BI Group, пообещав построить мост за 38 миллиардов, получит 72

48210 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Понедельник, 30 Сен 2024, 18:30

Заказчик - "ҚазАвтоЖол" - объяснил Ratel.kz эту печальную для налогоплательщиков новость тем, что проектировщик не знал о разливе Иртыша

В минувшие выходные Павлодар посетил директор департамента АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" Руслан КУСАИНОВ (на снимке), который попросил о встрече в связи с нашими публикациями о странной ситуации вокруг строительства нового моста через Иртыш взамен старого, аварийного. Напомним, ТОО "Казахдорстрой" - крупнейшее подразделение BI Group - подписало с АО "НК "ҚазАвтоЖол" через сайт госзакупок договор на его строительство, заключенный способом из одного источника, стоимостью 38 812 718 137,76 тенге 14 апреля прошлого года, то есть полтора года назад. В 2024 году подрядчик должен был выполнить работы на 293 млн тенге, в этом – на 14 млрд. С 17 марта по 23 мая прошлого года стороны подписали еще четыре дополнительных соглашения к этому договору, последний на сайте госакупок значится как действующий. Но затем было объявлено, что сумму строительства нужно удвоить, а ширину проезжей части уменьшить. С мая этого года проект находился на корректировке, и вот директор департамента нацкомпании "обрадовал" нас, что теперь новый мост обойдется налогоплательщикам более чем в 72 миллиарда тенге. При наших-то огромных дырах в республиканском бюджете.

- Проект экстрадозного моста подразумевает возведение пилонов (опор – О.В.) с вантами (стальные тросы или канаты, которые крепятся к пилонам и держат дорожное полотно моста – О.В.), - объяснил корреспонденту Ratel.kz Руслан Кусаинов. – Но в отличие от вантового моста, у которого нет опор в воде, у нашего меньшее количество вантов, и основная нагрузка будет распределяться на опорные части. Пилоны будут короткие, 20-метровые, от них короткие ванты пойдут, которые будут забирать нагрузку от пролета и передавать ее на опоры. То есть в данном случае вантовые тросы распределяют нагрузку от балки жесткости на пилон и дальнейшую нагрузку на опору моста.

Читайте также
На автобане Астана-Павлодар сломался бетон. Не доросли мы до автобанов

- Что изменилось в проекте 2021 года, по которому "Казахдорстрой", выиграв конкурс и подписав договор, собирался строить мост за 38 миллиардов, что он так подорожал?

- Проект остался тот же. Основная причина удорожания – выросла стоимость строительных материалов.

- Договор подписан полтора года назад. Если бы сразу начали строить, как, собственно, и должны были, материалы бы не подорожали? И когда подрядчик шел на тендер, он же соглашался с суммой? Спрашиваю, потому что есть такая традиция у этого нашего известного холдинга: получить государственный подряд любой ценой, а затем заключать бесконечные дополнительные соглашения. Достаточно зайти на сайт госзакупок, чтобы убедиться – ни один договор, подписанный ТОО "Казахдорстрой", не сохранил своей девственности. К каждому потом заключалось по десятку, а то и по два десятка дополнительных соглашений. 

- Я вам сейчас объясню. Здесь такой намывной остров есть. И в проекте не была предусмотрена работа на воде, то есть использование плавсредств – думали, что кран будет работать с этого острова. Явление природное же, то есть вода весной поднимается, остров заливает, топит, потом вода отступает. То есть нету стабильности.

- Назовите автора проекта, который не знал, что Иртыш весной разливается и что у нас там остров намывной.

- Не то, что не знали. Когда проектировали, он стоял. Понимаете, уровень поднятия воды - это же природное явление.

- Кто не знал, что на свете есть такое природное явление, как поднятие уровня воды в реке?

- Мы же не можем это предугадать.

Читайте также
BI Group построит мост через Иртыш уже, чем в проекте, но по двойной цене

- До этого, в марте 2001 года, АО "НК "КазАвтоЖол" объяснил нам, почему, проектируя автобан между Астаной и Павлодаром, то есть северными регионами страны, никто не думал, что на севере Казахстана зимой регулярно идет снег, дует ветер. И что отбойники посреди трассы сработают как снегоуловители и трассу регулярно будет заметать сугробами. "К сожалению, при разработке проекта не представляется возможным полностью спрогнозировать и учесть все погодно-климатические условия и явления, которые носят переменный характер (атмосферные осадки, сила ветра, его направление и др.)", - было сказано в том ответе нацкомпании. Теперь вот река подвела, которая, между прочим, каждую весну разливается. Какие еще загадки природы неведомы отечественным проектировщикам?

- Ольга Владимировна! Иртыш имеет какую протяженность? Мы не знаем – где и на сколько поднимается вода. В этом году мы же тоже не могли предугадать, что такие паводки будут. Где-то могут сделать сброс – это же явление природное. Поэтому для реализации этого проекта было принято и поддержано решение провести корректировку, чтобы стройка была беспрерывная и безостановочная. Чтобы проблем, связанных с уровнем воды, не возникало. Это будет необычный мост для Казахстана, у нас нет экстрадозных мостов.

- Как раз таки Иртыш у нас зарегулирован каскадом водохранилищ, и сбросы с Шульбы и Бухтармы – явление рукотворное. Но это ладно. Объясните, почему осенение о том, что вода поднимается и нужны плавсредства, не пришло до объявления конкурса, а сразу как состоялось подписание договора - оно тут же немедленно пришло?

- Это не осенение. Мы увидели, что будут какие-то технические препятствия, когда приступили к реализации. Проект разложили полностью по организованности, по организации, это все же сопоставляется с непосредственной практикой строительства. Есть же понятия "теория" и "практика", и вот с непосредственной практикой – как будет это инженерное решение реализовываться - появились вопросы работы на воде. Это было распознано как препятствие в будущем. Чтобы не уходить в долгострой, учесть все нюансы, приняли решение о корректировке.

Читайте также
Кто насолил BI Group и испортил мост за 54 миллиарда

- Но между подписанием договора и направлением проекта на корректировку прошло больше года. Такое впечатление, что специально тянули, чтобы стройматериалы успели как можно сильнее подорожать.

- Есть определенные процедуры, предусмотренные законодательством. Это подготовка предварительных расчетов, рассмотрение, обоснование, дальше это уходит на рассмотрение и поддержание республиканской бюджетной комиссии. Мы же не можем с одним проектом зайти, собрать республиканскую бюджетную комиссию и сказать: "Вот у нас один мост, рассмотрите". Собирается определенный пул вопросов, который рассматривается на комиссии.

- То есть ради одного моста даже за 70 миллиардов комиссия собираться не будет, надо дождаться еще кого-нибудь?

- Ну не кого-нибудь, а определенный список вопросов должен быть.

- И целый год ждали, когда наберется этот список?

- Нет. После того как бюджетная комиссия поддержала и утвердила необходимость корректировки, идет заключение договора с госэкспертизой, подготовка чертежей, остальных томов, пояснительной части. Весь этот пакет формируется, после чего уже загружается на экспертизу. У госэкспертизы тоже свой регламент работы. Они проверяют комплектность этой документации, это 45 рабочих дней. Эксперт по фонарям может быть, эксперт по бетону, по металлу, и каждый рассматривает свои вопросы, идет процесс их отработки, формируется само заключение. После того как вы получаете экспертизу, она утверждается приказом, идет второй этап республиканской бюджетной комиссии и подтверждение финансирования. Сейчас мы прошли второй этап, и поддержано финансирование проекта. Само строительство моста займет 65 миллиардов. Дополнительно будет рассмотрен вопрос по демонтажу существующего моста. Окончательного решения пока нет, но демонтаж уже есть в смете, которая прошла экспертизу – шесть миллиардов. Общая смета 72,5 миллиарда. Еще есть прочие затраты, непредвиденные затраты.

Замечу - по поводу непредвиденных затрат нацкомпания права. К примеру, сразу после прокладки первых участков автобана "Центр-Восток", частью которого является дорога от Астаны до Павлодара, на которую будет вести новый мост, сюрпризом для властей стал жуткий гололед. Он делал автобан зимой опасным для жизни. О том, что с незапланированным катком нужно что-то решать, периодически заявляли чиновники, депутаты и партийцы из тогдашнего Nur Otan, но вдруг неожиданно выяснилось, что соль на бетонку сыпать нельзя, а специальные эмульсии обойдутся в миллиард тенге, о которых, когда придумали строить, не подумали.

А если бы бюджетная комиссия отказала, что бы делала BI Group? Строила за 38 миллиардов? Срок строительства моста – 39 месяцев. Останется ли сумма в 72 миллиарда, рассчитанная с учетом предполагаемой инфляции, до конца строительства неизменной, или ее потом еще откорректируют?

Фото и видео: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




философия ғылымдарының кандидаты
НДС = Не Деген Сұмдық.
Власть в Казахстане перешла к большевикам в Brioni
Главный лозунг дня: взять под контроль все расходы населения и сделать честные заработки незаконными
Кому и сколько должен Какимжанов
Среди 61 кредитора ТОО "Фирма "Автодорсервис" числится бывшая компания экс-министра финансов – АО "К-Дорстрой"
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Деньги для бюджета не только в новой ставке НДС, но и в закромах "Самрук-Казыны"
Про источник, из которого можно довольно быстро пополнить госказну, не снимая последнюю рубашку с бизнесменов и ИП-шников
Можно ли победить бюрократию
Дональду Трампу, если он хочет ослабить бюрократический аппарат, следовало бы заняться восстановлением уровня демократии в стране и общественной консолидацией
Идеальный шторм в нефтяном океане
После катастрофы 1910-го: как Верный зализывал раны и праздновал Новый год 1911
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Хроники Верного. Безумству храбрых
О горных восхождениях, тюльпанах, топографической съёмке и акварельных работах
Бишимбаеву не дают играть на саксофоне
Осуждённый за убийство жены экс-министр нацэкономики, отбывающий срок в Степногорске, пожаловался, что ему не дают поощрений, и лишился репетиций
Гаджет, Черчилль и наши дети
Чтобы увидеть реальную картину, насколько дети погружены в зависимость от телефонов и игр, пора разработать диагностические экспресс-методики зависимого поведения
Пенсионерка против блогера-соцработника
Престарелая алматинка, после того как оказалась под опекой соцработника, отписала ей квартиру в элитном доме в центре Алматы и умерла
Сельчанин обматерил врача и попал в суд в области Абай
Утро 1 января выдалось для жителя одного из районов очень насыщенным
Во время строительства котельной в Сарани украли почти полмиллиарда тенге
Антикоррупционная служба ведёт уголовное расследование
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
Почему глава полиции Жетысу генерал Кусаинов хотел выгнать журналистов с судебного заседания
В настоящее время он судится с пенсионерами МВД, защищая свои честь, достоинство и деловую репутацию
300 млн тенге потратят чиновники на создание путеводителя по Алматы
Книга недёшево обойдётся налогоплательщикам
Как дежурный офицер с табельным пистолетом поиграл
Подробности расстрела солдата-срочника в Мангистауской области
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.