нее состоявшимся пенсионерам столько, что, если их делать из прибыли электроэнергетики, нагрузка на тариф будет всего 3 тенге. То есть, повысив тариф всего на 3 тенге, мы сможем обеспечить долгосрочное надежное инвестирование этой сферы. И в этом смысле единственным частным инвестором в нее могут быть граждане, будущие пенсионеры. Надо соединить остро нуждающуюся в инвестициях энергетику и накопительную пенсионную систему. В ЕНПФ есть 17 триллионов тенге, ежегодные взносы – полтора триллиона. И идут они в накопительный пузырь, расходуются только на финансовые спекуляции. А надо - чтобы не повторялись Экибастузы и чтобы мы не сели основательно на российский импорт, - говорит Петр Своик.
Он перечислил необходимые для развития казахстанской энергетики проекты: как можно скорее построить 3-й и 4-й блоки на Экибастузской ГРЭС-2, обеспечить полную загрузку Жамбылской ГРЭС, немедленно начать проектирование и строительство Балхашской АЭС, строить газовую станцию в Туркестане, что теперь стало возможно благодаря газовому реверсу из России и возможности обеспечения газом юга повысились. Нужно еще ниже Капчагайской ГЭС построить Кербулакскую ГЭС и строить или модернизировать ТЭЦ в целом ряде областных центров. На такие планы, действительно, тарифа не хватит.
***
Ratel.kz взял у Петра Владимировича эксклюзивный комментарий по ряду других вопросов, не освещенных в ходе презентации Концепции реформирования электроэнергетики.
- Вы говорите, что даже повышающихся тарифов не хватит на модернизацию энергосистемы, что нужно в три-четыре раза больше. Но откуда эти оценки?
- Есть документ, утвержденный министром энергетики, называется "Прогнозные балансы электрической энергии и мощности до 2035 года". Там по годам расписаны как выработка, так и пиковые мощности. И подсчитано, что нагрузки вырастут примерно на 7 тысяч мегаватт. А новых генерирующих мощностей в ней предусмотрено на 18 тысяч, потому что авторы сначала политически корректно заложили в баланс 15% альтернативной зеленой генерации к тому времени. Чтобы показать мировому сообществу, что у нас следуют модным трендам. А поскольку этот вид генерации в пиковые часы – вечером – снижается практически до 20% от установленной мощности, то туда же, в эти балансы, напихали и газотурбинных маневренных мощностей. И министерство эти балансы утвердило, а сколько это будет стоить, каким будет тариф – в документе ни слова нет.
- Оригинальный документ!
- Да чего уж оригинального, привычно, как многое у нас делается. Но это не трудно подсчитать, подняв стандартные данные, сколько в среднем по миру стоит киловатт газотурбинной, солнечной или ветровой генерации. И оценочно получается, что нам нужно 50 млрд долларов инвестиций. До 2035 года. Если это разделить на предполагаемую выработку, получается стоимость киловатт-часа порядка 36 тенге. При том, что сейчас средний уровень конечного потребительского тарифа по Казахстану вписывается в 30 тенге, это с учетом генерации, КЕГОК и распределительных сетей. Если упомянутые 50 млрд поделить на выработку, то получим около 36 тенге. И это только капитальная составляющая, без эксплуатации. Дальше: новую будущую генерацию нужно будет связывать сетями, а практика показывает, что на них нужно примерно столько же инвестиций, что и на электростанции. И получается, что нужен один тариф на строительство новых станций, один на новые сети, и еще один на модернизацию нынешних изношенных мощностей. Это все плюс к нынешнему тарифу.
- А все-таки нельзя на обозримую перспективу обойтись ремонтом и модернизацией того, что есть?
- Нет. Надо к 2035 году ввести хотя бы 7-8 тысяч мегаватт мощности. Нужно бы больше, но это на пределе наших реальных возможностей.
- Некоторые представители казахстанского бизнеса говорят, что часть заказов на оборудование стоит размещать на наших машиностроительных предприятиях, чтобы и их загрузить, и снизить себестоимость. Согласны с этим?
- Полностью. Проблема-то общая – мощности на всем постсоветском пространстве изношены у всех, подходит срок, за которым уже критически важно строить новое и заменять старое. Этим можно заняться в рамках евразийского проекта, часть этого восстанавливаемого производственного комплекса в масштабах ЕАЭС мог бы взять на себя Казахстан. Например, производить для общего рынка лопатки турбин или пароперегреватели, а за счет выручки от этого приобретать то, чего у нас не делают. Нельзя все энергетическое оборудование закупать за пределами страны, так можно постепенно дойти до того, что она из абсолютной необходимости превратится в предмет роскоши.
- Поговорим о системе сбыта электроэнергии, ее вкладе в динамику тарифов. У нас в свое время гордились тем, что в стране создан очень эффективный рынок электроэнергии.
- Ну, все эти двадцать лет был слой людей, которым было чем гордится. То, что у нас существовало и отчасти еще и продолжает существовать в прежнем виде, их сильно обогатило.
В энергетике со своей спецификой есть все то же, что и в любом другом рынке – есть производитель, оптовик-закупщик и розничный сбыт. Без этого невозможно. Как это работало у нас последние два десятилетия? Все производители выходили на так называемый оптовый рынок, а покупателями на нем до июля этого года выступали три вида закупщиков. Первый, это очень крупные потребители электроэнергии, бизнесы, зачастую аффилированные с очень большими именами. Они на этом рынке пользовались "правом первой ночи": закупали самую дешевую энергию в необходимых им объемах буквально засекреченным образом, на основании двусторонних долгосрочных договоров, о которых ничего не узнать, но думаю, можно не сомневаться, что для них она обходилась недорого. Второй и третий вид оптовиков называются - энергоснабжающие организации (ЭСО). Они у нас бывают гарантирующие и свободные. Вот, после того, как упомянутые крутые ребята использовали "право первой ночи", выбрав самую дешевую энергию, в эту "спальню" заходят свободные ЭСО. Они оптом закупают все оставшееся не самое дорогое и в розницу продают своей клиентуре.
- Нужны ли эти ЭСО в принципе? Есть люди, предлагающие их ликвидировать.
- Они нужны, если бы их не было, то всем мелким потребителям пришлось бы бегать на оптовку, а это крайне сложно в энергетике. Фактически невозможно. Есть еще один, третий вид ЭСО - так называемые гарантирующие, это те, к которым в каждом регионе, как гвоздями, прибиты такие потребители, как физические лица, не самые блатные юридические лица, то есть рядовой бизнес, и потребители-бюджетники (я говорю о бюджетных организациях). Вот этим ЭСО доставались самые дорогие остатки электроэнергии на оптовом рынке. Закупившись этим, они определяли средний тариф, по которому будут продавать ее конечным потребителям, и потом вместе с местными властями решали, какая категория потребителей этих ЭСО сколько будет платить. Например, малому и среднему бизнесам давали тариф-"серединку", населению, чтоб оно сильно не возмущалось, где-то 0,5-0,7 от среднего тарифа, а самое дорогое вешалось на бюджетные организации. Причем в каждом регионе эта раскладка по конкретному уровню тарифов потребителям получалась по-разному, но везде по такой схеме. И уйти потребителям от гарантирующих ЭСО к свободным, где энергия дешевле, было нельзя и сейчас еще пока нельзя.
- Замечательный "рынок"!
- Там очень много распределиловки и блата очень высокого уровня. Энергетика, это же штука сильно богатая, там интересы очень высоких людей плотно присутствуют, и те ЭСО, за которыми они стоят, могут покупать электроэнергию баснословно дешево, а продавать баснословно дорого. Бизнес великолепный. Особенно, если есть кому подсказать потребителю: "а ты купи не у тех, а вот у таких-то, они тебе зарядят денег намного дороже, но я тебе объясню, почему так надо делать".
- В казахстанских СМИ проходила информация о том, что российские бизнес-структуры активно участвовали в нашем энергорынке, и к этому участию были вопросы.
- Это частные случаи, которые иллюстрируют проблемность существовавшей системы. Но никакого россиянина в этот рынок без местного разрешения не пустят, это все альянсы и договоренности на высоком уровне, баш на баш: "Вы нам в Москве что-то обеспечиваете, а мы вас сюда запускаем".
- Но сейчас система меняется, появился единый закупщик. Это решит проблему?
- Так, как это делается - одни проблемы решит, другие создаст. Да, единый закупщик худо-бедно, но вынужден будет публиковать свою отчетность, сколько и почем купил. И его невозможно заставить определять цену на электроэнергию в зависимости от степени "знатности" покупателя, купить у него могут на равных основаниях все и по одинаковой стоимости. Те, кто прикреплен к гарантирующим ЭСО, могут уходить к свободным ЭСО, где конечная цена энергии пониже. А тут еще какой-то очень умный человек догадался именно в это же время вставить поправку в закон о госзакупках, по которой начиная с января следующего года бюджетные организации лишаются права закупаться только у одного источника. И у бюджетников, если поправка входит в силу, будет также право закупать электроэнергию у любой другой ЭСОшки. Значит, у которой дешевле, а не на которую важные люди из акимата показали. И бюджетники, естественно, побегут из гарантирующих ЭСОшек в разные стороны.
- Ну так и хорошо, понизятся тарифы для школ, больниц, детсадов…
- Вы не забывайте, что гарантирующие ЭСО держат разные тарифы для малого и среднего бизнеса, для бюджетников и для населения. Для населения тарифы сравнительно низки, потому что они фактически дотировались за счет более высоких для бюджетных организаций. А когда эти организации уйдут к свободным ЭСО, вся эта схема рухнет. И что будет с тарифами для населения?
Эти ЭСО уже написали коллективное паническое письмо руководству страны, что им конец и что тарифы для населения вырастут, в некоторых случаях процентов на шестьдесят, а в некоторых регионах и до 300%.
- Исходя из логики того, что вы изложили, очень похоже, что такое правда может случиться. И что делать?
- В концепции реформирования электроэнергетической сферы, которую предлагает альянс предпринимателей "Парасат", мы предлагаем решение. Надо понимать, что ЭСО, это совершенно необходимый элемент работы нормального рынка, их надо не проклинать, а создать нормальные условия для работы. Условия эти такие. Убрать "сословное" деление на гарантирующие и другие, все равны на свободном рынке, где покупают у единого закупщика. Своим клиентам ЭСО продают киловатт-часы с определенной, ими установленной, сбытовой надбавкой. По ней и будет идти конкуренция между ЭСО – кто меньше установит.
- А как конечным потребителям реагировать на эту конкуренцию? Технологически невозможно быстро поменять компанию, у которой покупаешь электроэнергию. Да и начни бизнес-структуры или бюджетные организации бегать от одного ЭСО к другому, понятно, какой будет реакция налоговиков.
- Все предусмотрено. У потребителей должно быть законодательно закрепленное право менять поставщика электроэнергии раз в год, или даже в полгода, заранее всех уведомляя. И будет на рынке нормальная конкуренция, от которой конечный потребитель будет иметь только пользу.
- Вы сами говорите, что в существующей системе энергосбыта сидят интересы очень серьезных людей. И дадут они принять ваши новации?
- А альтернативы уже нет, энергетический сегмент экономики сыплется. Его спасть надо, и начинать скорее, по-старому не получится. Выбор тут небольшой: учиться жить при свече и лучине, отапливаться дровами и кизяком.
Когда этот материал готовился к публикации, стало известно об аварийном отключении электроэнергии в ряде районов казахстанской столицы. В понедельник, как известно, представители акимата Астаны назвали причину аварии: "трещина оголовника шинного разъединителя обходной шины соответствующей фазы, которая треснула и оторвалась от колонки, и с ножом упала на шкаф отбора напряжения". Мы попросили прокомментировать это человека, много проработавшего на электростанциях, с серьезным инженерным опытом в этой сфере. Вот его оценка: "Шины, о которых здесь речь, это, по сути, очень толстые полоски меди, они сантиметров 10 шириной и минимум один сантиметр толщиной. Чтобы она треснула, надо очень сильно и долго, нещадно эксплуатировать оборудование. Это механическая поломка, до которой надо дожить".
Фото: Виталий Носач, РБК-Украина.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!