Авария на Атыруском нефтеперерабатывающем заводе неминуемо приведёт к дефициту бензина и дизтоплива весной
Еще свежи в памяти воспоминания осени 2017 года, когда нефтедобывающий Казахстан буквально задыхался от отсутствия бензина и дизтоплива. В крупных мегаполисах к тем АЗС, что торговали не по талонам, выстраивались длинные очереди, мелкие заправки в отдаленных аулах и вдоль трасс просто выставили за стекло таблички "Бензин жоқ".
Тогда виновным за топливный коллапс назначили сварщика Павлодарского нефтехимического завода, который при проведении ремонтных работ "на уникальной детали, изготовленной из специальной стали", допустил ошибку, в результате чего "в детали появились трещины", объяснял и.о. исполнительного вице-президента "КазМунайГаза" Данияр ТИЕСОВ. В результате непрофессионализма сварщика резко упало производство бензина и дизтоплива в стране.
1 февраля 2023 года на другом принадлежащем КМГ заводе – Атырауском НПЗ – остановилась установка каталитического крекинга, причиной было названо повышение температурного профиля в регенераторах. Это ключевая установка, на которой выпускаются высокооктановый бензин и дизель. Памятуя, что чувствительная топливная тема иногда приводит к Қаңтару, на сей раз ставки повысили – и крайним оказался первый заместитель генерального директора Атырауского НПЗ Рахимжан ЖАНГАБЫЛОВ, который был показательно уволен прилетевшим в Атырау руководителем "КазМунайГаза" Магзумом МИРЗАГАЛИЕВЫМ. Гендиректор завода МУРАТ ДОСМУРАТОВ, назначенный на должность немногим более полугода назад, отделался строгим выговором.
Шеф КМГ создал оперативный штаб по ликвидации последствий аварии и предотвращению возникновения дефицита бензина и дизтоплива в стране во главе с заместителем председателя правления нацкомпании по переработке нефти и нефтехимии Арманом КАЙРДЕНОВЫМ. "Основная задача штаба – оперативно и качественно устранить все имеющиеся неполадки, а также проблемные аспекты в деятельности АНПЗ, носящие системный характер. Мой заместитель будет находиться здесь вплоть до полного выхода из кризисной ситуации", – подчеркнул на совещании в Атырау Магзум Мирзагалиев.
Сталинскому прокурору Андрею ВЫШИНСКОМУ приписывают крылатую фразу: "Главное в ходе следственных действий – не выйти на самих себя". Поэтому при руководстве устранением системных проблем Атырауского НПЗ Арману Курметовичу следует действовать очень аккуратно, как на минном поле. Ведь именно он возглавлял завод в 2012-2013-м, а затем еще раз – в 2021-2022-м годах. В перерыве успев поруководить департаментом по переработке нефти и нефтехимии "КазМунайГаза", который курировал реконструкцию АНПЗ. Именно за реализацию проекта модернизации Атырауского завода Кайрденов был награжден почётной грамотой КМГ. И вот, спустя буквально 5 лет после ввода в эксплуатацию новой установки, она останавливается из-за серьезной аварии.
По оценкам источников телеграмм-канала Energy Monitor, ремонт установки займет от 2 до 6 месяцев. На это время завод снизит выпуск "светлых" нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, авиакеросин). А значит, весной, в условиях традиционного роста спроса на топливо, Казахстан опять ждет бензиновый дефицит. Согласно данным минэнерго, объем потребления бензина в прошлом году в Казахстане составил 4,94 млн тонн, при том что произведено было 5 млн тонн. По дизтопливу ситуация еще хуже: потребление в прошлом году – 5,56 млн тонн при производстве 5,28 млн. Авария в Атырау снизит объемы выпуска нефтепродуктов в целом по стране. А еще задолго до аварии министерство запланировало в текущем году ремонт сразу всех трех нефтеперерабатывающих заводов.
Фото: kmg.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!