И почему обычный фактчекинг способен вывести на чистую воду любые манипуляции СМИ и блогера
В предыдущей публикации Ratel.kz обещал рассказать некоторые интересные детали хозяйственного спора между туристической компанией ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, о которых не было известно председателю Верховного суда Асламбеку МЕРГАЛИЕВУ, когда он выносил представление о пересмотре в коллегии Верховного суда гражданского дела по ходатайству проигравшей стороны - ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”. Мы уже проанализировали большой пакет документов и готовились выложить их, как в информационную войну против ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” неожиданно подключился не только блогер КОЗАЧКОВ, но и вполне себе серьёзный ресурс – ulysmedia.
Как семь судей Верховного суда проморгали просроченный приказ
Прежде чем мы приступим к детальному разбору документов, обратим внимание на несколько занятных деталей.
ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” дополнило и 3 октября 2024 года вновь подало ходатайство на имя Мергалиева на пересмотр гражданского дела. Однако 16 октября 2024 года заведующий секретариатом председателя Верховного суда его вновь вернул по очень интересным основаниям: “Настоящее ходатайство подано посредством сервиса “Судебный кабинет” 3 октября 2024 года и удостоверено электронной цифровой подписью АЛДАБЕРГЕНОВОЙ К.К. К ходатайству приложен приказ от 4 августа 2019 года, из которого следует, что Алдабергенова К.К. назначена на должность генерального директора ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” до 4 августа 2024 года.
Ввиду изложенного ходатайство о внесении представления о пересмотре судебного акта подлежит возвращению”.
Разумеется, ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” тут же подали через судебный кабинет ходатайство ещё раз, но теперь приложили более актуальный приказ. Сделан он был задним числом или той датой, которая на нём указана – не столь важно. Важно другое: когда судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан в составе семи судей рассматривала 28 августа 2024 года ходатайство ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и постановила “представление председателя Верховного суда Республики Казахстан о пересмотре постановления судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан от 4 июня 2024 года возвратить”, к пакету документов в судебном кабинете было приложен тот же самый приказ №053-А от 4 августа 2019 года, по которому полномочия Карлыгаш Алдабергеновой как руководителя закончились 4 августа 2024 года.
Интересно, 28 августа 2024 года кто-то из семи судей коллегии высшего судебного органа, возвращая представление председателю, заметил этот досадный казус?
В Верховном суде с этим гражданским делом всё время происходят какие-то, мягко говоря, неприятности – то ручное распределение, то документы исчезнут из судебного кабинета, то работники судебной администрации будут пойманы на лжи. И это, похоже, не последние перипетии с ним.
Другая интересная деталь.
Когда на Ratel.kz вышли первые материалы по судебному спору между ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, в редакцию позвонил управляющий партнёр адвокатской конторы “Назханов и партнеры” Таир НАЗХАНОВ и сообщил, что его клиентка Карлыгаш Алдабергенова/Аубакирова желает дать ответную публикацию. По этому вопросу с редакцией должен был переговорить помощник Назханова. Поскольку по Закону “О масс-медиа” редакция обязана предоставить площадку для ответа стороне спора, мы согласились это сделать. Естественно, попросив ознакомиться с текстом и быть готовыми к тому, что мы зададим ряд дополнительных вопросов Алдабергеновой/Аубакировой. Однако помощник Назханова предложил совсем иной вариант: за плату Ratel.kz должен снять опубликованные материалы и не продолжать публикации по этой теме. То есть сторону бизнесвумен интересовало исключительно молчание Ratel.kz. Разумеется, наша редакция отказалась от такого предложения, даже не пытаясь выяснить, сколько адвокатская контора “Назханов и партнеры” готовы были предложить нам за своего клиента. Почему Алдабергеновой/Аубакировой было выгодно именно молчание – попробуйте догадаться.
Когда не бьют факты
Теперь вернемся к разбору документов.
10 октября 2024 года на сайте ulysmedia вышел материал под громким заголовком “Жертвы для экономии: дело о смерти казахстанки спускают на тормозах” , который проиллюстрирован ни много ни мало, а коллажем с использованием фотографий президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА и главного транспортного прокурора Тимура СУЛЕЙМЕНОВА.
“История Азамата ДЖАМПЕИСОВА известна всей стране - летом этого года он выступил с видеообращением на одном из популярных Telegram-каналов. Азамат вынужденно обратился к главе государства и генеральному прокурору Республики с обещанием совершить самосожжение”, - так начинается материал ulysmedia.
Мы решили не грузить вас сухими фактами в продолжении темы, а сделать фактчекинг публикации на ulysmedia и немного рассказать о некоторых данных, которые за это время успел выдать на своём канале Михаил Козачков.
Итак, приступим к фактчекингу.
“Несчастье произошло в октябре 2021 года, когда мать пятерых детей Гульзаду ЖАНТАСОВУ сбили на магистральных железнодорожных путях участка от станции Казахстан (г. Аксай, ЗКО) до станции Уральск, женщина скончалась на месте. На иждивении у ее старшего сына Азамата остались несовершеннолетние братья и сестры, плюс трое собственных детей”, - пишет ulysmedia.
Кстати, в самом видеообращении Азамат говорил только о том, что на его иждивении осталась сестрёнка и братишка. То есть всего двое. По какой-то причине ulysmedia не уточнили этот момент. Однако, согласно официальному ответу филиала НАО “Государственная корпорация “Правительство для граждан” по Западно-Казахстанской области, у Жантасовой значится всего один несовершеннолетний ребенок. На момент трагедии, октябрь 2021 года, из пятерых детей Жантасовой только самая младшая дочка являлась несовершеннолетней – ей исполнилось девять лет. Ответ НАО и данные детей не публикуем из этических соображений. Но он имеется в редакции.
В какой-то момент адвокаты ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” увидели в Азамате инструмент давления на правоохранительные органы и суд с целью извлечь материальную выгоду от ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”. И информация о детях погибшей трансформировалась в том виде, что мы видим в материале ulysmedia, чтобы придать больше эмоционального окраса.
Ещё раз обращаем внимание на тот факт, что на телеграм-канале Козачкова обращение Азамата появилось летом 2024 года именно в тот момент, когда необходимо было оказать давление на суд, где рассматривалось гражданское дело по искам компаний и оба уголовных дела были прекращены уже не полицией в Уральске, а центральным аппаратом ДП на транспорте и прекращение было санкционировано Главной транспортной прокуратурой.
27 октября 2021 года, буквально меньше чем через месяц после гибели Гульзады Жантасовой, на КазТАГ вышло интервью с директором по безопасности АО “НК “ҚТЖ” Маратом ШАКЕНОВЫМ, который сообщил журналисту агентства: “Только за девять месяцев 2021 года зарегистрировано 65 случаев наезда на людей на железнодорожных путях, в том числе 39 случаев – с летальным исходом. Пострадавших могло быть больше. Машинистами локомотивов с начала года применено свыше 300 экстренных торможений для спасения жизни и сохранения здоровья невнимательных граждан. Больше всего такие случаи зафиксированы на участках Алматинского, Кызылординского, Акмолинского, Семейского отделений дороги. Остановить мгновенно поезд весом 6 тыс. тонн, идущий со скоростью 60-80 км в час, невозможно. При локомотиве весом более 200 тонн потребуется тормозной путь не менее 600-800 м”.
На вопрос журналиста, в чём основная причина несчастных случаев, директор по безопасности АО “НК “ҚТЖ” ответил: “Нарушение правил безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта. Это и хождение по железнодорожным путям в неположенном месте, и нахождение на пешеходном настиле во время движения поезда. Бывает, что дети залезают на вагоны. А такое, к сожалению, практически всегда заканчивается трагически. Напряжение в проводах контактной сети над вагонами достигает до 27,5 тыс. вольт. В опасных зонах железнодорожных путей, когда требуется полная концентрация внимания, люди говорят по телефону, слушают громкую музыку в наушниках, находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения”.
Так вот, в уголовном деле по факту гибели Гульзады Жантасовой есть объяснительная дежурного по переезду 1295 км, где произошла трагедия. Дежурный пишет о том, как увидел женщину, которая со стороны микрорайона подошла к железной дороге, и подал ей сигнал свитском и голосом, предупреждая о приближающемся поезде. Женщина посмотрела на дежурного, но проигнорировала его предупреждение. Уже после того, как дежурный вызвал скорую помощь, он обратил внимание, что у пострадавшей в ушах были наушники светлого цвета.
Думаем, теперь понятно, почему родственники погибшей не стали предъявлять претензии ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” сразу после трагедии. И почему уголовное дело было закрыто в 2021 году.
Очевидное и вероятное
Однако в июне 2024 года возникли обстоятельства, для которых возобновление уголовного дела очень даже принесло бы пользу. Ведь именно на эту трагедию делало ставку ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” в своём споре с ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”.
И вот тут-то и появилось то самое обращение Азамата с угрозами совершить акт самосожжения. Тем более, что виновного можно легко назначить, что и сделало в своей публикации ulysmedia устами сына погибшей: “Как говорит сам Азамат, дело было быстро закрыто. Он подозревает, что владелец ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, кому принадлежал убивший его маму локомотив, поспособствовал этому, поскольку вина руководства данной компании очевидна. Дело в том, что ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” осуществляло перевозку пассажиров – работников Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В. маневровым тепловозом в хозяйственном виде движения, а должно было использовать магистральный локомотив в пассажирском движении”.
Есть вина или нет, это должен устанавливать только суд, а никак не сын погибшей и уж тем более не журналисты. Точно так же, как давать оценку тому, имело право ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” осуществлять перевозку пассажиров с использованием маневрового тепловоза или нет. Азамат такой же специалист в вопросе использования тепловозов, как блогер Козачков.
Мы же привыкли верить официальным документам, а не мнению людей, далёких от железной дороги. Поэтому больше верим официальному ответу министерства транспорта по вопросу использования тепловозов ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”: “Министерство транспорта Республики Казахстан, рассмотрев ваше обращение № ЗТ-2024-04554708 от 01.07.2024 года, сообщает следующее. В Законе Республики Казахстан “О железнодорожном транспорте”, а также нормативных правовых актах в сфере железнодорожного транспорта отсутствуют нормы по ограничению использования маневровых тепловозов в перевозках пассажиров. Согласно пункту 3 Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 544 (далее - Правила), подвижной состав, выходящий на железнодорожные пути, независимо от принадлежности и форм собственности должен соответствовать требованиям настоящих Правил. В этой связи, согласно пункту 16 Правил, пассажирские локомотивы, оборудованные устройствами управления электропневматическим торможением, то есть указанный маневровый тепловоз ТЭМ2Н-УГМК, могут использоваться как для перевозок работников, так и для перевозок пассажиров (согласно пункту 10.1 паспорта тепловоза, оборудован электропневматическим тормозом на заводе-изготовителя). Кроме того, в соответствии с Правилами пользования магистральной железнодорожной сети, утвержденными приказом и.о.министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 366, доступ маневрового тепловоза марки ТЭМ2Н-УГМК на магистральную железнодорожную сеть предоставлен АО “Национальная компания “Қазақстан темір жолы”.
То есть тепловозы марки ТЭМ2Н-УГМК, которые использует ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, никакими правилами или приказами профильного министерства не запрещено использовать для перевозки пассажирских вагонов. Поэтому все придирки именно к тепловозам – просто способ оказать давление на следствие и суд. Не более того.
Обратим ваше внимание и на вот этот абзац в публикации ulysmedia, который поможет установить истинную причину, почему спустя несколько лет после трагедии история с гибелью многодетной матери стала инструментом воздействия на общественное мнение: “По информации Азамата Джампеисова, разобраться во всех нюансах этого простого, но в то же время “запутанного” дела ему помогают опытнейшие юристы АК “Назханов и партнеры”, благодаря чьей квалифицированной помощи у потерявшего мать сына появилась надежда на успех в деле восстановления справедливости”.
Почему интересен только случай с тепловозом ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”
Тем более, что ситуация из частного случая вдруг стала поворачивать в плоскость глобальной проблемы с помощью ulysmedia: “Сложность, по мнению Азамата, заключается и в том, что дело о гибели его матери напрямую связано с вопросами безопасности на железной дороге и конкретно с тем обстоятельством, что ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, которое, судя по всему, является доминантом в сфере коммерческих пассажирских перевозок (обслуживает крупнейшие нефтегазовые предприятия, такие как Карачаганак Петролиум Оперейтинг и Тенгизшевройл), намерено и дальше осуществлять пассажирские перевозки на магистральной сети маневровыми тепловозами. Возможно, здесь затрагиваются интересы и других перевозчиков, также считающих, что более дешевые маневровые тепловозы — лучшее решение для пассажирских перевозок. Но это также означает, что будут все новые и новые жертвы”.
Очень странную логическую цепочку пытается вбить читателям редакция ulysmedia и те, кто контролирует процесс судебных разбирательств по делу. Выходит, если бы маму Азамата сбил маневровый тепловоз, который тащил за собой грузовые вагоны, то претензий к перевозчику не было бы? Претензии возникли только потому, что за маневровым тепловозом ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” были прицеплены пассажирские вагоны?
Откроем страшную тайну Азамату и всем, кто пытается вывернуть эту ситуацию исключительно в целях извлечения материальной выгоды: большая часть тепловозов не только в Казахстане являются именно маневровыми и имеют ограниченную видимость для машиниста ввиду особенностей конструкции. И гибнут люди под их колёсами вовсе не из-за этой причины, а потому что нарушают правила поведения при переходе железнодорожных путей. Железная дорога с самого момента своего появления представляла повышенную опасность для всех, кто пересекает железнодорожные пути. Тепловоз, паровоз и электровоз, увы, не могут повернуть. Как не могут и резко затормозить. Поэтому на опасных железнодорожных переездах всегда устанавливают шлагбаумы, предупреждающие знаки и имеется дежурный. Но если пешеход игнорирует всё это, пренебрегая опасностью и собственной жизнью, то виноватым никак не может быть машинист и тем более владелец компании.
Посмотрите на официальную статистику гибели людей на железнодорожном транспорте по данным министерства транспорта, размещённую на сайте Госстата.
В общей сложности за три года – 2021-2023 – под колёсами поездов погибло 100 человек. Но лишь один единственный случай удостоился такого пристального внимания.
Откуда сливы у блогера, который банит оппонентов
Но самое главное, что мы нашли в публикации ulysmedia.kz, находится в этом абзаце:
“Азамат Джампеисов вначале обратился с жалобой в Главную транспортную прокуратуру, но там в течение 15 суток ответа не получил и пошел с жалобой в следственный суд. Там ему отказали без рассмотрения, ссылаясь на то, что Джампеисов не был участником процесса. Коллегия по уголовным делам городского суда Астаны также оставила жалобу без удовлетворения по тем же основаниям”.
Проще говоря, Азамат не мог получить для ознакомления все материалы уголовного дела, так как не был участником процесса.
В связи с этим возникает ряд очень важных вопросов.
Откуда блогер Козачков взял вот эту информацию, опубликованную на его телеграм-канале 6 сентября 2024 года: “Поэтому в Департаменте полиции на транспорте зарегистрировали еще одно досудебное расследование, на этот раз по части 2 статьи 420 Уголовного кодекса - “Заведомо ложное заключение эксперта, совершенное по тяжкому, особо тяжкому или коррупционному преступлению либо из корыстных побуждений”.
В рамках этого дела было принято решение о выемке мобильного телефона эксперта Николая КОЛЕСНИКОВА, чьи заключения в пользу перевозчика вызвали сомнения.
Колесников добровольно передал свой смартфон, и в нем нашли очень любопытные вещи.
Например, переписка с абонентом, записанным как “Булат Уральск ЖД”, а в ней - билеты на самолет для Колесникова, чтобы он мог прилететь из Алматы в Уральск и обратно для осмотра локомотива, плюс текстовые сообщения. В одном из них прямо написано - “Вывод: на КТЖ не запрещено использование маневровых локомотивов в пассажирском движении”.
Кто же такой “Булат Уральск ЖД”? Это Булат МУФТЕЕВ, сотрудник ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”.
А еще в журнале звонков Колесникова нашли любопытный номер, с которым он разговаривали более 100 раз за полгода! А записан он на Талгата ЖУМАГАЛИЕВА, руководителя ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”.
Или вот эти данные, опубликованные 2 октября 2024 года, которые разглашают информацию о платежах контрагентам ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, про которые Козачков пишет: “На днях мне прислали справки, как будто подготовленные правоохранительным органами.
И главный герой в этих бумагах… Снова Талгат Жумагалиев, босс из “Желдортранс-Актобе”. Я внимательно почитал, что там написано, и у меня сложилось впечатление, что в каком-то из силовых ведомств очень внимательно наблюдают за деятельностью бизнесмена”. Та информация, которая приводится в посте блогера, содержит суммы платежей между ТОО и ИП и явно попадает под категорию коммерческой тайны. И, как водится у Козачкова, она не подкреплена скринами документов.
Кстати, незадолго до того, как появился пост от 2 октября 2024 года, руководитель ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” Талгат Жумагалиев решил воспользоваться своим законным правом и написал блогеру в личку, чтобы тот отразил мнение его стороны. Продуктивного диалога не получилось. Козачков после ряда оскорбительных выпадов просто отправил Талгата в бан.
Впрочем, пренебрегать нормами закона Козачкову не впервой. Свой условный срок он получил как раз за это.
Во время вынесения приговора в 2023 году коллеги по цеху ограничились лишь констатацией факта о том, что Козачков вину признал, пошёл на сделку со следствием. Деталей никто не публиковал, хотя там есть много интересного. Более того, из блогера пытались сделать чуть ли не жертву режима и узника совести.
Исходя из переписки с Талгатом Жумагалиевым, блогер Козачков, похоже, испытывает явную неприязнь к руководителю ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, мотивы которой нам пока неизвестны. Поэтому самое время привести несколько цитат из приговора Козачкову. Тем более, что Талгат Жумагалиев не единственный человек, с которым блогер не стал общаться, чтобы создать хотя бы видимость объективности в своём телеграм-канале. Вот эта цитата из приговора, наиболее актуальная в рассматриваемом контексте публикаций про ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” и Жумагалиева: “Публикации размещены Козачковым М. вопреки требованиям пп.1-2 ст.21 Закона “О СМИ”, который обязывает журналиста принимать меры по проверке достоверности распространяемой информации путем направления запросов соответствующим физическим и юридическим лицам либо иными способами, не запрещенными законодательством Республики Казахстан.
07.02.2022г. АКШУЛАКОВА З.К., будучи возмущенной ложными и недостоверными сведениями в отношении себя и супруга ШУКУНЕВА К.Б., в целях опровержения и уточнения мотива выхода вышеуказанных публикаций, переговорила по телефону с Козачковым М.
Не ограничиваясь публичными угрозами, Козачков М. на фоне претензий в размещении публикаций без предварительной проверки, то есть в непрофессионализме, испытывая обиду и чувство задетого самолюбия, задался целью осуществить любыми способами, в том числе незаконными, сбор информации и сведений, компрометирующих Шукунева К.Б. и Акшулакову З.К”.
Вот за что 20 марта 2023 года блогер Козачков и получил три с половиной года условного срока. И на свободе остался лишь потому, что заключил процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. Судя по постам в телеграм-канале Козачкова, приговор ничуть не охладил пыл блогера.
За что руководитель ТОО “Транстур Казахстан” получила $350 000
Впрочем, то, что будет с Козачковым, нас не интересует. Нас беспокоит только одно: чтобы Азамат вовремя понял, что стал марионеткой в чужих руках до того, как наговорит через СМИ на обвинения по ряду статей Уголовного кодекса. Даже поверхностный анализ публикаций на ulysmedia и в телеграм-канале Козачкова показывает, что его очень умело используют для достижения своих целей люди, которые заинтересованы в том, чтобы обанкротить ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”. Их вовсе не интересует гибель его мамы. Это всего лишь один из основных мотивов, чтобы кошмарить через правоохранительные органы и суды Жумагалиева. Но хуже всего, что крайним могут в итоге сделать самого Азамата, как только поймут, что его история бесполезна для достижения целей.
Формально уголовное и гражданское дела никак не связаны, но, видимо, их сопровождают одни и те же адвокаты. Потому Азамата и используют как “торпеду”.
В конце материала хотим напомнить, что в следующей статье редакция Ratel.kz опубликует документы, подтверждающие, что Аубакирова заработала на руководителе ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” Жумагалиеве 350 000 долларов США. При этом ей этого оказалось мало. Она решила раскрутить историю с общественной опасностью использования маневровых тепловозов, чтобы оказать давление на Верховный суд и взыскать ещё 1 млрд тенге.
Вынесет ли руководитель главного судебного органа Казахстана вновь представление о пересмотре вступившего в законную силу решения суда или проигнорирует ходатайство – скоро узнаем. Ratel.kz непременно будет держать ситуацию на контроле.
Главное, что мы может точно утверждать уже сейчас: если спустя некоторое время ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” будет обанкрочено или сменит учредителей из-за многомиллионных исков, мы поимённо будет знать всех, кто принял участие в рейдерском захвате предприятия. И все эти люди получат сполна согласно Уголовному кодексу РК.
Фото: gov.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!