Чем запомнился министр энергетики Канат Бозумбаев
В среду, 18 декабря, стало известно об отставке министра энергетики Каната БОЗУМБАЕВА и переходе его на должность советника президента.
Пресс-секретарь теперь уже бывшего министра Нурлыбек ЖЕНИСБЕК сообщил в Telegram, что отставка была вызвана состоянием здоровья шефа: "Министр на днях доложил Президенту РК Касым-ЖомартуТокаеву о состоянии своего здоровья, в связи с перенесенной операцией на шейный отдел позвоночника. Поэтому по рекомендации медиков он должен минимизировать транспортные поездки и авиаперелеты. Также врачи рекомендуют длительное физиотерапевтическое восстановление. А как известно, должность министра подразумевает частые поездки и перелеты в регионы: на отраслевые объекты, станции, месторождения, переговоры за рубежом с инвесторами и коллегами, в том числе участие на мероприятиях международных организаций (ОПЕК, МАГАТЭ и др.)".
Бозумбаев занял пост министра энергетики в марте 2016 года, покинув кресло акима Павлодарской области. Переезд в столицу происходил на фоне скандала, когда его сын проходил свидетелем по уголовному делу об изнасиловании девушки то ли в резиденции областного акима, то ли рядом с ней. А затем сам Канат Алдабергенович выступал потерпевшим уже в другом уголовном деле - о вымогательстве у него как должностного лица полумиллиона долларов США.
Чем же запомнился без малого четырёхлетний министерский срок Бозумбаева?
Самым громким событием, пожалуй, стал бензиновый кризис осени 2017 года, когда автолюбители часами простаивали на АЗС, чтобы заправить авто. Большинство станций ограничили продажу топлива в одни руки, а некоторые просто выставили таблички "Бензина нет". Тогда были уволены вице-министр энергетики и заместитель председателя правления "КазМунайГаза", а сам министр получил от главы государства "выговор, равносильный освобождению от должности". Должность тогда он свою сохранил, но спустя год, в ноябре 2018 года, на Совете безопасности его руководитель Нурсултан НАЗАРБАЕВ, критикуя энергетических монополистов за необоснованное повышение тарифов, вновь наказал Бозумбаева, правда, на сей раз не выговором, а "предупреждением".
Урок пошёл впрок, и под руководством Бозумбаева была-таки завершена многострадальная модернизация нефтеперерабатывающих заводов, тянувшаяся долгих 11 лет, пережившая нескольких министров и стоившая Казахстану в итоге 5,7 млрд долларов. В итоге, как было заявлено, мощности по переработке увеличились на 20%, производство бензина – на 70%, дизельного топлива – на 20%, и авиакеросина – в 2,4 раза. С завершением модернизации страна впервые за годы независимости полностью закрыла внутренние потребности в бензине и дизельном топливе. А весной 2019 года министр пообещал, что уже в первом полугодии Казахстан начнет экспорт бензина в сопредельные государства. Однако межправительственное соглашение о поставках ГСМ с Кыргызстаном так и не было подписано, и по данным пресс-службы Минэнергетики, в период с июня по сентябрь 2019 года Казахстан экспортировал всего 42,3 тыс. тонн бензина. В пресс-службе отметили, что "поставки осуществлялись преимущественно в страны Центральной Азии, а также имелись небольшие отгрузки в европейском направлении".
Министр Бозумбаев координировал трёхлетний арбитражный спор с международным консорциумом "КарачаганакПетролиумОперейтинг" (КПО) касательно раздела прибыли от нефтегазоконденсатного месторождения Карачаганак. В итоге инвесторы в октябре 2018 года согласились выплатить Казахстану компенсацию в размере 1,1 млрд долларов. Кроме того, была достигнута договорённость о внесении изменений в механизм раздела продукции, что должно обеспечить республике дополнительные доходы от проекта в размере около 415 млн долларов до 2037 года при цене нефти 80 долларов за баррель. Также консорциум пообещал республике долгосрочный заём сроком на 10 лет для реализации инфраструктурного проекта в размере 1 млрд долларов.
Несмотря на громкие суммы, некоторые эксперты назвали победу пирровой. Дело в том, что следом за соглашением об урегулировании спора было подписано Соглашение о санкционировании Проекта снятия производственных ограничений по газу Карачаганакского перерабатывающего комплекса (СПОГ). Реализация его позволяет за счёт увеличения добычи нефтяной фракции на месторождении резко увеличить доходы от проекта, в которых у Казахстана – теперь львиная доля. Инвесторы подготовили это соглашение к подписанию ещё в 2015 году, но "заморозили" его из-за инициированного министром спора. И вполне возможно, что упущенная за три года из-за отложенного проекта СПОГ прибыль гораздо больше, нежели миллиард долларов компенсации здесь и сейчас.
К тому же осенью 2019 года выяснилось, что миллиард так и не выплачен – по причине того, что Казахстан перестали устраивать условия подписанного соглашения об урегулировании, и правительство судится-таки с акционерами КПО в международном арбитраже за увеличение суммы компенсации.
Отличительной чертой Министерства энергетики при Бозумбаеве стало пристальное внимание к нему антикоррупционного ведомства. Следователи довели до суда уголовные дела в отношении сразу трёх заместителей господина Бозумбаева. Бакытжана ДЖАКСАЛИЕВА и Гани САДИБЕКОВА (кстати, двигавшегося в команде шефа по всем ступеням чиновничьей карьеры) обвиняют в коррупции при очистке озёр в Щучинско-Боровской курортной зоне. А в отношении третьего зама – Анатолия ШКАРУПЫ– идёт судебный процесс по эпизодам его деятельности в должности акима Сарани.
Итак, что остаётся в наследство преемнику Каната Бозумбаева?
Завершение спора с акционерами Карачаганакского консорциума.
Решение вопроса с выходом казахстанского бензина на экспортные рынки.
Активизация геологоразведочных работ на шельфе Каспийского моря, где только недавно инвесторы вышли из двух крупных проектов.
И одно из самых болезненных решений, которое предстоит принять и которое может стоить кресла любому министру энергетики: повышать или нет цены на бензин и дизтопливо внутри страны, плавно доводя их до среднемировых?
Фото: Tengrinews.kz/Турар Казангапов.