Большой скачок
На верхнем снимке Токугава Иэясу
Ratel.kz продолжает цикл публикаций экономиста Жараса АХМЕТОВА о науке
Продолжение. Читайте часть1, часть 2, часть 3, часть 4.
*От унижения к триумфу
*Власть - бюрократам
*Самоизоляция – сохранение независимости или отказ от развития?
От унижения к триумфу
31 марта 1854 г. практически под дулами пушек эскадры коммодора Мэтью ПЕРРИ был подписан так называемый Канагавский договор между Японией и США, первый в череде унизительных и кабальных договоров с мировыми державами, прервавший более чем двухсотлетнюю самоизоляцию Японии.
А через 51 год, утром 28 мая 1905 г. (по новому стилю), остатки русской эскадры под командованием контр-адмирала Николая НЕБОГАТОВА сдались в пленяпонскому адмиралу Хэйхатиро ТОГО. Накануне ночью в плен к японцам попал командующий 2-й тихоокеанской эскадры вице-адмирал Зиновий РОЖЕСТВЕНСКИЙ.
Флот – это всегда самые передовые технологии своего времени. И Япония не просто победила, она продемонстрировала своё техническое превосходство.
Японии удалось сделать то, что удавалось немногим – за короткий срок из отсталой страны превратиться в одну из самых развитых стран мира.
История такой стремительной модернизации для нас не только интересна, но и поучительна.
Власть бюрократам
ТОКУГАВА - последняя династия сёгунов - пришла к власти в 1603 году после длительной междоусобной войны крупных феодальных кланов.
Надо сказать, что история Японии до победы Токугавы ИЭЯСУ при Сэкигахара была историей смут и феодальной междоусобицы, особо не отличаясь от других стран эпохи Средневековья.
Естественно, что для ТокугаваИэясу и его наследников главной задачей стало не просто удержание власти, а создание таких условий, чтобы никто и подумать не мог покуситься на их право быть сёгунами. Решение они нашли в тотальной бюрократизации страны. Ими были разработаны многочисленные правила, регламентирующие жизнь всех японских сословий, начиная с императорского двора и заканчивая простыми крестьянами.
Так, в 1615 г. были приняты указы бакуфу(бакуфу – правительство сёгуна) из 17 статей, регламентировавшие жизнь императорского двора, дворянства и духовенства.
Крупным японским феодалам –даймё - запрещалось без специального разрешения сёгуна вступать в брак, передавать имущество в наследство, реконструировать или строить собственные замки.
У торговцев регламентировались стиль одежды, ношение обуви, зонтов. Им запрещалось иметь имя, хотя бы отдалённо напоминавшее имя даймё, селиться в кварталах, в которых жили самураи.
Сёгуны из династии Токугава стремились законсервировать Японию, остановить её развитие, справедливо полагая, что прогресс будет подтачивать их монополию на власть. Действительно, развитие торговли, городов, товарно-денежных отношений подспудно вели к росту могущества торговых кланов и периферийных княжеств, которые впоследствии и сыграли важную роль в ликвидации сёгуната.
Самоизоляция – сохранение независимости или отказ от развития?
Первые европейцы – португальцы - появились в Японии в 1543 г. Европейцы познакомили японцев и с огнестрельным оружием, что сыграло свою роль в межклановой войне того времени. Ода НОБУНАГА создал отряды мушкетёров, благодаря которым одержал победу в сражении при Нагасино. Благожелательно относился к европейцам и Тоэтоми ХИДЭЁСЕ, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти, после того какНобунага покончил собой, окружённый врагами.
Но после того, как к власти пришел клан Токугава, ситуация резко изменилась. Сначала была запрещена миссионерская деятельность, а затем с 1633 по 1639 годы вышел ряд законов, приведший к почти полной изоляции Японии от внешнего мира. Японцам было запрещено принимать христианство, выезжатьза границу и напрямую участвовать во внешней торговле. Импортом в Японию было разрешено заниматься только голландцам и китайцам в специально отведенном месте –на искусственном острове, насыпанном посреди залива Нагасаки.
На рубеже XVI-XVII веков Япония уже проигрывала европейцам в конкурентоспособности, хотя разрыв был не особенно велик. Японияотставала не только технически, но и в вопросах мировоззрения -миссионерская деятельность христиан была очень успешна. И в относительных, и в абсолютных показателях число японцев, принявших христианство, было не так уж велико – пугали темпы прироста новообращённых. За полвека христианство приняли, оценочно, порядка 300 тыс. японцев.
Как бы там ни было, изоляционистские законы еще больше углубили техническое и технологическое отставание Японии от развитых стран мира. Но что было альтернативой? Колониальная или полуколониальная зависимость от одной из европейских стран? Точного ответа нет – можно только гадать.
В следующую субботу поговорим о том, как в Японии, несмотря на весь бюрократический диктат, появились силы, впоследствии приведшие к падению сёгунатаТокугава, и о самой реставрации МЭЙДЗИ.