И как с помощью публикаций блогера готовится рейдерский захват крупного предприятия
Продолжение, начало читайте здесь и здесь.
Как и обещали, Ratel.kz раскрывает все подробности гражданского спора между ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, ради которого председатель Верховного суда Республики Казахстан Асламбек МЕРГАЛИЕВ подписал представление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта, рассмотренного всеми тремя судебными инстанциями. И, главное – мы расскажем мотивы всех этих действий.
Но сначала о том, чем закончилось рассмотрение жалобы по делу в кассационной коллегии Верховного суда.
Как суд апелляционной инстанции необоснованно изменил правильное решение
К счастью, кассационная коллегия по гражданским делам Верховного суда во главе с Нурсериком ШАРИПОВЫМ разобралась в вопросе досконально и пришла к выводу: "Разрешая иск ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" о взыскании разницы суммы по договору в размере 103 100 808 тенге, апелляционная судебная коллегия пришла к выводу о том, что со стороны ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" имеет место ненадлежащее исполнение договорных обязательств, а именно - перевозка работников Общества между городами Уральск и Аксай осуществлялась с применением маневровых локомотивов.
Между тем апелляционная судебная коллегия не учла, что акты выполненных работ по установленной фиксированной стоимости подписывались ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" на протяжении всего срока действия Договора № 59, каких-либо претензий по качеству оказанных услуг или возражений по типу локомотива ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" не предъявляло. Также не предъявлялись претензии по поводу непредоставления для перевозки работников Общества локомотива вагонного типа со стороны основного заказчика по перевозке - Общества. Таким образом, документом, удостоверяющим надлежащее выполнение Исполнителем принятых обязательств, является подписанный Заказчиком акт оказанных услуг.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности, свидетельствует о том, что нарушение обязательств со стороны ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" не допущено".
При этом в постановлении за подписью Шарипова дана отдельная оценка доводам ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан", на которые оно ссылалось в апелляции: "Доводы ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" о том, что увеличение стоимости услуг по предоставлению локомотивной тяги до 16 000 000 тенге в месяц было связано с просьбой ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" для приобретения локомотива для перевозки пассажиров, являются несостоятельными, указанные обстоятельства не имеют существенного значения для дела.
Осведомленность ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" о тарифах АО "КТЖ-ГП" и его согласие с фиксированной стоимостью локомотивной тяги, установленное Дополнительным соглашением, подтверждаются подписанными актами выполненных работ на протяжении четырёх с половиной лет исполнения контракта, претензии со стороны ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" с 2019 года отсутствовали. В связи с чем доводы о том, что ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" узнало о предоставление услуг с нарушением договорных обязательств только в июне 2023 года, являются голословными. Суд апелляционной инстанции вопреки задачам гражданского судопроизводства необоснованно изменил правильное по существу решение".
В итоге кассационная инстанция постановление судебной коллегии по гражданским делам Актюбинского областного суда от 5 апреля 2024 года изменила: "Отменить в части снижения взысканной суммы с ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" в пользу ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" до 104 461 064 тенге и удовлетворенной части встречного иска ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" о взыскании суммы 103 100 808 тенге, оставив в силе решение специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области от 27 декабря 2023 года".
Это тот уникальный случай, когда суд первой инстанции рассмотрел иск более детально и с соблюдением норм закона, чем апелляционная инстанция Актюбинского областного суда в составе коллегии из трёх судей.
“Она всё “раскидает” и будет “двигаться” снова”
Впрочем, предугадать, чем закончится рассмотрение представления председателя Верховного суда Мергалиева по ходатайству ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" в судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, весьма сложно. В первую очередь, потому что на всю коллегию теперь морально давит мнение Мергалиева.
Но главное сейчас – понять природу такого рвения председателя Верховного суда в обычном гражданском споре двух ТОО.
Про учредителя и руководителя ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" Карлыгаш АЛДАБЕРГЕНОВУ-АУБАКИРОВУ в сети не так много информации. Периодически она выступает спонсором олимпиад для школьников и студентов. Можно найти сообщения, что она известный и уважаемый бизнесмен, меценат, генеральный директор компании "Трансаэро". Что Карлыгаш Алдабергенова-Аубакирова была одной из первых, кто в лихие девяностые начала развивать туристическую отрасль, вести бизнес на международном уровне.
Но интернет помнит всё. Не только похвалы и высокопарные фразы. В сети можно найти вот такое обращение на имя председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Мажита ЕСЕНБАЕВА: "Уважаемый г-н Есенбаев! Просим Вас обратить внимание на таможенный пост "ЖЕТЫСУ". В аэропорт г. Алматы ежедневно прибывают грузы из Италии в кол-ве 10-15 тонн. Перевозкой груза занимается компания "Алия-стар", принадлежащая г-же Алдабергеновой Карлыгаш, супруге АЛДАБЕРГЕНОВА Курмана, работающего в таможенных органах РК. Данные грузы проходят таможенную очистку по совершенно поддельным документам, при полном несоответствии содержимого коробок заявленным декларациям, очень дорогая брендовая одежда и обувь растаможиваются по контрабандной схеме, по 4 доллара за кг, при этом сотрудниками таможенного оформления совершенно не проводится досмотр груза, выпуск проходит в ускоренном режиме. При этом Карлыгаш заставляет руководство поста (Мэлс и Мухтар) брать на контроль грузы, перевезенные не через её компанию, требуя, чтобы они растаможивались по самым высоким условным ценам, несмотря на то, что к грузам прилагаются инвойсы с перечнем и ценой товара от производителя! В частности нашей компанией, зарегистрированной в Италии, совершенно законно несколько раз были отправлены грузы нашим партнерам по бизнесу в Алматы, каким-то образом Карлыгаш получает наши авианакладные и требует от Мэлса взять их на контроль и не оформлять их или оформлять по завышенным ставкам, заявляя, что с Италией работает только она одна и других надо "проучить" (груз на контроле, боимся оформлять, так объясняют нашим брокерам инспекторы с зала оформления). Просим Вас разобраться в данной ситуации и устранить вмешательство посторонних лиц в работу таможенных органов, так как это мешает работе законопослушных участников ВЭД. Так же хотели Вас предупредить, что, если Вы направите данное письмо для рассмотрения в ДТК г. Алматы, то никакой реакции не последует, его просто похоронит её муж. Вообще, ситуация абсурдная, ВСЕ ВСЁ знают в ДТК, но молчат: грузы из Турции, Китая, ОАЭ возить через аэропорт нельзя, а из Европы можно!!! При этом возить контрабанду можно (200 тонн в месяц), а законно нельзя! Карлыгаш просто купила всех, всем удобно... Даже если произойдет чудо и Вы обратите внимание на наше письмо, то, поверьте, пройдет некоторое время, она все "раскидает" и будет "двигаться" снова, а все остальные отправители грузов будут вынуждены бояться отправлять грузы, чтобы не попасть под репрессии ее и таможенников, аффилированных с ней и ее мужем!".
Как думаете, в обращении упомянута та самая Карлыгаш Алдабергенова, которая владеет ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан"? Если речь о ней, то всё сразу встаёт на свои места. Вплоть до стараний председателя Верховного суда.
Запускайте Козачкова!
Есть ещё одна любопытная деталь в этом деле, которую нельзя упускать из виду. В последнее время любой скандал так или иначе переходит в медийное пространство. Потому как привлечь какого-нибудь блогера считается хорошим способом продавить свою позицию на уровне чиновников.
И в этом гражданском споре есть такой медийный след.
13 ноября 2023 в своём Telegram-канале блогер Михаил КОЗАЧКОВ выдал пост под названием "ГДЕ ВАШИ МАНЕВРЫ?". Рассуждая о скандале вокруг нацкомпании "Казахстан Темир Жолы" и Казахской академии транспорта и коммуникаций, он пишет, что "пока разбираюсь в материалах, но одна история меня очень сильно задела. Речь идет о гибели матери пятерых детей Гульзады ЖАНТАСОВОЙ. Произошло это ровно два года назад, в октябре, на перегоне Жипаево-Уральск. Женщина перебегала дорогу в неположенном месте и попала под колеса поезда. Скончалась на месте.
Было возбуждено уголовное дело по статье 344 - "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транспорта". Полицейские допросили машиниста и его помощника, а потом начался футбол - дело то прекращали, то возобновляли. И сейчас оно в подвешенном состоянии.
В ходе расследования были установлены интересные факты. Например, что перевозчиком и собственником состава является ТОО "Желдортранс-Актобе". И в тот злополучный день компания перевозила работников крупнейшего предприятия в Западно-Казахстанской области - "Карачаганак Петролеум Оперейтинг". Оказалось, что эта компания заказывает целые составы, чтобы возить своих сотрудников к месту работы. И самый главный момент - следователи выяснили, что состав тащил на себе маневровый локомотив".
Как поясняет главный специалист по тепловозам Михаил Козачков: "Для обывателей это совершенно ничего не значит, но железнодорожники знают, чем маневровый тепловоз отличается от магистрального. Это два совершенно разных агрегата. Первый используется для перемещения вагонов по станционным путям, в редких случаях - для перевозки работников железнодорожной отрасли для ремонта путей. В общем, для езды на короткие расстояния с невысокой скоростью. Магистральный же тащит на себе вагоны на длинные расстояния. И связано это с разными факторами, в том числе с безопасностью движения. У маневрового тепловоза хуже обзор из кабины машиниста, сидящего справа. При этом обзор слева ему закрывает дизельный отсек. Поэтому на ту сторону сажают помощника машиниста, чтобы он дал сигнал, если вдруг на путях появится преграда".
И естественно, задаёт вопрос: "Почему "Желдортранс-Актобе" использует вместо магистральных тепловозов маневровые? За перевозку своих работников "Карачаганак Петролеум" платит большие деньги, на них можно легко приобрести пару-тройку новых магистральных локомотивов, но почему-то железнодорожники используют небезопасную технику".
Сразу обратим внимание на важную деталь: пост выходит 13 ноября 2023 года. Как раз в это время полным ходом идёт судебное разбирательство в суде первой инстанции между ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" и ТОО "ЖелДорТранс-Актобе".
Блогер настолько торопился выдать информацию на канале, что даже не проверил название перегона: в посте указано Жипаево-Уральск, на самом же деле он носит название Желаево-Уральск.
Не стал заморачиваться главный эксперт по железнодорожному транспорту и на самом тепловозе, под колёсными парами которого погибла многодетная мать. Дело в том, что это был новый тепловоз, который ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" заказало в России именно в той комплектации, которая необходима для осуществления пассажирских перевозок. В ноябре 2020 года информационный портал shadr.info опубликовал такую новость: "Параллельно в Коломне завершились сертификационные испытания первого изготовленного для компании "ЖелДорТранс-Актобе" ТЭМ2Н-УГМК на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава". Как пояснил зам. технического директора ШААЗ Александр ПАПИРОВСКИЙ, необходимость сертификации обусловлена тем, что в машину по желанию заказчика внесены конструктивные изменения, которые позволили обеспечить возможность вождения пассажирских составов и повысить конструкционную скорость тепловоза до 100 км/час. В настоящее время в Регистр по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте направлен пакет документов для получения сертификата".
Кстати, на снимке тот самый тепловоз, под колёсами которого погибла женщина. Это новый тепловоз, конструктивно приспособленный для вождения пассажирских составов, который соответствует требованиям техники безопасности и имеет сертификацию на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава".
В начале июня 2024 года появляется видеообращение к президенту и генеральному прокурору сына погибшей осенью 2021 года Гульзады Жантасовой – Азамата ЖАНПЕИСОВА. На видео мужчина грозит устроить самосожжение из-за того, что департамент полиции на транспорте прекратил расследование, так как не удалось доказать вину ТОО "ЖелДорТранс-Актобе". По удивительному стечению обстоятельств как раз в начале июня кассационная коллегия Верховного суда по гражданским делам во главе с Шариповым рассматривает жалобы сторон. А 5 июня 2024 года обращение Жанпеисова выходит в Telegram-канале Козачкова.
И да, деньги за перевозку от ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." поступают на счета ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан", а не ТОО "ЖелДорТранс-Актобе". Об этом блогер почему-то предпочёл умолчать. И даже не порассуждал, почему ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" не заинтересовано в приобретении собственной тяги, имея пятилетний контракт с ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." и желая продлить его ещё на такой же срок.
Два важных документа, которые не принял во внимание председатель Верховного суда
Неплохо было бы озвучить стоимость одного тепловоза, как вы думаете?
Так вот, тепловозы, которые ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" купило в 2020 году за счёт собственных кредитных средств, обошлись в 97,2 млн рублей каждый. При среднем курсе рубля в январе 2020 в 6,12 тенге это 594,8 млн тенге. Два тепловоза – 1,189 млрд тенге.
За эти деньги работников ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В." необходимо возить четыре года минимум, но при этом оплачивать налоги, топливо, зарплаты из своего кармана.
Кстати, на не менее важные нюансы в представлении Мергалиева обратили внимание в Казахстанской Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов. По мнению экспертов, председатель Верховного суда Асламбек Мергалиев не принял во внимание, что у ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" имеется два важных документа.
Первый - договор на оказание услуг магистральной железнодорожной сети с Национальным оператором инфраструктуры, который выдается только в том случае, если перевозчик подтвердил все необходимые нормы и требования обеспечения безопасности движения поездов, в том числе наличие тягового подвижного состава, соответствующего необходимым техническим характеристикам.
Второй - сертификат безопасности, выдаваемый перевозчику уполномоченным органом в лице инспекции транспортного контроля министерства транспорта, который выдается только в том случае, если перевозчик соответствует требованиям по безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан в области железнодорожного транспорта. Более того, сертификат безопасности подтверждает соответствие перевозчика требованиям Евразийского пространства.
"Если бы технические характеристики тепловоза не соответствовали требованиям, то оператор инфраструктуры в лице АО "НК "КТЖ" не допустил бы ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" осуществлять услуги перевозчика на основании пункта 76 Правил пользования магистральной железнодорожной сетью, который гласит "При несоответствии подвижного состава перевозчиков правилам технической эксплуатации, требованиям безопасности движения на магистральной сети и охраны окружающей среды национальный оператор инфраструктуры не допускает данный подвижной состав на магистральную железнодорожную сеть". Технические характеристики тепловоза ТЭМ2Н-УГМК однозначно подтверждают, что он может использоваться как для перевозок работников, так и для перевозок пассажиров: согласно пункту 10.1 паспорта тепловоз оборудован электропневматическим тормозом на заводе-изготовителе", - обращают внимание в Казахстанской Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов.
Приведут ли действия председателя Верховного суда и блогера к рейдерскому захвату?
Но самое важное – это понять, для чего блогер Козачков так умело эксплуатирует тему с гибелью многодетной матери под колёсами тепловоза ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", постоянно недоговаривая всех деталей контракта на перевозку работников ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.".
Собственно, если следствие установит, что вина в гибели женщины лежит на машинисте тепловоза, принадлежащего ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", и суд назначит выплаты, это одно дело. ТОО будет вынуждено исполнить решение суда. Но появление постов блогера именно в те моменты, когда гражданский спор между ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" и ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" рассматривается в судах, носит иные задачи.
На самом деле, всё укладывается в классическую схему рейдерского захвата.
Представление Мергалиева в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда по ходатайству ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" открывает путь к новому иску. Если коллегия соглашается с тем, что председатель кассационной коллеги Шарипов вынес незаконное решение и вступает в законную силу постановление Актюбинского областного суда, то ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" подаёт новый иск к ТОО "ЖелДорТранс-Актобе".
Эти самые 16 млн тенге в месяц за аренду тепловозной тяги сразу становятся поводом для пересчёта всех остальных счетов, выставленных ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" за несколько лет. В итоге ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" получает возможность взыскать с ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" порядка 825 млн тенге "разницы по договору". По факту же фирма-прокладка, не имеющая ни своего парка тепловозов и вагонов, ни материальной базы и работников, просто получит необоснованной прибыли почти в один миллиард тенге.
При этом выиграть эти суды у ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" не будет ни малейшего шанса, так как судьи всех уровней будут бояться как чёрт ладана постановления коллегии Верховного суда, которое появится по представлению председателя Верховного суда Мергалиева.
Что такое один миллиард тенге для ТОО "ЖелДорТранс-Актобе"? Это неминуемое банкротство. Более 300 работников либо останутся без работы, либо чудесным образом окажутся в штате новой компании, которая будет иметь аффилированность с туристической компанией.
Мы не будем приводить цитаты президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА из его выступлений, где он упоминает о необходимости борьбы с рейдерством. Тут и так всё очевидно. Представители Старого Казахстана никуда не делись и используют те же самые схемы в Новом Казахстане. Перед нами реальный пример.
Кстати, в 2023 году обвинения в пособничестве рейдерству с Козачкова были сняты. Уголовное дело по статье 249 УК РК "Рейдерство" и статье 262 УК РК "Создание и руководство организованной группой, преступной организацией" в отношении блогера было прекращено по реабилитирующим основаниям. Его осудили по статье 147 УК РК "Нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства РК о персональных данных и их защите" и статье 274 УК РК "Распространение заведомо ложной информации".
Как замруководителя Судебной администрации Жуламанов стрелки переводил
Как мы ранее писали, чтобы досконально разобраться в ситуации с представлением, Ratel.kz отправил запрос в Верховный суд, в котором попросил предоставить статистическую информацию по количеству представлений от имени председателя Верховного суда на вступившие в законную силу решения судов по гражданским делам в порядке части 6 статьи 438 ГПК РК для проведения объективного журналистского расследования. Ответ за подписью заместителя руководителя Судебной администрации Республики Казахстан Болата ЖУЛАМАНОВА редакция получила в установленные сроки, но назвать это ответом сложно: "Запрашиваемые Вами сведения составляют предмет государственной правовой статистики, формирование которой осуществляет Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. С учетом изложенного, для получения интересующей правовой информации рекомендуем обратиться в названный уполномоченный государственный орган".
То есть Жуламанов просто перевёл стрелки, очевидно пытаясь покрывать председателя Верховного суда Мергалиева. Это окончательно стало понятно, когда 2 августа 2024 на запрос Ratel.kz прокурором отдела формирования гражданско-правовой статистики Управления формирования правовой информации в гражданской и административной сферах КПСИСУ ГП РК Гульмирой РАХМЕТОВОЙ была наложена резолюция: "Ваше обращение (Запросы средств массовой информации) под №37Т-2024-04875161, поступившее в Государственное учреждение "Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан" рассмотрено и перенаправлено полностью в "Верховный суд Республики Казахстан" ("Судебная администрация Республики Казахстан") для рассмотрения согласно статье 65 АППК РК".
Как ни пытался заместитель руководителя Судебной администрации Болат Жуламанов перевести стрелки, чтобы не отвечать на запрос СМИ, ответ всё равно пришлось дать. Правда, сделал он это только после запроса Ratel.kz в Генеральную прокуратуру, которая на голубом глазу переправила его обратно в Верховный суд. Выяснилось, что в 2024 году было всего два представления по гражданским спорам, одно из которых касалось именно этой истории.
Чем закончится эта необычная история по обычному гражданскому спору между ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" и ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", похоже, теперь будет интересно всему бизнес и юридическому сообществу. Создан уникальный прецедент рейдерского захвата на самом высоком судебном уровне. При этом его последствия губительны не только для легального бизнеса, но и для всей судебной системы. Понимает ли это председатель Верховного суда Мергалиев? Скоро узнаем.
Фотоколлаж: Azattyq Rýhy.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!