Правительство Казахстана придумало, как избежать дефицита дизтоплива
Народная примета в Казахстане: если в стране заговорили о дефиците дизеля - значит, лето заканчивается, и наступает осень. Пять лет назад также осенью страну охватил настоящий топливный кризис, когда люди часами стояли в очередях, чтобы заправить свои автомобили.
После увольнения директоров НПЗ и завершения программы модернизации отрасли нефтепереработки чиновники отчитались, что полностью закрыли потребности внутреннего рынка в ГСМ.
Причиной дефицита дизтоплива нынешней осенью стал диспаритет цен у нас и в соседней России, одной из причин которого явилось резкое снижение курса тенге по отношению к рублю.
По данным Пограничной службы, озвученным министром энергетики Болатом АКЧУЛАКОВЫМ на брифинге в Службе центральных коммуникаций, ежедневно в Казахстан заезжает 4,5 тыс. грузовых авто, из которых 70% – с иностранной регистрацией. Они, по словам министра, создают "избыточный спрос" на дизтопливо в объеме 120 тыс. тонн.
Таким образом, из 5 млн тонн произведенного в стране дизеля, по оценкам министерства, один миллион вывозится из страны в бензобаках чужих авто и потом либо используется в процессе эксплуатации, либо перепродается.
"По нашим оценкам, если ничего не делать, нам необходимо завезти порядка 50-70 тыс. тонн дизельного топлива в августе, и столько же в сентябре", – резюмировал министр.
Завезти – это значит импортировать из той же России, где цена на него выше. И потом каким-то образом заставить АЗС продавать его по внутренней казахстанской регулируемой цене. Где его опять будут с радостью покупать дальнобойщики из той же России.
Чтобы избежать дефицита, впервые за 30 лет независимости правительство вводит дифференцированные цены на дизельное топливо. И теперь перед кассиром на заправке необходимо будет доставать не только кошелек, но и водительское удостоверение и документы на машину.
Министр озвучил на брифинге следующий механизм регулирования продажи дизтоплива. Владельцы авто с казахстанской регистрацией и выданным в Казахстане водительским удостоверением смогут покупать ежедневно по текущим предельным ценам (сегодня это 230-260 тенге) 100 литров дизтоплива в день. Нужно больше – пожалуйста, но цена будет уже 450 тенге за литр. Для грузового транспорта при наличии водительских удостоверений и документа, подтверждающего регистрацию автотранспортного средства в Казахстане, лимит составит 300 литров в сутки. Все, кто не попадает в эти категории, должны заправляться дизтопливом по цене 450 тенге за литр. Соответствующий проект приказа министра энергетики уже подготовлен.
Позволит ли эта мера избежать дефицита дизеля нынешней осенью?
Не уверен.
Зато она позволит казахстанским дальнобойщикам не ездить в утомительные рейсы, а ежедневно заправлять свои законные 300 литров, выезжать в чистое поле, где моментально образуется "стихийный толчок", и перепродавать горючее иностранных перевозчикам.
Потом на этот "толчок" подтянутся люди в погонах, которые начнут его регулировать…
Ну и далее - всё, что мы проходили в последние 30 лет.
Потому что никакие запретительные административные меры не перебьют законы рынка. И мы об этом не раз писали.
Пока правительство, а не биржа будет устанавливать цены на нефтепродукты, их в стране будет не хватать.
Фото: Quto.ru.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!