Астана остается без газа

5999 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Воскресенье, 20 Мар 2016, 14:00

Резкое сокращение бюджетных доходов поставило крест на надеждах астанинцев на газификацию столицы

Накануне Наурыза директор департамента развития газовой промышленности Министерства энергетики РК Галым НУРГАЗИЕВ заявил, что проекты газификации Астаны окончательно приостановлены.

«На сегодняшний момент есть два проекта, предусматривающие газификацию города Астана, - сказал он. - Это строительство магистрального газопровода из Костанайской области «Карталы – Тобол – Кокшетау – Астана» и второй газопровод с подключением к нашему казахстанскому газопроводу «Бейнеу – Бозой –Шымкент – Кызылорда – Жезказган – Темиртау – Астана». По первому газопроводу уже проведена работа, есть проектно-сметная документация. По второму есть небольшие технико-экономические расчеты. На сегодняшний момент принято решение о приостановлении данных проектов пока на неопределенный срок».

Хотя еще каких-то четыре месяца назад «Казахстанская правда» и «Хабар» взахлеб рассказывали о достигнутых в Лондоне в ходе официального визита президента Казахстана в Великобританию договоренностях об участии британских инвесторов в газификации Астаны.

В начале ноября прошлого года генеральный директор АО «КазТрансГаз» Кайрат ШАРИПБАЕВ и президент британской Independent Power Corporation PLC Питер ЭРЛ скрепили своими подписями меморандум, предусматривающий строительство четырех газотурбинных электростанций вдоль планируемого магистрального газопровода «Сарыарка», предназначенного для газификации столицы Казахстана, а также северного и центрального регионов республики. Тогда же с гордостью было заявлено, что предполагаемая сумма британских инвестиций в проект составит 3,1 миллиарда долларов США.

«АО «КазТрансГаз», за счет привлекаемых инвестиционных средств Independent Power Corporation PLC, построит магистральный газопровод «Сарыарка» от магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» до Астаны и обеспечит транспортировку и поставку газа для газотурбинных электростанций», – отрапортовала тогда пресс-служба национального газового оператора.

Фото: cont.ws.

Эксперты и тогда не разделяли оптимизма официальных СМИ, продиктованного желанием эффектно «монетизировать» итоги визита главы нашего государства. Но по большому счету меморандум – это не контракт в полном понимании этого слова, а скорее декларация о намерениях. Если говорить просто - ни к чему не обязывающий документ. Время и директор департамента развития газовой промышленности Минэнерго подтвердили правоту скептиков.

Впервые понимание того, что так жить нельзя, пришло к властям еще пять лет назад, когда юную столицу Казахстана впервые стали накрывать тучи смога от отапливаемых углем ТЭЦ. Кроме того, отсутствие газа серьезно тормозило индустриализацию северного региона страны, и без того не отличающегося высоким уровнем экономического развития. В начале 2012 года глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил правительству: «Запроектировать и приступить к реализации газопроводной системы, которая обеспечит газификацию центрального региона страны, включая столицу. Это капиталоемкая, важная работа, но мы опять же должны это сделать, чтобы уйти от зависимости по газу. Мы страна, производящая нефть и газ, и мы обязаны газифицировать наше государство, сколько бы нам это ни стоило»

Однако газовая проблема превратилась в замкнутый круг. Отсутствие газа на севере страны не давало развивать здесь промышленный потенциал. А отсутствие крупных потребителей и, как следствие, платежеспособного спроса, делало призрачными надежды на возврат инвестиций в строительство газопровода в Астану.

В тучные годы, когда мы деньги в бюджете не считали, с легкостью из сказки делали былью пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития и боролись за право принимать у себя Олимпиаду, можно было профинансировать строительство газопровода за счет государственных инвестиций, с тем чтобы получить в итоге мультипликативный эффект для экономики всего севера Казахстана и улучшить его экологическую ситуацию.

Однако деньги утекли сквозь пальцы, не оставив после себя даже запаха газа. И вряд ли в ближайшие годы правительству удастся найти инвестора для многострадального проекта.

Впрочем, в этой ситуации есть и плюсы – сохранятся рабочие места для тысяч шахтеров Экибастузского и Карагандинского угольных бассейнов. Более того, по словам Галыма Нургазиева, Минэнерго в настоящее время прорабатывает в качестве альтернативного вариант «газификации Астаны за счет метана угольных пластов Карагандинского угольного бассейна после завершения геологических работ и полностью оценки данного проекта».

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента