В областной акимат приходят письма, авторы которых пытаются сделать Ratel.kz ответственным за поступки чиновников и возможный скандал с ЕБРР
Речь о наших статьях, в которых мы попытались разобраться в превратностях государственно-частного партнерства на примере скандала с павлодарскими фонарями.
Напомним, по договору ГЧП частные фирмы из Алматы должны были взять кредит в Европейском банке реконструкции и развития в размере 1,7 млрд тенге, поменять на эти деньги городские светильники на более энергоэффективные и "умные" - с системой управления, и начать их обслуживать. А государство в лице областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и горотдела ЖКХ до 2023 года должно было постепенно компенсировать своим частным партнерам уже 3,5 млрд тенге.
Однако ревизоры выяснили, что частные партнеры недопоставили часть оборудования, а чиновники закрыли на это глаза и заплатили за весь его комплект. Частники – директор ТОО "АЗ Коммерц" Фархад АМРАЕВ и директор ТОО "AltocomAsia" Рабин АМРАЕВ вину в суде признали, согласились недостающее оборудование довезти и заключили процессуальное соглашение с прокурором, благодаря которому получили по 3 года 9 месяцев лишения свободы условно. И продолжили сотрудничать с павлодарскими властями в рамках договора ГЧП. При этом, по версии и братьев Амраевых и самих чиновников, партнеры просто вынуждены были жульничать с бюджетными деньгами. В интервью нашему изданию они хором сообщили, что, мол, при замене светильников вдруг выяснилось, что нужно менять еще и некачественно проложенный кабель, иначе новые светодиодные лампы отказываются работать, а денег на это в проекте ГЧП запланировано не было.
"…В СМИ опубликованы статьи, где авторами выражено несогласие с тем, что частные партнеры, совершившие уголовное правонарушение, продолжают выполнять договорные обязательства по данному договору ГЧП, - переживает теперь в своем письме от 6 октября первому замакима области Сунгату ЕСИМХАНОВУ первый зампрокурора области Жаркын КУСАИНОВ. – Однако государственными партнерами меры по расторжению договора не принимаются, а также неизвестна судьба ранее неустановленного оборудования. С учетом вышеизложенного прошу к 16 октября 2020 года информировать прокуратуру области о мерах, принимаемых госпартнерами по разрешению сложившейся ситуации.
То, что прокурор увидел в наших публикациях только это, наталкивает на мысль, что ему зачем-то кровь из носу нужно, чтобы договор с Амраевыми был расторгнут, а правовых оснований для этого не хватает. Вот и решил прикрыться журналистами – мол, смотрите, пресса возмущается, прокуратура вынуждена реагировать. Почему бы тогда не отреагировать и на строки о том, что чиновники, выплатившие бюджетные деньги за непоставленное оборудование, непонятно почему избежали не только уголовной, но и вообще какой-либо ответственности?
В свою очередь Рабин Амраев тоже написал в пятницу, 16 октября, письмо акиму области Абылкаиру СКАКОВУ.
"После ряда публикаций в СМИ, где авторы в погоне за сенсацией, не изучив фактического положения дел не объективно осветили проект выставив его в негативном свете, - пишет бизнесмен, забыв, что сам признал вину в суде. - Уполномоченный орган (сторона договора в лице Государственного партнера 1, ГУ "Управление энергетики и ЖКХ Павлодарской области" - далее ГУ "УЭиЖКХ”) идя на поводу мнений вышеуказанных авторов и в нарушении Закона о ГЧП, вопреки здравому смыслу и в ущерб интересам города, осуществляют прессинг с целью необоснованного снижения суммы проекта на 1 080 000 000 тенге… Не оплата данных денежных средств повлекла серьезные последствия для частного партнера выразившейся в не исполнении обязательств по выплатам перед ЕБРР" (орфография и стилистика сохранены).
То есть чиновники предложили Амраевым подписать допсоглашение и снизить сумму контракта.
- Конечно, сейчас пересмотр договора ГЧП повлечет скандал с ЕБРР, в этом Амраев прав, - говорит мажилисмен Нуржан АШИМБЕТОВ, бывший во время подписания контракта акимом Павлодара. – Раньше надо было думать, когда в управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства разрабатывался этот совершенно сырой проект ГЧП. Дело в том, что фонари в Павлодаре были новыми, их поменяли буквально за два года до заключения договора с Амраевыми, оснастив светодиодными лампами. После того, как эти новые лампы сняли, чтобы поменять на еще более новые, я добился, чтобы их передали в Экибастуз, где они с тех пор прекрасно светят. И вообще, договоры ГЧП стали настоящей обузой для бюджета. Гораздо эффективнее было бы просто выделить те же 1,7 млрд тенге из бюджета и нанять тех же Амраевых в качестве подрядчиков, а не партнеров, а не создавать такую сложную конструкцию с займом в ЕБРР. То же самое в Павлодаре было проделано и с покупкой новых трамваев, за которые бюджет в итоге теперь также переплачивает бешенную сумму. Но когда эти договоры ГЧП подписывались, шло давление на регионы, составлялись рейтинги – кто и сколько их подписал, вот и выдумывали что могли.