За чей счет банкет газификации?

10526 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 20 Мар 2018, 11:00

Почему пышные празднества, помпезные форумы, «Экспо-2017», Универсиаду и Азиаду мы проводим на собственные деньги, а на неотложные нужды газификации берем в долг под проценты?

Уже через три с половиной месяца, в первых числах июля, накануне Дня столицы и дня рождения президента, когда все крупнейшие инвесторы, предприятия и трудовые коллективы будут озабочены выбором достойного подарка Астане, состоится сварка первого стыка магистрального газопровода «Кызылорда-Жезказган-Караганда-Астана», который спустя всего год должен привести в столицу «голубое топливо». С таким же рвением, с которым чиновники шесть лет доказывали, что газифицировать центр и север Казахстана невыгодно, дорого и вообще невозможно, сегодня они наперегонки клянутся, что газопровод будет построен в рекордные сроки.

Читайте также
"КазМунайГаз" казахскими деньгами прорубил китайцам окно в Европу

Что стало причиной такой стремительной трансформации сознания, история умалчивает, ведь впервые президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил правительству газифицировать столицу еще в начале 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана: «Запроектировать и приступить к реализации газопроводной системы, которая обеспечит газификацию центрального региона страны, включая столицу. Это капиталоемкая, важная работа, но мы должны это сделать, чтобы уйти от зависимости по газу. Мы страна, производящая нефть и газ, и мы обязаны газифицировать наше государство, сколько бы нам это ни стоило».

Спустя четыре года, в марте 2016-го директор департамента развития газовой промышленности Министерства энергетики Галым НУРГАЗИЕВ заявил, что проект газификации Астаны «заморожен» до лучших времен.

«Есть два проекта, предусматривающие газификацию города Астана,  сказал он.  Это строительство магистрального газопровода из Костанайской области «Карталы - Тобол - Кокшетау - Астана» и второй газопровод с подключением к нашему казахстанскому газопроводу «Бейнеу - Бозой -Шымкент - Кызылорда - Жезказган - Темиртау - Астана». По первому газопроводу уже проведена работа, есть проектно-сметная документация. По второму есть небольшие технико-экономические расчеты. На сегодняшний момент принято решение о приостановлении данных проектов пока на неопределенный срок».

Однако 5 марта текущего года, выступая на совместном заседании палат парламента, глава государства назвал газификацию страны в качестве одного из пяти социальных приоритетов государства. Это поручение произвело такое магическое влияние на чиновников Министерства энергетики, что уже спустя 5 дней Зияш КИЯКБАЕВ, сменивший Галыма Нургазиева на должности директора департамента минэнерго, отрапортовал, что технико-экономическое обоснование проекта «Строительство магистрального газопровода «Сарыарка» готово, на него получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза», и «КазТрансГаз» уже разрабатывает проектно-сметную документацию.

Читайте также
«КазМунайГаз» ежегодно тратит миллиарды тенге на выплаты топ-менеджерам

А 13 марта его непосредственный начальник, министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ отчитался на заседании правительства, что работы по прокладке газопровода начнутся в начале июля и будут завершены в июле следующего года. При этом, как объявлено, стоимость первого этапа проекта газификации составит 267 млрд тенге, при протяженности 1081 километр, то есть один километр трубы обойдется около 750 тысяч долларов США. Много это или мало? Министерство этот вопрос скромно не комментирует.

Как и обходит молчанием еще один момент: за чей счет будут финансироваться расходы на прокладку внутригородских газораспределительных сетей в населенных пунктах по пути следования трубы? Между тем специалисты говорят, что эти расходы практически в 3-4 раза выше, чем, собственно, себестоимость строительства магистрального газопровода. И если щедрый столичный бюджет еще потянет такие расходы, то что делать Темиртау, Сарани, Приозерску и другим бедным родственникам, чтобы обеспечить своих жителей «голубым топливом»? Вероятнее всего, что в июле 2019 года праздник на их улицы так и не придет, и им останется порадоваться за астанчан.

Ранее в Министерстве энергетики заявляли, что финансироваться проект газификации будет за счет заемных средств, и на этот счет ведутся переговоры с Европейским банком реконструкции и развития, Евразийским банком развития и другими международными финансовыми институтами. В этой связи напрашивается еще один очевидный вопрос: почему пышные празднества, помпезные форумы, «Экспо-2017», Универсиаду и Азиаду мы проводим на собственные деньги, а на неотложные нужды газификации берем в долг под проценты?

А ведь у нас есть и еще одна кубышка, правда, временно арестованная: средства Национального фонда, вложенные в американские и европейские ценные бумаги? Да так удачно, что инвестиции эти принесли в 2016 году убыток 0,6% годовых.

Подробнее о многолетней эпопее с газификацией Астаны читайте в новой книге Олега ЧЕРВИНСКОГО «Чёрная кровь Казахстана», которая продаётся во всех магазинах «Меломан» и MARWIN в республике, а также в интернет-магазине meloman.kz с доставкой в любой город страны.

Фото: www.inform.kz.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента