
Без них привлечение капитала будет крайне сложным
Для качественного и значительного роста экономики в первую очередь нужны инвестиции, и от этого зависит, как будет развиваться страна. Инвестиции могут приходить в страну в разных формах — через банки, через фонды, прямые иностранные вложения, внутренние инвесторы, государственное финансирование и так далее. Но наиболее качественные и значимые вложения, которые могут дать буст экономике, являются только частными, так как частные инвесторы более адаптивны и быстрее находят наиболее прибыльные и перспективные ниши для своих проектов. Государственные инвестиции важны, но ограничены, и их нужно направлять только в те отрасли, которые не интересны для других, но без которых бизнес не будет работать. Например, инфраструктура, социальные объекты, медицина, образование и так далее. Когда государство пытается вкладывать средства в проекты, где должны преобладать частные инициативы, на практике это приводит к неэффективности, и такие проекты, как правило, заканчиваются плачевно.
Тем не менее, наиболее важная и главная задача любого государства — это создание всех возможных условий для привлечения частных инвестиций в экономику, что реализуется только через создание благоприятного инвестиционного климата. И при его формировании есть несколько очень важных принципов, без которых привлечение капитала будет крайне сложным.
1. Одинаковые правила для всех инвесторов. Нельзя разделять инвестиционный климат на условия для иностранных инвесторов и для местного бизнеса. Часто мы пытаемся создать иностранцам условия гораздо лучше, чем для отечественного бизнеса. Например, отдельным иностранным инвесторам предоставляются преференции, государственное гарантирование, дешевое финансирование и другие преимущества, тогда как местные компании этих привилегий не имеют. Это приводит к оттоку местного капитала и уходу бизнеса в другие страны с более лояльными условиями.
2. Никаких двойных стандартов. Часто одна и та же норма трактуется по-разному, в зависимости от того, кто на другой стороне, и если компания имеет соответствующие связи и возможности, то у них условия будут отличаться от тех, у кого таких отношений нет. Например, у одного недропользователя могут забрать месторождение по формальным признакам, а другой может получать многочисленные предупреждения и продолжать работать. Кто-то использует лазейки в налоговом кодексе и применяет спецрежимы для оптимизации налогов, а кто-то вынужден оплачивать налоги своих подрядчиков. Это приводит к потере интереса компаний к развитию, недобросовестной конкуренции, а в такие отрасли частные инвесторы вкладывать будут неохотно. Очень важен последовательный и одинаковый подход ко всем инвесторам, без исключения.
3. Системность вместо "ручного управления". Нередко для быстрого результата создаются различные надстройки и структуры, которые в индивидуальном режиме привлекают инвесторов, что становится инструментом в руках чиновников для реализации личных интересов. Конечно, крупные инвесторы могут зайти в страну через такой механизм, но при смене того или иного государственного деятеля возникает угроза изменения условий, что негативно отражается на доверии инвесторов. В такой парадигме отсутствует институциональная память. Логичнее и правильнее искать в процессе узкие и слабые места и их устранять, тем самым меняя саму систему и выстраивая правильные бизнес процессы.
4.Не привлекать инвесторов любой ценой. Инвесторы будут чувствовать, что страна нуждается в них больше, чем они в ней, что ведет к неравноправным партнерствам. В таких случаях инвесторы получают неоправданно большие выгоды, а страна не получает ожидаемого эффекта. Очень важно создавать такие условия, чтобы инвесторы сами хотели к нам прийти за счет хорошего инвестиционного климата и низких рисков.
5. Не менять правила игры после начала проекта. Формально никто не принимает законов с обратной силой, но на практике это может происходить. Например, компании заходили в проекты при одной налоговой среде, а через несколько лет условия резко менялись, и инвесторы уже не могли достичь своих плановых показателей. Или же создавались пробелы в законодательстве, а позже бизнесу сообщалось, что использование этих пробелов незаконно. Подобные действия вызывают недоверие у инвесторов, и в законотворчестве крайне важна последовательность и предсказуемость.
Конечно, существует множество других моментов, которые определяют инвестиционный климат, но более важно понимать, что действия, которые ухудшают инвестиционный климат ради краткосрочных результатов, в долгосрочной перспективе приведут к большим потерям. Мы можем принести государству доход за счет действий в отношении определенных инвесторов и компаний (доплатить налоги, вернуть активы и так далее), но мы не оцениваем - а сколько мы потеряли в будущем за счет того, что инвесторы посчитают, что это вызывает риски, и предпочтут другие страны? Сложно оценить количество будущих недополученных налогов и рабочих мест, но, учитывая, что проекты создаются на десятки лет вперед, эта сумма будет гораздо выше, чем одномоментный дополнительный доход или актив.
Фото: depositphotos.com.
Источник: Телеграм-канал Галима Хусаинова Galim’s channel. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!