Начинать надо не с модернизации сознания рядовых казахстанцев, а с деофшоризации сознания всех , кто на властном Олимпе
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Не утонет ли Казахстан в китайской «дипломатии воды»?
Проклятые расхитители народной собственности
На прошлой неделе лидер партии «Ак Жол» Азат ПЕРУАШЕВ в парламенте снова затронул тему офшорных счетов и необходимость возвращения в страну теневых капиталов. Как было заявлено, за последние несколько лет в правительство уже направлялось десять запросов по этому поводу, в том числе с предложением провести деофшоризацию экономики РК.
Кстати, в этом году исполняется ровно десять лет, как ООН и Всемирный банк объявили о том, что намерены вернуть народам богатства, украденные их коррумпированными лидерами. Судя по всему, речь также шла об офшорных счетах. Название этой инициативы было недвусмысленным - «Возвращение украденных активов».
Тогда в черном списке «расхитителей народной собственности» числились сплошь бывшие президенты: Индонезии - Мухаммед СУХАРТО (1921-2008), Филиппин - Фердинанд МАРКОС (1917-1989) и Сербии - Слободан МИЛОШЕВИЧ (1941-2006).
Из представителей постсоветского пространства в данный список вошел только бывший премьер-министр Украины Павел ЛАЗАРЕНКО (родился в 1953). Но эта международная акция, как гора, родила мышь, ибо список в дальнейшем не пополнился другими персонами.
Хотя, по данным организации Tax Justice Network, во всех офшорах лежат от $21 до $32 трлн. И один кусок этого пирога явно имеет казахстанскую начинку. Например, в марте 2013 года прошла информация о том, что финансовые накопления казахстанцев только на Кипре могут превышать 1 млрд евро.
Много сказано. Да мало сделано
Что касается Казахстана, то предложения по борьбе с офшорными счетами у нас напоминают такую же «бородатую» инициативу, как идея принять, например, закон о регулировании лоббизма, тоже для снижения уровня коррупции. Много было сказано, да мало сделано.
Интересно, что по заявлению Перуашева в прошлом году правительство опять отказалось рассматривать тему деофшоризации экономики, ссылаясь на уже созданный механизм валютного контроля и финансового мониторинга банковских операций.
В частности, в декабре 2014-го Казахстан присоединился к Страсбургской конвенции 1988 года, которая была направлена на повышение эффективности взаимодействия между налоговыми службами.
11 марта 2015 года, выступая на XVI съезде партии «Нур Отан», президент Казахстана призвал граждан легализовать свое имущество и не держать накопления в зарубежных банках. Тогда же было заявлено, что комитет госдоходов Минфина РК заключил соглашение об обмене налоговой информацией со странами, имеющими льготное налогообложение. В 2016 году этот комитет даже собирался направить запросы по поводу владельцев офшорных счетов.
Кроме этого, сообщалось о встрече с министром финансов Швейцарии, в рамках которой был подписан протокол об обмене информацией по банковским счетам казахстанских граждан в Швейцарии - чтобы сверить, насколько законно они были переведены.
Также аналогичная работа велась с властями Лихтенштейна. Казахстанцев уведомили, что якобы формируется список запросов по странам и категориям, которые в первую очередь интересуют комитет госдоходов, в котором была создана служба экономических расследований.
Был и прогноз, будто с сентября 2018-го казахстанские госорганы начнут обмениваться и получать информацию по счетам 2017 года всех казахстанских резидентов. Например, если у казахстанского резидента есть счет в швейцарском или сингапурском банке, он автоматически поступает в систему налоговых органов этих стран с именем человека, с номером счета и балансом на нем. Затем эта информация раз в год будет отправляться в Минфин РК.
Неприкосновенные офшоры
Впрочем, в последнее время популярность Швейцарии или Лихтенштейна для хранения капиталов стала снижаться среди представителей казахстанской политической и бизнес-элиты.
Всё началось в 2008 году, когда разразился первый скандал из-за офшорных счетов. Речь идет о конфликте между Лихтенштейном и Германией, так как тысячи немецких чиновников и менеджеров выводили свои теневые заработки через подставные фонды в княжеский банк Лихтенштейна.
C швейцарскими банками в основном бодается налоговая служба США, которая с 2009 года требует информацию об американских «налоговых уклонистах», имеющих счета в банках этой альпийской страны. В свою очередь, Люксембург уже открыл банковскую информацию для налоговых органов государств - членов ЕС и для США.
Конечно, активизация борьбы с офшорами и тайными зарубежными банковскими счетами хоть и нервирует нашу элиту, но пока не мешает держать эти счета в других странах.
Например, не так давно более 250 казахстанских физических и восемь юридических лиц оказались в скандальном «Панамском списке» офшоров. Среди них были влиятельные представители нашего властного Олимпа, а также бизнесмены, к которым традиционно не возникли вопросы у госструктур, которые вроде отвечают за механизм валютного контроля и финмониторинга.
Возможно, дело в том, что здесь, как и в борьбе с коррупцией, также присутствует избирательный подход. Одни - неприкосновенные.
Других можно иногда использовать в качестве жертвы на заклание. При таком раскладе первые могут продолжать переводить в офшоры миллионы, в то время как простые граждане рискуют быть наказанными за попытку переслать за границу чуть больше $10 тыс., которые в рамках закона «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» вроде бы отслеживаются через механизм финконтроля.
Палочка-выручалочка
В то же самое время казахстанские владельцы офшорных счетов попали в двоякую ситуацию. С одной стороны, активизация борьбы многих стран с офшорами и тайными банковскими счетами, а также регулярные информационные вбросы в сеть списков владельцев этих счетов через WikiLeaks или International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ) нервирует нашу элиту.
Ясно, что сфера сокрытия теневых капиталов в разных странах мира сокращается, как шагреневая кожа. На этом фоне призывы главы государства к представителям элиты возвращать деньги в страну звучат и заманчиво, и настойчиво, тем более что своеобразный налоговый рай хотят создать и в Казахстане на базе Международного финансового центра Астана (МФЦА).
Некоторые эксперты даже пошли дальше в своих версиях, предположив, что МФЦА, в том числе, нужен как палочка-выручалочка для того, чтобы повысить безопасность тех денег, которые наша элита может вернуть домой в рамках очередной легализации имущества и капиталов, попав под юрисдикцию британского права в рамках этого центра.
Как было заявлено, институты МФЦА, в том числе независимый суд на основе английского права, международный инвестиционный арбитраж, биржа и независимый регулятор начнут функционировать с 1 января 2018 года.
Интересно, что для создания МФЦА были даже внесены изменения в Конституцию РК, так как в стране была сформирована иностранная судебная система, отличающаяся от казахстанской, предусмотренной Основным законом.
Кстати, это вызвало вопросы у местных юристов, которые увидели в этих изменениях противоречия с зафиксированной в Конституции статьей об унитарной форме государственного устройства: ведь появилось своеобразное государство в государстве.
По официальной информации, задачами МФЦА являются «содействие в привлечении инвестиций в экономику Казахстана путем создания привлекательной среды для инвестирования в сфере финансовых услуг, развитие рынка ценных бумаг, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала».
При этом к одному из направлений деятельности МФЦА также относится управление благосостоянием частных лиц через развитие сектора private banking.
Офшорный крючок
С другой стороны, серьезным риском является то, что создание МФЦА (даже с конституционными поправками) отнюдь не гарантирует долгое существование этого финансового центра, так как главным гарантом поддержания финансово-экономической стабильности в Казахстане фактически является один лишь действующий глава государства.
К тому же одна из очередных волн бегства капиталов за пределы Казахстана как раз была связана с ростом политических рисков и неопределенности по поводу перспектив страны после ухода действующего президента из политики.
При этом более умные стараются искать спасения не в офшорах, а в «оншорах», где также есть различные налоговые льготы, но они работают при соблюдении определенных жестких условий.
Как отмечает юрист Алмат ДАУМОВ, популярность, например, Великобритании или Нидерландов связана с тем, что эти государства не входят в список офшоров. Зато в них создан привлекательный инвестиционный климат и действуют налоговые льготы для нерезидентов.
На Западе бои вокруг офшоров активно разворачивались по всем фронтам - как с точки зрения повышения транспарентности, так и по причине мирового кризиса, который заставил многие правительства искать теневые финансовые заначки своих граждан и компаний.
В Астане же и так долгое время многие знали, кто, куда и сколько спрятал. Главное - чтобы делились. Чуть позже стали делать вид, что офшорные счета могли иметь только беглые олигархи и бывшие представители политэлиты. Но наличие таких счетов - неплохой крючок, на котором можно держать их владельцев (кроме неприкосновенных) на всякий пожарный случай. Ведь, как гласит одна старая шутка, «у нас от ОПГ до ФПГ и обратно – всего один шаг».
В любом случае, до тех самых пор, пока «слуги народа» будут продолжать рассматривать страну как кормушку для своей безбедной старости за бугром, нежели видеть в Казахстане свою Родину, где предстоит жить их детям, внукам и правнукам, никакая деофшоризация экономики не поможет. И начинать надо не с «модернизации сознания» рядовых казахстанцев, а с деофшоризации сознания всех тех, кто на властном Олимпе.
Фото: forbes.kz.