Каким образом собирается премьер обеспечить топливом всех желающих
Премьер-министр Казахстана Алихан СМАИЛОВ поручил не допускать необоснованного повышения цен на ГСМ и его дефицита, сообщает правительственная пресс-служба. Напоминает старый анекдот:
– Товарищ прапорщик, остановите троллейбус!
– Троллейбус, стой, раз-два!
Каким образом собирается премьер обеспечить топливом всех желающих? Проверенным – "Поручаю Роману СКЛЯРУ создать под своим руководством постоянно действующую комиссию по контролю за ценами и недопущению дефицита ГСМ", – сказал Смаилов.
Не допускать дефицит вроде как поздно – из регионов поступают сообщения, что местные перевозчики рыскают от заправки к заправке в поисках дизеля по "внутренней цене" – 230-260 тенге. Его попросту нет. А там, где есть, бойкие заправщики отпускают только по 30-50 литров в один бензобак. Зато для иностранных перевозчиков дизтопливоесть в неограниченном количестве – но по 450 тенге.
Когда ровно пять лет назад страну накрыл жесточайший топливный кризис, чиновники обещали нам, что после завершения программы модернизации нефтеперерабатывающей отрасли все потребности внутреннего рынка в бензине и дизтопливе будут полностью закрываться за счет работы отечественных НПЗ. Модернизация прошла, около 6 млрд долларов США благополучно освоены, и что? Вернулись к тому, к чему ушли? Может быть, не то модернизировали – не железо нужно было, а мозги?
Это фото выложил в своем телеграм-канале t.me/NRG_monitor исполнительный директор Общественного фонда Energy Monitor Нурлан ЖУМАГУЛОВ. На нём заправка на казахстанско-кыргызской границе. На домкратах – кыргызские авто, заливающие в баки казахстанский бензин. С помощью такой нехитрой манипуляции можно залить больше – до 100 литров в стандартный бензобак. Совершая по несколько рейсов в день, водители из соседней страны делают свой нехитрый бизнес. И никакими комиссиями и запретами этот бизнес не разрушить.
Рассказывая о готовящемся введении дифференцированных цен на дизель, мы предупреждали, что любые административные запреты порождают лишь дефицит. Нефтегазовая отрасль, как и вся экономика, должна жить по рыночным правилам. Которые вовсе не исключают адресные дотации для малоимущих граждан.
Искусственно созданный дефицит и рост цен на горючее лишь подстегнут инфляцию в стране. Сдерживая цены на бензин и дизель под лозунгом заботы о кошельках казахстанцев, правительство опустошит эти кошельки через подорожавшие продукты питания и товары первой необходимости, которые развозятся по стране автомобильным транспортом.
Впрочем, правительство собирается бороться с дефицитом ГСМ не только созданием комиссий – с 15 сентября, аккурат в разгар осеннего пика спроса, оно начинает ремонтно-профилактические работы на Атырауском НПЗ. Ремонт плановый, говорится в сообщении пресс-службы Минэнергетики, видимо, запланировать его на период низкого спроса не получилось. Таким образом, половину сентября и весь октябрь один из трех имеющихся в стране заводов будет работать лишь на 50-70% мощности. Так победим дефицит ГСМ!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!