Что в лоб, что в лобби

16968 просмотров
0
Досым САТПАЕВ
Вторник, 06 Июн 2017, 10:30

На прошлой неделе зампред Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев  предложил легализовать лоббистскую деятельность в Казахстане

Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Почём апгрейд нашего сознания?».

Читайте также
Досым Сатпаев: Почём апгрейд нашего сознания?

«Know how» и «Know who»

Эта идея витает в воздухе с конца 90-х. Еще в 1999 году в своей кандидатской диссертации «Особенности лоббистской деятельности в политической системе РК» я отмечал необходимость принятия специального закона о регулировании лоббистской деятельности, так как де-факто лоббизм в Казахстане был всегда, а вот де-юре он как бы не существует.

Казахстанское лобби не прошло правовой институционализации и до сих пор действует во внеправовом пространстве, что очень удобно теневым игрокам, которым никакой закон в принципе не нужен.

Поэтому мы наблюдаем угрожающее усиление асоциальной активности неофициальных участников процесса, действующих за кулисами политической сцены, не выполняя свою главную роль – социального посредника. В итоге на головы общественности вываливаются «скелеты из шкафов» как результат чьих-то пролоббированных интересов. За них никто не хочет нести ответственность, зато негативные последствия этих решений снова расхлебывают граждане.

Далеко за примерами ходить не надо. Взять хотя бы последние скандалы в пенсионной системе страны.  

Конечно, в западных политических структурах тоже активно действуют мощные лоббистские группы, в основном представляющие интересы крупного бизнеса, которые предпочитают использовать классические каналы связи внутри самой системы.

Но всё это происходит параллельно такой же активной деятельности институтов гражданского общества, выступающих ретрансляторами социальных интересов. Только прозрачность в лоббистской деятельности превращает этот инструмент взаимодействия с властью в один из способов политической коммуникации. При таких условиях лоббизм совершает эволюцию от коррупции к информации.

Читайте также
Смерть и воскрешение гражданского общества в Казахстане

Негативной спецификой постсоветского пространства является то, что в большинстве случаев низовые социальные интересы здесь не могут быть группами давления, в то время как группы давления на властном Олимпе часто не выражают социальные интересы.

У нас до сих пор самая популярная форма лоббизма представляет собой использование неформальных и желательно прямых контактов.

Посредником в таком виде коммуникации является человек, владеющий технологией «Know how» (знать как) + «Know who» (знать того, кто именно может быть полезен). Такой вид коммуникации активно используют теневые группы давления, действующие внутри политсистемы.

Хотя в последнее время можно наблюдать изменения в выстраивании прямого лоббизма со стороны властей. В частности, в Казахстане уже стали появляться структуры, которые не скрывают своих лоббистских намерений. Пример - Национальная палата предпринимателей «Атамекен», которая поставила своей целью защиту интересов бизнес-сообщества в отношениях с госструктурами.

Но до сих пор для многих социальных групп, находящихся вне прямых контактов с властями, такой вид коммуникации практически недоступен. Они могут использовать лишь непрямую форму лоббизма через СМИ и социальные сети. То есть когда давление на власти оказываются косвенно, через мобилизацию общественного мнения. В некоторых случаях это хоть и приносит позитивные результаты, но пока является исключением из правил.

Кто лоббирует непринятие закона о лоббировании

Тема разработки закона, который регулировал бы лоббистскую деятельность, муссируется с конца 90-х. 30 июня 1997 года президент, выступая в парламенте, сказал:

«Проблема лоббирования тоже у нас существует. Неизбежна ситуация, когда в парламенте идет лоббирование региональных корпоративных интересов. Такое наблюдается во всем мире, и это нормально. Только лоббирование не должно противоречить интересам государства».

Читайте также
Новый скандал в ЕНПФ: власть поймала тишину

С начала 2000-х было даже  несколько вариантов законопроекта, с большинством из которых мне удалось ознакомиться. Но все они тормозились на этапе обсуждения в парламентских комитетах. Возникало ощущение, что кто-то активно лоббировал непринятие закона о лоббировании.

В ноябре 2008 года на антикоррупционном форуме партии «Нур Отан» президент снова заявил о необходимости принятия закона о лоббировании, так как его отсутствие не позволяет эффективно бороться с коррупцией.

«Мне депутаты, руководители парламента говорят, что лоббистов вокруг депутатов парламента ходят кучи. Закона, порядка в этом деле нет», - пожаловался тогда глава государства.

Работа над ошибками

В 2010 году была еще одна попытка разработать законопроект «О лоббировании», который оказался худшим вариантом из всех, которые мне пришлось изучить. Сфера его действия распространялась только на законодательную ветвь, несмотря на то, что лоббисты действуют на всех уровнях исполнительной вертикали.

Косвенно это подтвердил и сам президент, когда в октябре 2013 года на расширенном заседании правительства неожиданно снова упомянул лоббизм, но уже внутри правительства. Тогда в адрес премьер-министра Серика АХМЕТОВА прозвучали намеки по поводу лоббирования бизнес интересов.

«Я давал конкретное поручение - усилить контроль над оборотом алкоголя. На этот счет мы разработали специальный законопроект, но теперь сроки введения этого законопроекта отложены аж на 2015 год. Наверное, хорошо поработали алкогольные бароны», - недвусмысленно заявил глава государства.

Читайте также
Пенсионная система Казахстана останется «чёрным ящиком»

Также в законопроекте 2010 года лоббистской деятельностью могли почему-то заниматься только объединения, состоящие из не менее чем 10 юридических лиц. Эту норму разработчики так и не смогли объяснить.

Как в случае с 30 корпоративными лидерами, которых когда-то пытались создать в Казахстане. В свое время кто-то из бизнесменов спросил премьера, почему выбрана именно цифра 30, а не 50 или не 20. Ответ был оригинальным: 20 слишком мало, а 50 слишком много. Да и вообще 30 звучит красиво.

В любом случае, если будет разрабатываться новый проект закона о регулировании лоббистской деятельности, то в нем надо расширить ее определение, не замыкая только на законодательной ветви власти. Кстати, приемлемое определение есть в проекте Закона РК  «О лоббировании законодательных актов», который рассматривался в марте 2000 года:

«Лоббирование есть установленная настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами деятельность лоббистов (лоббирующей организации) с целью оказания влияния на разработку, обсуждение и принятие проектов законодательных актов, а также внесения изменений и дополнений или признания утратившим силу действующих законодательных актов Республики Казахстан».

Следовательно, действие закона должно распространяться не только на депутатов, но и на всех госслужащих и субъектов лоббистской деятельности.

В США в 1995 году президент США Билл КЛИНТОН подписал новый, более жесткий закон о раскрытии лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), который вступил в силу 1 января 1996-го. И его действие распространилось на Конгресс, но и на исполнительные органов.

Также следует увеличить список субъектов лоббистской деятельности в Казахстане. Оптимальным может быть определение, когда в качестве лоббиста или лоббирующей организации рассматриваются «граждане или юридические лица Республики Казахстан, осуществляющих в установленном законодательном порядке лоббирование от имени клиента и в его интересах, а также от своего собственного имени в собственных интересах в случае соответствия требованиям, предъявляемым к лоббистам (лоббирующим организациям)».

И, самое главное, необходимо, конкретизировать какие отчеты должны публично сдавать субъекты лоббистской деятельности. В частности, они должны не только официально регистрироваться, но также указывать суммы и те лоббистские цели, на которые были выделены эти суммы, а также лица, которым были выплачены какие-либо суммы, а также цели произведенных выплат.

Читайте также
Тайны узбекского двора. Часть 3. Судьба семьи Ислама Каримова

Что там за бугром?

Нет смысла изобретать велосипед. И при попытке взять под контроль лоббистскую деятельность в Казахстане следует внимательно изучить опыт других стран. Тем более что он не универсальный.

Есть, например, так называемая англосаксонская традиция, которая признает лоббизм, как явление политической жизни. Это может быть юридическое признание как в США или даже не обязательно юридически, как в Великобритании. Но в этой традиции доминируют два основных тезиса. Во-первых, «контролировать нужно не лоббистов, а лоббируемых».

Во-вторых, «лоббировать в парламенте и министерствах – неотъемлемое право каждого». Насколько можно понять по тому, что говорил президент РК касательно принятия специального закона о регулировании лоббистской деятельности, в Казахстане больше присматриваются к американской версии этой англосаксонской модели.

Хотя есть и континентальная модель, при которой либо вообще отсутствует закон о лоббистской деятельности, однако имеется целый ряд других документов, регулирующих лоббистскую деятельность  (например, как в Германии). Либо лоббизм вообще запрещен в органах законодательной власти (Франция).  Но запрет лоббизма не означает его отрицания.

В Западной Европе лоббизм имеет несколько иную форму, так как многие европейские страны имели более четкую и структурированную партийную системы, чем в США, где двухпартийная система даже не была закреплена в Конституции, а традиционное отсутствие партийной дисциплины создавало почву для появления различных внутри- и межпартийных группировок.

Исторически политические парламентские партии Европы играли более активную и постоянную роль политических субъектов в политической жизни, чем партии США, которые заявляли о себе лишь только в период избирательных кампаний. Все это способствовало тому, что европейские лобби предпочитали действовать через политико-партийные каналы, часто сращиваясь с партиями и бюрократическими группировками.

Читайте также
Европейский союз – есть ли будущее?

Достучаться до небес

Конечно, надо быть реалистами и понимать, что закон о регулировании лоббистской деятельности не панацея.

Он автоматически не избавит нас от коррупции и теневых игр внутри элиты. Но хорошо проработанный и прошедший через открытую экспертную дискуссию закон может хотя бы сделать процесс принятия тех или иных государственных решений более прозрачным.

Скорее всего, именно это и объясняет, почему все попытки поставить лоббизм под контроль общественности с начала 2000-х годов, сталкивались со скрытым сопротивлением даже со стороны многих депутатов парламента.

К тому же, принятие качественного закона, не для галочки, создаст в Казахстане правовую основу для появления социального лоббирования, которое сможет оказывать целенаправленное воздействия на институты политической власти со стороны неправительственных, а также других социальных организаций, выражающих не узкогрупповые, а общественные интересы. Таким образом, принятие закона о регулировании лоббистской деятельности, возможно, позволит достичь нескольких целей.

Во-первых, впервые будет признан сам факт существования лоббизма, как явления политической жизни Казахстана. Во-вторых, это позволит ввести процесс лоббирования в правовые рамки, в том числе с точки зрения финансовой отчетности касательно любой лоббистской деятельности. В-третьих, это даст толчок к созданию дополнительного коммуникационного канала между государством и гражданским обществом. В-четвертых, будет частично преодолено неравенство в возможности представлять и отстаивать свои интересы со стороны тех социальных групп, которые долгое время были лишены возможности достучаться до небес.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





президент Казахстана
- Моя цель - дать больше свободы моему народу, укрепить демократию и верховенство закона. Меня как президента не интересуют никакие привилегии и льготы. Я не приемлю этого.
Судебная система продолжает защищать интересы ростовщиков
Городской суд Алматы задним числом отменил решение против кредитора, выдавшего заём под 11 907 процентов годовых
Как $100 млрд, выведенных за рубеж, за неделю сократились в 100 раз
Правительству бутылку "Боржоми" надо было открывать раньше
Средняя зарплата сотрудников Центра Назарбаева приближается к полутора миллионам тенге в месяц
За укрепление межконфессионального и межцивилизационного диалога в Казахстане платят больше, чем министрам и депутатам
Хозяев "Алтын Орды" заставили доплатить в бюджет полтора миллиарда тенге
В первом квартале этого года владельцы рынка заплатили налогов в пять раз больше, чем за семь лет
Как отставка Кайрата Шарипбаева отразится на добыче на Кашагане
Есть большие подозрения, что перенос сроков ввода в эксплуатацию Кашаганского ГПЗ на 2024 год – не последний
Про "тайные сёла" Семиречья. Почему они не просматриваются из степных предгорий?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
Цветочная феерия
В Алматы пришло время цветения пионов
Пентагон: Россия готовится к затяжной войне и ядерному удару
На что Путин готов ради полной победы
О раке
Заболевание ежегодно уносит более 30 тысяч жизней казахстанцев
Война в Украине: Америка "садится на шпагат", мудрая китайская обезьяна запаслась попкорном
Россия делает за Китай то, что Китай хотел бы сделать, но не делает
Как из ДЭР в прокуратуру не донесли улики по газовому делу. Часть 2
Обнаружив изящную схему растаскивания имущества АО "ПНХЗ" и накрутки цен на газ, следователь с согласия прокурора тихонько закрыл уголовное дело
Подсудимый Боровиков обвинил прокурора в неприязненном отношении к своей сожительнице
И на этом основании заявил отвод гособвинителю Кердекаевой
Актюбинские поисковики передали музею Алии Молдагуловой артефакты Великой Отечественной войны
Части немецкого самолёта, гранату и солдатскую ложку, будут хранить как память о войне в музее Алии Молдагуловой
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Санкции против России: три проблемы для Казахстана
Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.
Как "пилят" Нацфонд: кто заработал на жилье для многодетных семей в Абае. Часть 4
- Здравствуйте мне хотелось узнать почему в этих домах выдаються квартиры очередникам, многодетным семьям, малаимущим как арендное жилье без права приватизации получаеться нас в любой удобный для них момент могут выгнать на улицу? Мы стоим на очереди как многодетные и нам звонят с Акимата чтоб мы привезли документы на квартиру в 12доме мы хотим откозаться и мы автомотически слетим с очереди
Пострадавшей в ДТП павлодарке выкроили и сшили новый глаз
- Спасибо огромное завотделением Касымхану Тлеубаеву,всему коллективу офтальмологического отделения Павлодарской больницы. Крепкого вам всем здоровья и успехов во всем. Поздравляю счастливую пациентку. Я из города Актобе. Не видит правый глаз,влажная макулодистрофия, в левом глазу сухая макулодистрофия. Врачи глазной клиники ничем помочь не могут. Молю Аллаха сохранить зрение одного глаза и радуюсь за каждого кому вернули зрение. Всех вам благ.