Чего казахстанцам бояться больше – холодной зимы или очень горячего лета

18393 просмотров
0
Ярослав Разумов
Среда, 26 Июл 2023, 11:00

Что отечественные производители могут выпускать сами для энергетиков

Читайте также
Режим ЧП в Казахстане неизбежен

Последние месяцы для казахстанской энергетики едва не стали "Судным днем": серия аварий на тепло- и электростанциях осени 2022 и зимы 2023, затронувшая даже энергетическую столицу Казахстана, Экибастуз, затем недавний обвал генерации в западных регионах страны. Это уже на фоне беспрецедентной жары. Теперь у потребителя есть выбор, чего бояться больше – холодной зимы или очень горячего лета, неработающих батарей или "не тянущих" кондиционеров. Не могу не признать, что шутка грустная…

Правительство отвечает на этот вызов так, как может – повышая тарифы. В рамках политики "Тариф в обмен на инвестиции". То, что делать надо было много лет назад, и это даже обсуждалось, но не делалось. Почему? Может, потому что, как все еще помнят, у нас раз в несколько лет проводились какие-нибудь досрочные выборы, а рост цифр в платежках для их триумфальных исходов не очень хороший фон? Так или иначе энергосистема чрезвычайно изношена, и теперь без роста тарифов уже не обойтись.

Но вот вопрос: где будет их предел? Во многом это зависит от цены того оборудования, которое будут ставить взамен изношенного. А где его брать? Импортировать? Это дорого, может быть, можно делать в Казахстане? Мы поговорили об этом с известным казахстанским экспертом в сфере машиностроения, членом правления Союза машиностроителей Казахстана Павлом БЕКЛЕМИШЕВЫМ.

Как прошлая зима все объяснила

- Павел Иннокентьевич, вы много лет говорили, что Казахстан не использует тот индустриальный потенциал в разных сферах машиностроения, который имеет. Вот, казалось бы, складываются условия для того, чтобы стало востребованным производство оборудования, машин, тех же труб… Что мы можем выпускать сами для энергетиков?

- За последние годы у нас так много декларировалось внимания к индустриальному развитию, и так мало делалось, что сейчас уже оценить отечественный потенциал крайне сложно. Даже по тем отраслям, которые как бы на виду, мы не можем подсчитать, что у нас есть, сколько людей где задействовано. Но есть отрасль, о которой даже на этом фоне практически ничего не говорится – это энергетическое машиностроение.

Читайте также
О геополитике, логистике и казахстанском интересе

Надо сказать, что есть в стране машиностроение электротехническое, волею судьбы и в силу объективных предпосылок: еще в советские времена в Казахстане был трансформаторный завод в Кентау, еще несколько предприятий. Основаны они были здесь, потому что в Казахстане была сырьевая база для этой отрасли: медь, алюминий, черная сталь. Какие-то из былых производств уже не существуют, тем не менее есть холдинг "Алагеум электрик", почти в каждом областном центре есть предприятия, которые делают трансформаторные подстанции, которые, в силу габаритов, возить издалека не очень удобно. Есть кое-что "по мелочевке". Ну, то есть в сфере выпуска оборудования для транспортировки электроэнергии мы определенной базой располагаем. Но этого явно недостаточно, а минувшая зима показала, что проблемы не только с транспортировкой, но и выработкой, причем как электро-, так и теплоэнергии.

- На ваш взгляд, насколько серьезна ситуация в этой сфере? Можно ее модернизировать постепенно, "по капле", или все уже далеко зашло?

- Опять же, нет комплексной, достоверной информации. Но в силу того, что за последние тридцать лет новых станций строилось очень-очень мало, и помня масштабы аварий, можно предположить ответ. Вот МАЭК вырубился, но ведь недалеко от него есть довольно мощная электростанция в 315 мегаватт, построенная на территории Атырауского газохимического комплекса. Но почему-то и у них возникли проблемы, "выпали" из работы 130 мегаватт. Это серьезный удар по системе, когда сразу такая большая мощность выпадает. У нас практически все генерирующие мощности старые, оборудование на них стоит советское, российское и даже чаще украинское. Понятно, что сейчас ни России, ни Украине не до поставок оборудования для наших станций. Импортировать оборудование из западных стран невозможно, оно принципиально не стыкуется с тем, что у нас стоит. И, действительно, самое логичное, единственно правильное сегодня в Казахстане - это заняться энергетическим машиностроением. Я имею в виду оборудование для подготовки топлива на генерирующих станциях, для выработки электроэнергии и затем для транспортировки тепла. То есть по тем "болевым точкам", где у нас минувшей зимой возникли проблемы.

- Понимание этого есть на "уровне принятия решений"?

Читайте также
Петр Своик: А что случилось с остальными электростанциями на западе?

- Я расскажу вам историю, которая нынешнюю ситуацию очень ярко иллюстрирует. Мы подняли эту тему на Форуме машиностроителей Казахстана в мае этого года. Но никто из госорганов нас после этого не пригласил, не выслушал… Премьер-министр через некоторое время провел штатное совещание по подготовке к зиме, но вопросы - что мы можем делать в плане производства оборудования - там, как я понимаю, не звучали. Обычное строгое совещание, всё как всегда.

Как депутат в правительство писал

- Но даже если бы эта тема и рассматривалась на совещании, что это изменило бы? Новые станции за полгода не построить.

- Конечно нет, но хотя бы провести анализ наших возможностей. И потом, есть один отраслевой нюанс: у энергетиков, как правило, поставки оборудования сопровождаются и передачей паспортов, какой-то конструкторской документацией. То есть все это в Казахстане имеется, и "пальцем в небо" тыкать бы не пришлось, что-то из оборудования с опорой на эту документацию могли бы начать у себя делать. Госорганы оказались глухи, но на той панельной дискуссии, где об этом шла речь, модератором был депутат мажилиса Азат ПЕРУАШЕВ. К концу мая он подготовил письмо – депутатский запрос - на имя премьер-министра по этой теме, я участвовал в его редактировании.

- Каков результат? Не было?

- Результат был. Недавно звонит мне молодой человек – буквально, очень молодой! – из министерства индустрии и инфраструктурного развития и говорит: "Павел Иннокентьевич, мы с вами не знакомы, но у меня просьба! Помогите составить ответ на запрос депутата Перуашева". Классно – мне предлагают ответить на проблему, которую мы же и озвучили, обращаясь в правительство!

- Что вы ответили человеку из министерства?

Читайте также
Кого назначат стрелочником блэкаута в Атырау

- Рассказал ему историю появления этого запроса. Потом сказал, что раз он звонит мне, значит - так никто этой проблемой и не начал заниматься. И добавил: нам с вами повезло, вы живете в столице, я в Алматы, и мы с вами, как-то, худо-бедно, но следующую зиму, наверное, перезимуем. А вот жители многих других городов…

Я видел итоговый результат, тот ответ, который получил Азат Перуашев. Там есть про все – какие средства выделяются на перерабатывающую промышленность, какие у нас замечательные успехи в развитии машиностроения. Причем перечислены предприятия, часть которых уже не существует. Только про энергетическое машиностроение там практически ничего нет. Вопрос-то в чем? У нас рассыпается вспомогательная инфраструктура электростанций, система генерации тепла. Просто потому что они старые, ремонтировались и обслуживались кое-как. И у Перуашева вопрос ставился конкретно: минувшая зима показала, что все плохо, внешняя ситуация становится сложнее, давайте подумаем, что мы сами можем делать с проблемным состоянием энергетической отрасли, когда до отопительного сезона осталось меньше пяти месяцев.

- Предположим, что госорганы все же обратят внимание на собственных производителей. Можно оценить, насколько широкую номенклатуру оборудования для энергетики можно производить в Казахстане? Тем более за оставшийся до отопительного сезона срок.

- Который теперь уже стал меньше на два месяца, чем когда отправлялось то письмо. Конечно, успеется не многое, хотя в нашей истории бывали примеры, когда в стрессовой ситуации за несколько месяцев даже крупные заводы не только перебрасывались на тысячи километров, но и начинали выпускать продукцию. И потом, в сегодняшней ситуации речь не идет о каких-то стартапах, технологических новациях, там много вполне привычных операций. У нас немало заводов и людей, которые могут сделать нормальные трубопроводы: взять трубу, приварить фланцы, поставить уплотнение. Поставить качественные, новые задвижки, шаровые краны… Обеспечить нормальную вентиляцию в помещениях, освещение.

Читайте также
"КазМунайГаз" несёт многомилллиардные убытки из-за отключений электроэнергии в Западном регионе

Многие производственники в Казахстане готовы и хотят этим заниматься. Но коммуникация между производством и государством почему-то всегда выглядит так: государство говорит: "Скажите, что вы можете, мы рассмотрим ваши предложения". А должно быть наоборот: оно через уполномоченные органы должно четко обозначать, что необходимо в первую очередь, во вторую, в третью. Министерство энергетики и "Самрук Энерго" должны сказать, что необходимо для решения надвигающейся проблемы, а министерство индустрии и инфраструктурного развития – донести это до производителей и начать с ними работать. У нас отсутствует постановка задачи, а в основе любой успешной работы лежит обмен информацией, с правильной стороны.

Как Кадыр Каркабатович комбайн сделал

- Я часто вспоминаю такую историю. В самом конце 1980-х было решено наладить в Казахстане выпуск силосоуборочного комбайна. Причем быстро. И покойный ныне Кадыр Каркабатович БАЙКЕНОВ, заместитель председателя Совета министров Казахской ССР, понимая, что на одном предприятии это сделать невозможно, раскидал заказы на детали и узлы по всей стране и собрал-таки комбайн! Вице-премьер в такой ситуации выступил в роли диспетчера и задачу выполнил.

- А давайте посмотрим на ситуацию иначе. Технические проблемы ведь могут накапливаться, накапливаться, и вроде вот-вот наступит предел, а он из года в год не наступает. Вот вы говорите об изношенности энергосистемы, о вероятных проблемах зимой, а если их не произойдет? Пронесет. Тогда вам скажут – ну, нагнетали вы, видите, более-менее все нормально и без экстренных мер.

- Если кризис энергосистемы не возникнет ближайшей зимой, это не значит, что его не будет потом. Мы же говорим об объективных вещах: наши станции старые, от этого не уйти.

- А качество? То оборудование, которое могут сегодня производить наши заводы, не будет соответствовать критериям давних эпох? А то придется через пару десятилетий начинать вновь волнообразную модернизацию.

Читайте также
А наши учёные древнеримский опыт улучшили!

- Может быть, но это обеспечит работоспособность станций и стабильность в ближайшее время. А потом будем думать и о передовых технологиях, и о зеленой энергетике. Кстати – хотя у нас современных станций в последние десятилетия построено крайне мало, но и к ним тоже есть вопросы. Ведь вся недавняя проблема с отключением электричества в западных регионах страны, которая ассоциируется с МАЭКом, началась с проблем на новой станции при газохимическом комплексе, где стоит эффективное "сименсовское" оборудование, есть современные системы защиты. И этот скачок привел к тому, что система посыпалась.Это летом было, а зимой ситуация в энергетике куда как более напряжена. Сейчас нужно работать над тем, чтобы опять не допустить размораживания городов.

А та проблема, о которой мы говорим - игнорирование собственного индустриального потенциала - существует и в контексте передовых энергетических направлений. Например, никто не задается вопросом, что мы можем сами здесь делать для ветровой и солнечной генерации электроэнергии? Все сориентировано на импорт. А мы могли бы как минимум выпускать мачты для ветровых установок. Есть три завода в Казахстане, которые могут это делать, и столько же - занимающихся стеклопластиком, а, значит - способны выпускать и лопасти для этих ветряков. Почему им никто не ставит такую задачу? Вы знаете, что в ряде случаев на наших ветростанциях применяются "бэушные", списанные лопасти? Везут к нам из других стран, вместо того чтобы утилизировать их там – это же дорого! Не могу оценить, в каком объеме, но практика такая есть.

Вот еще один пример: у нас много говорится о совместном с Германией проекте по производству зеленого водорода в Мангистауской области. Большая работа предстоит, понадобится много чего, в том числе, например, различной кабельной продукции, часть которой могли бы делать наши предприятия.

- А вообще, насколько широкую номенклатуру оборудования могли бы производить в Казахстане?

Читайте также
В Караганде эвакуировали горняков шахты "Костенко"

- Довольно обширную, даже в нынешнем, тяжелом нашем состоянии. Например, на уральском заводе "Металлист" сегодня могут ремонтировать турбины и компрессоры, и если ставить им задачу, то там способны освоить и их выпуск. Некоторые наши заводы выпускали панели для тепловых станций, это серьезное оборудование. Правда, Петропавловский завод тяжелого машиностроения, который этим занимался, угробили, но есть несколько других производств.

- В Казахстане есть сырьевая база для выпуска такой продукции. А есть соответствующие производственные площади? И что с главной проблемой всех индустриальных проектов – с кадрами?

- Сырьевая база есть не на все, но так и во всех странах мира, чего нет, импортируют. Тут ничего сложного. Выпуск многих материалов можно у нас наладить, сырьё, как правило, есть. Но тут существует другая проблема: казахстанские сырьевики на экспорт поставляют свою продукцию дешевле, чем продают ее нашим товаропроизводителям. Разница порой двукратная. Эту тему президент ТОКАЕВ поднимал неоднократно в своих выступлениях.

Площадок производственных у нас хватает, даже с учетом деиндустриализации последних лет. Сложнее всего с кадрами. Найти инженерные кадры, а это штучный товар, сегодня можно, приглашая специалистов с тех же заводов Украины или России, что поставляли оборудование на наши электростанции. С квалифицированными рабочими ситуация плачевна. Но если не будет запроса на них со стороны производств, они и не появятся.

Вот когда вопросы – "а сможем ли мы?", "а есть ли у нас ресурсы?" в таких контекстах задают журналисты, это нормально. Плохо, когда ими не задаются госорганы, которые обязаны решать такие задачи.

P.S. Когда это интервью уже было готово, стало известно об аварии в энергосистеме Караганды.

Фото: Depositphotos.com//Yakobchuk.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Про людей
…Которые живы, пока мы помним про них
Как несчастный случай на СТО играет на руку министру энергетики
Верховный суд сделал мощную антирекламу автомобилям, заправляющимся газом
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
В ВКО попробуют привлечь инвесторов заказными роликами
До этого в акимате заявили, что в регионе так и не выстроили систему работы с людьми, которые могут вкладывать финансы в различные проекты
В столовых Qarmet не остаётся даже объедков для собак
Животных выловили на территории компании и отвезли в приют, но забыли, что их нужно кормить
Нож в глазу: в СКО врачи борются за жизнь трёхлетнего мальчика
По словам матери, малыш сам неудачно упал на кухне
ГЭС на реке Коксу строит компания, ранее проложившая бракованные трубы на другой ГЭС
Они провели встречу с населением, которая сопровождалась потасовками и оскорблениями
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Отсутствие кассового аппарата в кафе привело замначальника районного ДГД на скамью подсудимых
Налоговик предложил владельцам общепита своё покровительство
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.