На море нефти без бензина

24470 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Вторник, 03 Окт 2017, 10:00

Как чиновники проспали дефицит топлива в стране

Читайте также
Бензин будет дорожать

Министерство энергетики вчера обнаружило, что в стране, оказывается, не хватает топлива. Всю неделю чиновникам об этом рассказывали казахстанцы, публиковавшие в соцсетях фотографии АЗС с лаконичными объявлениями «Бензин жоқ» и похожими друг на друга, как капля воды, историями.

«Вчера ни АИ-92, ни АИ-95 не было на всем протяжении дороги «Атырау-Астрахань». Не работали АЗС в поселке Аккистау Исатайского района, не было бензина и в приграничном с РФ Курмангазинском районе. Хорошо, что машина может работать на газе. В селе Ганюшкино заправились газом, благо этот вид топлива был в наличии», – цитирует агентство «Казинформ» главного редактора областной газеты «Прикаспийская коммуна» Насипу ШАЛАБАЕВУ.

«В Таразе на АЗС «Гелиос» вечером заехала, мне нужен был тосол. Оператор сходу: «Бензина нет.... Утром приезжайте». «В смысле, нет?» спрашиваю я. «Только утром дадут 1,5 тонны и всё, кто успеет, тот и заправит, остальные по талонам», – пишет в соцсетях пользователь из Тараза.

А чуть ранее, 25 сентября, с открытым обращением к правительству выступила авиакомпания «Эйр Астана», заявившая, что из-за дефицита топлива регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой. Вице-министр энергетики Асет МАГАУОВ в тот же день гневно опроверг это заявление, заявив публично: «В целом мы оцениваем ситуацию по рынку нефтепродуктов как благоприятную». А когда конкурентов поддержала еще одна авиакомпания, «QazaqAir», в министерстве вынуждены были признать наличие дефицита авиатоплива в стране, однако чиновники назвали ситуацию «не угрожающей».

Читайте также
Булат Бакауов: Турбулентность по ценам на бензин зависит не только от ПНХЗ

И лишь когда заправки дочерней организации «КазМунайГаза» – ТОО «ҚазМұнайГазӨнімдері» –стали продавать топливо страждущим исключительно по талонам, а еще одна крупная сбытовая частная сеть начала лимитировать отпуск бензина в одни руки, профильное министерство признало дефицит, объяснив его увеличением спроса и ростом курса рубля по отношению к тенге.

Несмотря на то что дефицит бензина у нас в стране случается весной и осенью с такой же регулярностью, как смена времен года, всякий раз чиновники, ответственные за порядок на топливном рынке, встречают его с разверзнутыми в растерянности руками. «Причины роста (спроса – автор) мы не анализировали», – с обезоруживающей простотой признал вчера на экстренно созванном брифинге вице-министр Асет МАГАУОВ.

Видимо, призывая понять его и простить. Хотя что тут анализировать? Если 30% автомобильного бензина и 70% авиакеросина по сей день Казахстан, входящий в первую десятку мировых держав по запасам нефти, импортирует из соседней России, а два из трех имеющихся в стране нефтеперерабатывающих завода последовательно, один за одним, останавливаются на капитальный ремонт, то наивно было бы ожидать, что топлива в стране хватит на всех. И «ҚазМұнайГазӨнімдері» как государственному оператору по реализации ГСМ на розничном рынке, следовало бы заранее создать запасы топлива на своих нефтебазах, чтобы сбить ажиотаж на рынке.

Читайте также
Бензиновые короли и капуста

Еще в январе 2010 года президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ в своем Послании народу Казахстана говорил: «К 2014 году мы реконструируем все три НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашу внутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов».

Минуло больше семи лет, а реконструкция НПЗ продолжается по сей день, и теперь нам обещают энергетическую безопасность уже в 2018 году. Правда, только по бензину и по дизтопливу. Его, как обещают в Минэнерго, будем производить столько, что сможем даже экспортировать в объеме не меньше 2 миллионов тонн. А вот по керосину зависимость от России в ближайшее время сохранится. Это хорошо, что отношения между нашими странами с 1998 года строятся на основе Декларации о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие. А если гипотетически смоделировать такую ситуацию, когда друг – и не друг, и не враг, а так? Ладно, автомобили. Так у нас ведь и самолеты летать перестанут. На третьем десятке лет независимости.

***

О нефтяной истории независимого Казахстана можно прочитать в книге Олега ЧЕРВИНСКОГО «Черная кровь Казахстана». Ее продажи стратовали в магазинах «Меломан» и Marwin.

Презентация книги состоится 4 октября в 16.00 в рамках международной нефтегазовой выставки KIOGE по адресу: Алматы, выставочный комплекс «Атакент», павильон 10, стенд 10-194, семинарская комната № 1.

Фото: со страницы в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером