Ни человеческие жертвы, ни огромные материальные потери не заставили серьёзнее взглянуть на проблемы безопасности труда
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЧИТАЙТЕ В ЧАСТИ 1 и ЧАСТИ 2.
Во втором январском номере газеты "Шахтинский Вестник" сообщается, что АО "Испат-Кармет" никак не может определиться с судьбой ПО "Карагандаэнергоуголь". Договор продлён до 2 февраля 1997 года, но судьба большого коллектива непонятна. Одна из причин – объединение не может распрощаться с социальной сферой. "Испат-Кармет" не хочет связывать себя с социалкой и требует как можно скорее передать её на баланс местных властей.
Зато коллектив завода НОММ радуется, что с передачей предприятия "Испат-Кармет" растут объемы выпущенной продукции. План за 1996 год был выполнен 26 декабря.
Пока ещё рады и на шахте "Молодёжная" - одной из старейших шахт. Там не скрывают, что шахта на представляет особой ценности для иностранного инвестора, но добываемый уголь хорошего качества и востребован на рынке: "Смена собственника особого облегчения в работе не принесла. 1996 год шахта начинала в непростых горно-геологических условиях, сложной экономической ситуации. К июлю, казалось, основные проблемы позади. На-гора стабильно пошёл уголёк. Погасили значительную часть задолженности по зарплате". Но план за 1996 год шахта так и не выполнила. В начале 1997 года опять появились слабые надежды на стабилизацию ситуации с добычей, но: "Назревает проблема с заменой износившегося и устаревшего оборудования – около трети используемых шахтёрами машин и механизмов нуждаются в обновлении. Но плановые 600 тысяч тонн добычи технически обеспечены".
В феврале 1997 года решался вопрос с передачей "Испат-Кармет" Придолинского АТП, на балансе которого находилось 192 единицы подвижного состава, обслуживающего шахты. В 1996 году инвестор задействовал лишь половину из всей техники: "При плановой численности 345 человек в АТП работает 329. Вроде невелика разница. Но не хватает именно водителей автобусов. Принять на работу необходимых специалистов мешает политика угольного департамента, которая запрещает это делать на предприятиях, находящихся в доверительном управлении. Простаивали автобусы в АТП, а транспорт для перевозки шахтёров привлекали со стороны, что обошлось акционерному обществу значительно дороже. В чём целесообразность этого манёвра, в коллективе так и не поняли".
В номере от 15 февраля 1997 года газета сообщает, что в угольном департаменте АО "Испат-Кармет" состоялась конференция по заключению коллективного договора между владельцами предприятия и горняками: "Этот документ – краеугольный камень в отношениях между двумя сторонами. Проекты колдоговора была наработаны как работодателем, так и теркомом профсоюза работников угольной промышленности. Итоговый документ – результат компромисса, который достигнут на конференции". Почти восемь месяцев после передачи 15 шахт инвестору стороны не могли найти компромисс. И в многой степени по той причине, что правительство "засекретило" условия контракта с "Испат-Кармет".
1 марта 1997 года газета пишет о том, что на шахте "Казахстанской" побывали представители Всемирного банка реконструкции и развития: "Изучали ситуацию, запасы и возможности. Их выводы для "Казахстанской" оптимистичны: при соответствующих инвестициях уже в ближайшие годы можно добывать до 1 млн тонн топлива. А потому, очевидно, финансирование будет производиться". В конце материала сообщается, что на шахту прибыло пополнение: "На участке №7 приток свежих сил: 35 рабочих с закрывшейся абайской шахты "Шерубай-Нуринская". Они давно не получали зарплату, ощутили на себе, что значит лишиться работы".
12 апреля 1997 года на шахтах имени 50-летия СССР, "Тентекская" и "Шахтинская" радостное событие: "Пять отремонтированных проходческих комбайнов отправил заказчикам коллектив завода НОММ. Сейчас на ремонтной площадке цеха вновь пять проходческих комбайнов, отремонтировать которые необходимо как можно быстрее. Успешно прошла технические испытания и первая восстановленная на заводе породопогрузочная машина". А вот коллектив АООТ "Шахтинское ПАТП" накопил долги по зарплате на 15 млн тенге: "Определённую надежду на стабилизацию своего финансового положения предприятие связывало с переходом пяти шахт региона в иностранное управление. Частично надежды оправдались, но позиция АО "Испат-Кармет" не совсем понятна руководству ПАТП: расчёт за транспортные услуги проводится несвоевременно, подчас с большими задержками. О требуемой автомобилистами предоплате никак на могут договориться руководители. Сложившаяся ситуация заставляет автопредприятие приобретать бензин и запчасти в долг".
В №18 от 3 мая 1997 года опубликована статистика по несчастным случаям на шахтах за 1996 год: "Шахтинская" - единственная шахта в регионе, где в прошлом году по сравнению с 1995-м отмечен рост травматизма (на 12 случаев). Всего же за год зарегистрировано 149 травм. На 2,6% вырос и показатель их тяжести. Было ли это неожиданностью? Конечно, нет. В течение года проведено 162 обследования большого шахтного хозяйства. Практически в ходе каждого из них отмечались нарушения правил безопасности и других нормативных документов по охране труда. На 115 объектах, в том числе в 19 очистных и 76 подготовительных забоях, специалистами РГТИ работы запрещались. Самыми распространёнными на шахтах являются противопожарные нарушения. На шахте "Шахтинской" стало практикой нарушение сроков изоляции отработанных лав. В 1996 году оно отмечалось трижды. Например, лава 146 Д6 С-В изолирована через 117 суток вместо 70, лава 16 Д6 Ю-В – через 104 суток. И всё это по пласту Д-6, склонному к самовозгоранию".
24 мая 1997 в газете опубликован материал "Последний шанс" про судьбу шахты "Долинская", которая не вошла в состав "Испат-Кармет". В нём говорится о том, что за символическую плату она продана ТОО "Абайкомир" и появилась надежда на дальнейшую работу предприятия. Председатель правления ТОО "Абайкомир" Валерий КИРИЛЛИН сообщил: "Даже самые грубые подсчёты показывают, что себестоимость угля – а она в первом квартале составила 1250 тенге за тонну – непозволительная роскошь. Максимум, что может себе позволить шахта – 900 тенге. Жить придётся, рассчитывая на свои силы. Льготный кредит в 75 млн тенге, который получило ТОО "Абайкомир", конечно, немного облегчил период становления, но надолго его не хватит. Требуется 45-50 млн тенге в месяц, причём половина из них должна идти не бартером и взаиморасчётами, а живыми деньгами".
Кстати, в публикации приводится стоимость ликвидации шахты "Долинская" - 600 млн тенге: "Пока эти огромные средства сэкономлены, работу имеют почти тысяча горняков. За "Долинскую" радуешься вдвойне, когда знаешь, что "Шерубай-Нуринская" в Абае уже потерна для производства. Упущенное время, сложная газовая обстановка привели к тому, что шахта уже не пригодна для эксплуатации, хотя запасы угля позволяли делать это ещё в течение нескольких лет. Рубанув с плеча, правительство привело в состояние клинической смерти сразу несколько угледобывающих предприятий Карагандинского угольного бассейна".
19 июля 1997 года в газете в рубрике "Уроки капитализма" вышло большое интервью с руководителями шахты имени Ленина под названием "Год с Испатом".
"Нужно было некоторое время, чтобы осмыслить требования, цели и намерения новых хозяев. Хотя работа не приостанавливалась и уголь стабильно шел на-гора. Работаем в согласии, задания по добыче, проходке, развитию предприятия выполняем. В целом всё воспринимается позитивно", - сказал директор шахты СИДОРЕНКО, указав на множество позитивных изменений.
Впереди будут крупные аварии почти на всех этих шахтах, которые приведут к многочисленным жертвам.
В декабре 2004 года на шахте "Шахтинская" погибнет 23 горняка.
В сентябре 2006 года на шахте имени Ленина – 41 горняк.
В январе 2008 года на шахте "Абайская", которая раньше носила имя Калинина – 30 горняков. Среди погибших были мой одноклассник и друг детства.
В октябре 2023 года на шахте имени Костенко – 46 горняков.
Будет множество других аварий, которые унесут три, пять, шесть жизней.
И каждый раз руководители компании будут обещать, что больше подобного не повторится и они примут все меры для повышения техники безопасности и вложат миллионы долларов в оборудование. Но трагедии случались снова и снова.
В завершение нашего обзора по первому году 15 карагандинских шахт под управлением компании "Испат-Кармет", позже ставшей "АрселорМиттал Темиртау", приведём ещё несколько цитат из статьи замначальника горно-технической инспекции Конобеева, которая была опубликована в газете в феврале 1999 года, когда все уже смирились с тем, что лучшие шахты бассейна принадлежат иностранному инвестору: "Работа по обеспечению безопасности условий труда и предупреждению травматизма в 1998 году руководства шахт "Тентекская", "Шахтинская", "Долинская", АОЗТ "Шахтопроходка" признана неудовлетворительной. Лишь двум предприятиям угледобывающей отрасли Шахтинского региона – шахтам "Молодёжная" и "Казахстанская" - удалось отработать без смертельного травматизма. На остальных в общей сложности допущено 11 случаев со смертельным исходом, 351 – с менее тяжёлыми последствиями. По сравнению с 1997 годом общий травматизм снизился на 166 случаев, смертельных – превысил прошлогодний в три раза. Эти цифры становятся ещё более угрожающими, если соотнесёшь их с другими: численность персонала в угольном производстве по сравнению с 1997 годом снизилась на 2300 человек, объём производства – на 1,4 млн тонн. Минувший год ещё раз подтвердил, что функционирование частной формы собственности на шахтах региона на обеспечило повышение уровня технической безопасности горняков. Сокращение объёмов производства, которое характерно сейчас для каждого горняцкого коллектива, влечёт за собой и снижение размеров финансирования на замену изношенного оборудования, эксплуатацию объектов с повышенной нормой сроков службы машин и механизмов. Это и приводит в производственному травматизму".
В 1998 году материальные убытки от аварий и смертельного травматизма на шахтах составила более 30 млн тенге. Общая сумма непроизводственных затрат предприятий из-за травматизма – 165 млн тенге. "Но ни человеческие жертвы, ни огромные материальные потери не заставили серьёзнее взглянуть на проблемы безопасности труда", - пришёл к выводу Конобеев в 1999 году.
Как думаете, изменится ли что-то в лучшую сторону на шахтах, после того как они перейдут в собственность государства?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Карметкомбинат от Свичинского до Миттала: чем жила казахстанская магнитка в 1992 году
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!