Как прекратить манипуляцию информацией, не подставив председателя Верховного суда Мергалиева
В конце октября 2024 года редакция Ratel.kz получила письмо от ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан", в котором компания выразила своё недовольство публикацией материала "Как оказать давление на председателя Верховного суда Мергалиева, чтобы получить 1 млрд тенге".
"Вами отмечено: "Мы привыкли верить официальным документам, а не мнению людей, далёких от железной дороги". Также указано, что вы больше верите официальному ответу министерства транспорта по вопросу использования тепловозов ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", и приложена копия письма министерства транспорта. С учётом вышеизложенного, настоящим направляем копии писем комитета железнодорожного и водного транспорта и министерства транспорта, свидетельствующие о том, что:
- Перевозки, осуществляемые ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" с использованием маневрового тепловоза марки ТЭМ2Н-УГМК, являются пассажирскими перевозками по законодательству Республики Казахстана:
- Законом РК "О железнодорожном транспорте", а также нормативными правовыми актами в сфере железнодорожного транспорта не предусмотрено использовано маневровых тепловозов в перевозках пассажиров.
В этой связи просим вас рассмотреть вышеуказанные официальные документы и принять соответствующие меры, предусмотренные законодательством РК, в том числе в области масс-медиа", - пишет исполнительный директор ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" АЙЖИГИТОВА.
Как натянуть сову на глобус
Ну что же, принимаем меры. Для начала, уважаемые читатели, давайте ознакомимся с ответами госорганов, которые ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" прислало в нашу редакцию.
В ответе комитета железнодорожного и водного транспорта мы видим обоснование со ссылками на действующие нормативно-правовые акты, что поезд, который осуществляет перевозку ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", является пассажирским, а работники нефтедобывающих предприятий – "пассажирами специального пассажирского поезда, назначенного по заявке юридического лица".
Так никто этого и не отрицает – они пассажиры пассажирского поезда. Только за проезд платят не сами пассажиры, а их работодатель. Потому претензии по качеству перевозок может предъявлять только ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.". Жалоб от этой компании не поступало. Все довольны качеством оказываемых ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" услуг, иначе бы ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." предъявило претензии к ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан", как исполнителю заказа. И тогда ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" в регрессном порядке могло требовать с ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" возмещение убытков.
Однако ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." не предъявило таких претензий ни в устной, ни в письменной форме. В противном случае исполнительный директор ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" непременно приложило эти претензии к письму в редакцию.
Кстати, поезд – это тепловоз/электровоз и пассажирские вагоны. И в ответе комитета нет никакой конкретизации, тепловоз или электровоз должен тянуть пассажирские вагоны.
В ответе министерства транспорта мы видим со ссылкой на Закон РК "О железнодорожном транспорте", что "нормативно-правовыми актами в сфере железнодорожного транспорта не предусмотрено использование маневровых тепловозов в перевозках пассажиров" и в перечне классификации подвижного состава "серия маневрового тепловоза марки ТЭМ2Н-УГМК не указана". При этом министерство даёт чёткий ответ, что, в случае причинения вреда другом лицу, следует обращаться в суд. И предлагает обратиться в АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы", которое допустило тепловоз марки ТЭМ2Н-УГМК на собственные линии.
На профессиональном жаргоне интерпретация ответов госорганов, которую делает ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан", называется не иначе, как натягивать сову на глобус. Иными словами, компания желает увидеть в ответах только то, что ей выгодно. Ну а цели вполне даже понятные – заработать на ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" ещё почти миллиард тенге на ровном месте. Это не считая тех 350 тысяч долларов, которые уже получены только за то, что, не имея даже необходимых вагонов для перевозки персонала ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", туристическая компания ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" выиграла тендер.
Тем более что министерство транспорта по вопросу использования тепловозов дало ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" совершенно иной ответ: "Министерство транспорта Республики Казахстан, рассмотрев ваше обращение № ЗТ-2024 -04554708 от 01.07.2024 года, сообщает следующее. В Законе Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте", а также нормативных правовых актах в сфере железнодорожного транспорта отсутствуют нормы по ограничению использования маневровых тепловозов в перевозках пассажиров".
Как поставить точку в споре о тепловозе
Мы решили поступить самым правильным в данной ситуации способом: отправили редакционный запрос в министерство транспорта, в котором задали конкретные вопросы, затрагиваемые в споре между ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" и ТОО "ЖелДорТранс-Актобе". Понятно, что обе стороны интерпретируют нормы закона таким образом, как выгодно им. Нам же важно найти истину и донести её до общественности. В конце концов, пока председатель Верховного суда Асламбек МЕРГАЛИЕВ решает, стоит ли удовлетворить ходатайство ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта или отказать, а генеральный прокурор Берик АСЫЛОВ и его подчинённые терпят нападки журналистов, вместо того чтобы, опираясь на закон, прекратить уголовное дело, по которому все доказательства высосаны из пальца адвокатами одной из сторон конфликта, ничто не мешает поставить точку в этом споре. Тем более что дело по факту наезда тепловоза на женщину, переходившую железную дорогу с наушниками в ушах и игнорируя предупреждения дежурного, превратили в способ давления на предпринимателя.
Вообще абсурдность действий сотрудников прокуратуры и полиции, после того как учредитель ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" Карлыгаш АЛДАБЕРГЕНОВА/АУБАКИРОВА подключила свои связи в госорганах, зашкаливает. Не удивимся, если в скором времени окажется, что расследование уголовного дела в отношении экспертов, которое сейчас находится в ДП города Алматы, передадут в отдел по расследованию убийств. Хотя эксперты не имели никакого отношения к смерти женщины. И туда же затем последует уголовное дело по факту ДТП, а подчинённые генерального прокурора Асылова как на голубом глазу будут утверждать, что машинист тепловоза специально поджидал свою жертву на этом железнодорожном переезде по заданию директора ТОО.
Но есть одна важная деталь, которую упорно не видят ни блогер Козачков, ни ulysmedia, ни сильнейшие адвокаты адвокатской конторы "Назханов и партнеры", ни сотрудник прокуратуры и следователи полиции. Подсказку можно найти на фотографии тепловоза ТЭМ2Н-УГМК ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", которую использовало для коллажа ulysmedia.
Мы специально сразу не указывали на эту деталь, чтобы проследить за всеми публикациями и оценить, насколько объективно пытаются разобраться в этом деле блогеры и СМИ. Так вот, рядом с верхним фонарём тепловоза располагается камера с большим углом обзора, изображение которой выводится на монитор машиниста, который видит всё, что происходит перед тепловозом. Поэтому все доводы ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан", блогера Козачкова и ulysmedia о том, что из-за конструкции маневрового тепловоза затруднена обзорность для машиниста и его помощника – это полный бред.
Кстати, Козачков и ulysmedia на досуге могут поинтересоваться у следователей, почему они не стали делать экспертизу по обзорности с этой камеры. Вернее, почему всячески этому препятствовали и сделали вид, будто камеры не существует.
Но вернёмся к запросу. Вот текст нашего запроса: "В настоящее время Информационное агентство Ratel.kz проводит журналистское расследование в отношении гражданского спора между ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" и ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан", которое связано с исполнением тендера на перевозку железнодорожным транспортом по маршруту Уральск-Аксай персонала ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.". В связи с тем, что стороны конфликта трактуют нормы Закона РК "О железнодорожном транспорте" и Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта с учётом личных интересов, просим Вас дать ответы на следующие вопросы, чтобы у читателей Ratel.kz сложилось объективное понимание проблемы:
- Имеются ли в Законе РК "О железнодорожном транспорте", а также других нормативных правовых актах в сфере железнодорожного транспорта нормы по запрету/ограничению использования маневровых тепловозов для перевозки пассажиров в пассажирских вагонах? Если имеются, то укажите какие именно.
- Может тепловоз марки ТЭМ2Н-УГМК, оборудованный устройствами управления электропневматическим торможением, использоваться для перевозок пассажиров в пассажирских вагонах в Республике Казахстан?
- Имеется ли доступ маневрового тепловоза марки ТЭМ2Н-УГМК, оборудованного устройствами управления электропневматическим торможением, на магистральную железнодорожную сеть Республике Казахстан?"
Ничего лишнего. Только конкретные вопросы, которые затрагивают ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" и ТОО "ЖелДорТранс-Актобе".
Запрос редакция Ratel.kz отправила 5 ноября 2024 года.
12 ноября 2024 мы получили ответ. Публикуем его полностью, чтобы передать смысл ответа достоверно и точно: "Министерство транспорта Республики Казахстан, рассмотрев вышеуказанное обращение, сообщает следующее.
1. Имеются ли в Законе РК "О железнодорожном транспорте", а также в других нормативных правовых актах в сфере железнодорожного транспорта нормы по запрету/ограничению использования маневровых тепловозов для перевозки пассажиров в пассажирских вагонах? Если имеются, то укажите какие именно.
В Законе Республики Казахстан "О железнодорожном транспорте", а также нормативных правовых актах в сфере железнодорожного транспорта отсутствуют нормы по ограничению использования маневровых тепловозов в перевозках пассажиров.
2. Может тепловоз марки "ТЭМ2Н-УГМК", оборудованный устройствами управления электропневматическим торможением, использоваться для перевозок пассажиров в пассажирских вагонах в Республике Казахстан?
Тепловоз марки ТЭМ2Н-УГМК, оборудованный устройствами управления электропневматическим торможением, может использоваться для перевозок работников, так и для перевозок пассажиров (согласно пункту 10.1 паспорта тепловоз оборудован электропневматическим тормозом на заводе-изготовителе), при соблюдении требований пункта 3 Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 544.
3. Имеется ли доступ маневрового тепловоза марки ТЭМ2Н-УГМК, оборудованного устройствами управления электропневматическим торможением, на магистральную железнодорожную сеть Республике Казахстан?
В соответствии с Правилами пользования магистральной железнодорожной сетью, утвержденных приказом и.о.министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 366, доступ маневрового тепловоза марки ТЭМ2Н-УГМК на магистральную железнодорожную сеть предоставлен АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы".
Сообщаем для сведения и в порядке разъяснения, что в случае несогласия с настоящим ответом, вы вправе обжаловать его в порядке, предусмотренном статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса РК".
Ответ подписан вице-министром транспорта Республики Казахстан Максатом КАЛИАКПАРОВЫМ.
Скажем честно, были приятно удивлены, что министерство дало конкретные ответы на наши вопросы. Без какой-либо воды, как обычно делают госслужащие. Чётко и по существу. Поэтому понять смысл ответов может каждый читатель без каких-либо пояснений.
Как думаете, могли ли ulysmedia и блогер Михаил КОЗАЧКОВ тоже отправить аналогичные запросы в министерство транспорта? Безусловно, могли. Но по какой-то причине предпочли отстаивать позицию, которая выгодна ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан". При этом более чем очевидно, что ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" использует в этом конфликте для оказания давления на транспортного прокурора Тимура СУЛЕЙМЕНОВА сына погибшей женщины. Так проще манипулировать общественным мнением. Общество склонно воспринимать любую ситуацию через эмоции. Но вот председатель Верховного суда Мергалиев должен действовать строго по Закону, а не опираясь на эмоции. И тем более критически отнестись к искусственно созданном блогером и СМИ общественному резонансу.
Как Козачков котиков подставил
Вообще, чем больше наблюдаем за ситуацией вокруг этого спора, тем больше видим все признаки типичного рейдерства. Тут и иски в суд по надуманным поводам, и заявления в госорганы по непонятным мотивам, и попытка перевести спор из гражданской плоскости в уголовную с помощью сына погибшей женщины, и использование медиа-ресурсов. Очень похоже на классическую схему рейдерского захвата, но правовую оценку этому может дать только суд.
К счастью, сейчас не 90-е, и существует множество способов противодействия рейдерским схемам. Тем более, когда в качестве медиа-поддержки используется уже осужденный по уголовным статьям за публикацию недостоверной информации и попытку незаконного сбора персональных данных блогер Михаил Козачков.
В конце октября произошла любопытная история, в которой Козачков подставил ulysmedia и прочие интернет-ресурсы, которые не привыкли проверять информацию, а слепо доверяют неоднократно попадавшемуся на нарушении закона блогеру.
В своём телеграм-канале Козачков поставил сообщение: "Из Шымкента пишут в @Koza4kov_bot, что там сегодня была задержана блогер Айгуль ОРЫНБЕК. Сейчас она в полиции.
Её имя фигурирует в рамках уголовного дела, зарегистрированного по статьям "Мошенничество", "Разглашение данных досудебного производства" и "Воспрепятствование осуществлению правосудия".
Не забываем ссылаться на первоисточник, котики".
Буквально в течение нескольких часов, несмотря на вечернее время, департамент полиции города Шымкента опроверг информацию о задержании Айгуль Орынбек.
Однако котики уже успели растащить информацию по своим новостным лентам.
Среди котиков оказалось и ulysmedia.
Сначала они тупо перекопировали информацию Козачкова со ссылкой на первоисточник. А как только полиция опровергла задержание, переобулись и на своём сайте заменили материал и заголовок.
Было "Блогер и член НСОД при президенте: в Шымкенте задержали Айгуль Орынбек", а стало "Это ложь: Айгуль Орынбек опровергла информацию о её задержании": "Сегодня в сети появилась информация о том, что в Шымкенте была задержана Айгуль Орынбек. Корреспондент Ulysmedia дозвонился до неё. В коротком телефонном разговоре Орынбек пояснила, что это неправда.
"Это ложь, я буду спрашивать с тех, кто распространяет ложную информацию", — сказала она.
В полиции информацию о задержании тоже опровергли.
Напомним, ранее Михаил Козачков заявил, что на Орынбек завели дело по статьям "Мошенничество", "Разглашение данных досудебного производства" и "Воспрепятствование осуществлению правосудия".
Кстати, сам блогер Козачков тоже поспешил удалить пост о задержании блогерши, заменив на официальную информацию полиции Шымкента.
Однако коллега по цеху Марина НИЗОВКИНА не смогла пропустить эту оплошность Козачкова и оставила вот такой колкий комментарий: "А чё ж удалять предыдущую информацию, которую куча "котиков" со ссылкой на первоисточник перепостили. Чёт стрёмно как-то".
Подаст ли блогер Айгуль Орынбек заявление на блогера Козачкова – скоро узнаем. Но непременно понаблюдаем за этой битвой блогеров. Тем более, что Михаил пока что на пробационном контроле, так как ещё не отбыл наказание по приговору суда.
Попахивает рецидивом: Козачков разгласил данные досудебного расследования
Одно знаем точно, адвокат Жанна МУХАМАДИ уже подала заявление в защиту интересов своего клиента в полицию на Козачкова: "Пообедали с коллегой Сауле КОБЖАНОВОЙ, совместили приятное с полезным. Разрабатывали стратегию по защите нашей клиентки по уголовному делу, где каким-то образом "потерпевшим" оказался "отец" многих государственных тендеров Александр БЕЛОВИЧ.
Мы уже обратились в правоохранительные органы по факту разглашения данных досудебного расследования. Надеюсь, что Козачков в ближайшее время будет допрошен и расскажет источник своей осведомленности.
Отныне он уже не может ссылаться на Закон о СМИ и отказываться выдавать свой источник, он уже не работник СМИ!!! Обязан все рассказать. На мой взгляд, попахивает рецидивом. Тем более - он был судим за аналогичное нарушение неприкосновенности частной жизни и распространение заведомо ложной информации".
Или вот ещё цитата из другого поста адвоката: "Но Козачков безапелляционно преподносит информацию так, будто это истина в последней инстанции. Ну хорошо, предположим, что доступ к закрытому уголовному делу ему сливает следователь департамента полиции Алматы АЛКЕНОВ Р. или адвокат потерпевшего? Алматы қаласының прокуратурасы вы в курсе?? Ну, в таком случае следователь нарушил тайну досудебного расследования и нарушил закон, ведь до окончания следствия НИКТО не может получать доступ к материалам дела. Конечно, есть еще одна теория, но о ней расскажу в следующий раз.
Меня другое интересует, Козачков так активно пишет об этом деле, по-разному склоняет фамилию моей клиентки, а вот о бывшем муже АНОШИНОЙ - Беловиче - ни разу не промолвил и слова, скромно называя его - казахстанский олигарх.
Я, конечно же, понимаю, что, выигрывая на протяжении многих лет тендеры на постройку Туркестана и метро в Алматы и многих других объектов, он имеет неограниченные возможности, но как-то нечестно со стороны осужденного журналиста Козачкова рассказывать историю только с одной стороны?
А как же главные принципы журналистики: Объективность и достоверность???".
Кстати, не так давно Козачков публично разгласил информацию о контрагентах ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", которая попадает под категорию коммерческой тайны. Любопытно, что данные в посте блогера точь-в-точь совпадают с материалами проверки налоговых органов. Рано или поздно всё равно станет известно, кто из сотрудников правоохранительных и налоговых органов сливает информацию блогеру Козачкову. Вернее, правильно сказать: блогер сам назовёт фамилии сотрудников, когда будет давать показания следователю и в суде.
Мы помним, что редакция Ratel.kz обещала опубликовать документы, подтверждающие, что Карлыгаш Алдабергенова/Аубакирова заработала на руководителе ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" Талгате ЖУМАГАЛИЕВЕ почти 350 000 долларов США. Обязательно это сделаем. На эти деньги вполне можно организовать кампанию по травле бизнес-партнёра в масс-медиа и получить поддержку должностных лиц на самом высоком уровне. Но мы абсолютно уверены, что председатель Верховного суда Мергалиев руководствуется исключительно верховенством права и Закона.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!