Казахстан сдерживает цены на топливо во имя сохранения социальной стабильности. Только стабильности где: у себя или у соседей?
Беда не приходит одна. После аварии на Атырауском НПЗ приостановлено производство дизельного топлива на Павлодарском нефтехимическом заводе.
Телеграм-канал NRG_monitor со ссылкой на собственные источники сообщил, что "10 февраля в 17:00 в ТОО "ПНХЗ" в трубопроводе синтез-газа образовалась трещина, в результате чего планируется остановить блок парового реформинга установки производства водорода. В этой связи будет сокращена подача водорода и временно приостановлено производство дизтоплива". Как ожидается, простой продлится до 14 февраля и вкупе со снижением производства дизеля на Атырауском НПЗ способен обострить топливный дефицит в стране.
Как известно, каждую весну спрос на дизельное топливо растет: начинаются полевые работы на селе, увеличивается транзитный трафик через Казахстан большегрузов. По данным Пограничной службы РК, в 2022 году ежедневно в страну заезжало около 4,4 тысячи единиц грузового транспорта, и первое, что они делали при пересечении границы – до отказа заливали баки топливом, так как здесь оно дешевле. В приграничных регионах и вдоль транзитных автомагистралей в Жамбылской, Кызылординской, Павлодарской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях система учета фиксирует среднемесячный налив на АЗС от 11 до 16 килограммов топлива на человека, при среднереспубликанском показателе в 9 кг на человека.
После введения в августе прошлого года дифференцированных цен на дизтопливо для "своих" и "чужих", Кыргызстан подал жалобу на Казахстан в Евразийскую экономическую комиссию, в которой трактует наши защитные меры как дискриминацию и торговые барьеры. Соседи просят ЕЭК заставить Казахстан сохранить удешевленные цены на топливо для транзитного транспорта всех стран-участниц ЕвразЭС: а это Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения.
По данным статистики, объем потребления дизельного топлива на душу населения в Казахстане составляет 299 литров на человека, при том, что в соседней России – 203 литра на человека, Кыргызстане – 61 литр. Ларчик открывается просто: Казахстан сдерживает цены на топливо во имя сохранения социальной стабильности. Только стабильности где: у себя или у соседей?
В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития страны на 2023-2027 годы, реальный рост ВВП Казахстана ускорится с 4% в 2023 году до 4,2% в 2027-м. Понятно, что темпы роста экономики потребуют соответствующего роста потребления энергоресурсов. При этом уже сегодня все три имеющиеся в стране НПЗ работают на ста процентах своей мощности, и любая авария тут же ломает графики отгрузки на внутренний рынок. Дефицит дизеля приходится восполнять за счет импорта из России. По расчетам минэнергетики, "КазМунайГазу" необходимо будет в текущем году импортировать из Российской Федерации порядка 700-850 тысяч тонн дизеля и 280 тысяч тонн бензина. Учитывая, что цены в Казахстане сдерживаются государством, торговать этим дизелем нацкомпании придется себе в убыток.
Но позвольте, "КазМунайГаз" сейчас принадлежит не только правительству, которое может использовать его как запасной кошелек. В ходе недавнего IPO больше 120 тысяч казахстанцев приобрели акции нацкомпании в расчете на будущие дивиденды и рост курса акций. Как скажется на цене акций и размере будущей прибыли торговля дизелем себе в убыток – объяснять, пожалуй, излишне. Отсюда вопрос: согласны ли 120 тысяч новых акционеров КМГ субсидировать 76,5 тысяч владельцев легковых автомобилей с дизельным двигателем, зарегистрированных в стране?
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!