Кыргызстан требует казахстанский дизель задёшево

5322 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 13 Фев 2023, 09:00

Казахстан сдерживает цены на топливо во имя сохранения социальной стабильности. Только стабильности где: у себя или у соседей?

Беда не приходит одна. После аварии на Атырауском НПЗ приостановлено производство дизельного топлива на Павлодарском нефтехимическом заводе.

Телеграм-канал NRG_monitor со ссылкой на собственные источники сообщил, что "10 февраля в 17:00 в ТОО "ПНХЗ" в трубопроводе синтез-газа образовалась трещина, в результате чего планируется остановить блок парового реформинга установки производства водорода. В этой связи будет сокращена подача водорода и временно приостановлено производство дизтоплива". Как ожидается, простой продлится до 14 февраля и вкупе со снижением производства дизеля на Атырауском НПЗ способен обострить топливный дефицит в стране.

Читайте также
Как в расследовании на Атырауском НПЗ не выйти на самого себя

Как известно, каждую весну спрос на дизельное топливо растет: начинаются полевые работы на селе, увеличивается транзитный трафик через Казахстан большегрузов. По данным Пограничной службы РК, в 2022 году ежедневно в страну заезжало около 4,4 тысячи единиц грузового транспорта, и первое, что они делали при пересечении границы – до отказа заливали баки топливом, так как здесь оно дешевле. В приграничных регионах и вдоль транзитных автомагистралей в Жамбылской, Кызылординской, Павлодарской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях система учета фиксирует среднемесячный налив на АЗС от 11 до 16 килограммов топлива на человека, при среднереспубликанском показателе в 9 кг на человека.

После введения в августе прошлого года дифференцированных цен на дизтопливо для "своих" и "чужих", Кыргызстан подал жалобу на Казахстан в Евразийскую экономическую комиссию, в которой трактует наши защитные меры как дискриминацию и торговые барьеры. Соседи просят ЕЭК заставить Казахстан сохранить удешевленные цены на топливо для транзитного транспорта всех стран-участниц ЕвразЭС: а это Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения.

По данным статистики, объем потребления дизельного топлива на душу населения в Казахстане составляет 299 литров на человека, при том, что в соседней России – 203 литра на человека, Кыргызстане – 61 литр. Ларчик открывается просто: Казахстан сдерживает цены на топливо во имя сохранения социальной стабильности. Только стабильности где: у себя или у соседей?

Читайте также
Найдёт ли премьер Смаилов пропавший дизель

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития страны на 2023-2027 годы, реальный рост ВВП Казахстана ускорится с 4% в 2023 году до 4,2% в 2027-м. Понятно, что темпы роста экономики потребуют соответствующего роста потребления энергоресурсов. При этом уже сегодня все три имеющиеся в стране НПЗ работают на ста процентах своей мощности, и любая авария тут же ломает графики отгрузки на внутренний рынок. Дефицит дизеля приходится восполнять за счет импорта из России. По расчетам минэнергетики, "КазМунайГазу" необходимо будет в текущем году импортировать из Российской Федерации порядка 700-850 тысяч тонн дизеля и 280 тысяч тонн бензина. Учитывая, что цены в Казахстане сдерживаются государством, торговать этим дизелем нацкомпании придется себе в убыток.

Но позвольте, "КазМунайГаз" сейчас принадлежит не только правительству, которое может использовать его как запасной кошелек. В ходе недавнего IPO больше 120 тысяч казахстанцев приобрели акции нацкомпании в расчете на будущие дивиденды и рост курса акций. Как скажется на цене акций и размере будущей прибыли торговля дизелем себе в убыток – объяснять, пожалуй, излишне. Отсюда вопрос: согласны ли 120 тысяч новых акционеров КМГ субсидировать 76,5 тысяч владельцев легковых автомобилей с дизельным двигателем, зарегистрированных в стране?

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента