BI Group, пообещав построить мост за 38 миллиардов, получит 72

49400 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Понедельник, 30 Сен 2024, 18:30

Заказчик - "ҚазАвтоЖол" - объяснил Ratel.kz эту печальную для налогоплательщиков новость тем, что проектировщик не знал о разливе Иртыша

В минувшие выходные Павлодар посетил директор департамента АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" Руслан КУСАИНОВ (на снимке), который попросил о встрече в связи с нашими публикациями о странной ситуации вокруг строительства нового моста через Иртыш взамен старого, аварийного. Напомним, ТОО "Казахдорстрой" - крупнейшее подразделение BI Group - подписало с АО "НК "ҚазАвтоЖол" через сайт госзакупок договор на его строительство, заключенный способом из одного источника, стоимостью 38 812 718 137,76 тенге 14 апреля прошлого года, то есть полтора года назад. В 2024 году подрядчик должен был выполнить работы на 293 млн тенге, в этом – на 14 млрд. С 17 марта по 23 мая прошлого года стороны подписали еще четыре дополнительных соглашения к этому договору, последний на сайте госакупок значится как действующий. Но затем было объявлено, что сумму строительства нужно удвоить, а ширину проезжей части уменьшить. С мая этого года проект находился на корректировке, и вот директор департамента нацкомпании "обрадовал" нас, что теперь новый мост обойдется налогоплательщикам более чем в 72 миллиарда тенге. При наших-то огромных дырах в республиканском бюджете.

- Проект экстрадозного моста подразумевает возведение пилонов (опор – О.В.) с вантами (стальные тросы или канаты, которые крепятся к пилонам и держат дорожное полотно моста – О.В.), - объяснил корреспонденту Ratel.kz Руслан Кусаинов. – Но в отличие от вантового моста, у которого нет опор в воде, у нашего меньшее количество вантов, и основная нагрузка будет распределяться на опорные части. Пилоны будут короткие, 20-метровые, от них короткие ванты пойдут, которые будут забирать нагрузку от пролета и передавать ее на опоры. То есть в данном случае вантовые тросы распределяют нагрузку от балки жесткости на пилон и дальнейшую нагрузку на опору моста.

Читайте также
На автобане Астана-Павлодар сломался бетон. Не доросли мы до автобанов

- Что изменилось в проекте 2021 года, по которому "Казахдорстрой", выиграв конкурс и подписав договор, собирался строить мост за 38 миллиардов, что он так подорожал?

- Проект остался тот же. Основная причина удорожания – выросла стоимость строительных материалов.

- Договор подписан полтора года назад. Если бы сразу начали строить, как, собственно, и должны были, материалы бы не подорожали? И когда подрядчик шел на тендер, он же соглашался с суммой? Спрашиваю, потому что есть такая традиция у этого нашего известного холдинга: получить государственный подряд любой ценой, а затем заключать бесконечные дополнительные соглашения. Достаточно зайти на сайт госзакупок, чтобы убедиться – ни один договор, подписанный ТОО "Казахдорстрой", не сохранил своей девственности. К каждому потом заключалось по десятку, а то и по два десятка дополнительных соглашений. 

- Я вам сейчас объясню. Здесь такой намывной остров есть. И в проекте не была предусмотрена работа на воде, то есть использование плавсредств – думали, что кран будет работать с этого острова. Явление природное же, то есть вода весной поднимается, остров заливает, топит, потом вода отступает. То есть нету стабильности.

- Назовите автора проекта, который не знал, что Иртыш весной разливается и что у нас там остров намывной.

- Не то, что не знали. Когда проектировали, он стоял. Понимаете, уровень поднятия воды - это же природное явление.

- Кто не знал, что на свете есть такое природное явление, как поднятие уровня воды в реке?

- Мы же не можем это предугадать.

Читайте также
BI Group построит мост через Иртыш уже, чем в проекте, но по двойной цене

- До этого, в марте 2001 года, АО "НК "КазАвтоЖол" объяснил нам, почему, проектируя автобан между Астаной и Павлодаром, то есть северными регионами страны, никто не думал, что на севере Казахстана зимой регулярно идет снег, дует ветер. И что отбойники посреди трассы сработают как снегоуловители и трассу регулярно будет заметать сугробами. "К сожалению, при разработке проекта не представляется возможным полностью спрогнозировать и учесть все погодно-климатические условия и явления, которые носят переменный характер (атмосферные осадки, сила ветра, его направление и др.)", - было сказано в том ответе нацкомпании. Теперь вот река подвела, которая, между прочим, каждую весну разливается. Какие еще загадки природы неведомы отечественным проектировщикам?

- Ольга Владимировна! Иртыш имеет какую протяженность? Мы не знаем – где и на сколько поднимается вода. В этом году мы же тоже не могли предугадать, что такие паводки будут. Где-то могут сделать сброс – это же явление природное. Поэтому для реализации этого проекта было принято и поддержано решение провести корректировку, чтобы стройка была беспрерывная и безостановочная. Чтобы проблем, связанных с уровнем воды, не возникало. Это будет необычный мост для Казахстана, у нас нет экстрадозных мостов.

- Как раз таки Иртыш у нас зарегулирован каскадом водохранилищ, и сбросы с Шульбы и Бухтармы – явление рукотворное. Но это ладно. Объясните, почему осенение о том, что вода поднимается и нужны плавсредства, не пришло до объявления конкурса, а сразу как состоялось подписание договора - оно тут же немедленно пришло?

- Это не осенение. Мы увидели, что будут какие-то технические препятствия, когда приступили к реализации. Проект разложили полностью по организованности, по организации, это все же сопоставляется с непосредственной практикой строительства. Есть же понятия "теория" и "практика", и вот с непосредственной практикой – как будет это инженерное решение реализовываться - появились вопросы работы на воде. Это было распознано как препятствие в будущем. Чтобы не уходить в долгострой, учесть все нюансы, приняли решение о корректировке.

Читайте также
Кто насолил BI Group и испортил мост за 54 миллиарда

- Но между подписанием договора и направлением проекта на корректировку прошло больше года. Такое впечатление, что специально тянули, чтобы стройматериалы успели как можно сильнее подорожать.

- Есть определенные процедуры, предусмотренные законодательством. Это подготовка предварительных расчетов, рассмотрение, обоснование, дальше это уходит на рассмотрение и поддержание республиканской бюджетной комиссии. Мы же не можем с одним проектом зайти, собрать республиканскую бюджетную комиссию и сказать: "Вот у нас один мост, рассмотрите". Собирается определенный пул вопросов, который рассматривается на комиссии.

- То есть ради одного моста даже за 70 миллиардов комиссия собираться не будет, надо дождаться еще кого-нибудь?

- Ну не кого-нибудь, а определенный список вопросов должен быть.

- И целый год ждали, когда наберется этот список?

- Нет. После того как бюджетная комиссия поддержала и утвердила необходимость корректировки, идет заключение договора с госэкспертизой, подготовка чертежей, остальных томов, пояснительной части. Весь этот пакет формируется, после чего уже загружается на экспертизу. У госэкспертизы тоже свой регламент работы. Они проверяют комплектность этой документации, это 45 рабочих дней. Эксперт по фонарям может быть, эксперт по бетону, по металлу, и каждый рассматривает свои вопросы, идет процесс их отработки, формируется само заключение. После того как вы получаете экспертизу, она утверждается приказом, идет второй этап республиканской бюджетной комиссии и подтверждение финансирования. Сейчас мы прошли второй этап, и поддержано финансирование проекта. Само строительство моста займет 65 миллиардов. Дополнительно будет рассмотрен вопрос по демонтажу существующего моста. Окончательного решения пока нет, но демонтаж уже есть в смете, которая прошла экспертизу – шесть миллиардов. Общая смета 72,5 миллиарда. Еще есть прочие затраты, непредвиденные затраты.

Замечу - по поводу непредвиденных затрат нацкомпания права. К примеру, сразу после прокладки первых участков автобана "Центр-Восток", частью которого является дорога от Астаны до Павлодара, на которую будет вести новый мост, сюрпризом для властей стал жуткий гололед. Он делал автобан зимой опасным для жизни. О том, что с незапланированным катком нужно что-то решать, периодически заявляли чиновники, депутаты и партийцы из тогдашнего Nur Otan, но вдруг неожиданно выяснилось, что соль на бетонку сыпать нельзя, а специальные эмульсии обойдутся в миллиард тенге, о которых, когда придумали строить, не подумали.

А если бы бюджетная комиссия отказала, что бы делала BI Group? Строила за 38 миллиардов? Срок строительства моста – 39 месяцев. Останется ли сумма в 72 миллиарда, рассчитанная с учетом предполагаемой инфляции, до конца строительства неизменной, или ее потом еще откорректируют?

Фото и видео: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером