Такие прагматики эти китайцы и американцы: хорошие, безопасные дороги, тёплые и чистые нужники, а уже потом - цифра и планшеты
Читайте предыдущую статью Тимура СЕЙТМУРАТОВА «Доктор Смерть, или Работа над ошибками».
Не сложно заметить, что Казахстан сегодня увлечён цифровизацией. На обсуждение преимуществ "цифры" подсели самые разные слои населения: от таксистов до министров, от премьеров до пенсионеров.
Перспективы цифровой реальности действительно впечатляют.
Не так давно с большим интересом посмотрел на "Atameken business channel" дискуссию по данной теме представительной группы экспертов.
Запомнилось выступление одного из участников, представлявшего в своём лице государственные органы и очень живо рисовавшего "цифровые" инициативы правительства Казахстана, которые уже в ближайшем будущем, со слов чиновника, должны вывести страну в мировые лидеры цифровой экономики.
В память запал следующий пассаж эмоциональной речи (цитирую не дословно, но за суть ручаюсь):
"Если в США в середине 20-го века в основе экономического рывка лежало строительство сети скоростных хайвеев, связавших всю страну воедино, то в наши дни мы должны по этому примеру пронизать всю страну широкополосным интернетом. Это нам позволит максимально расширить электронную торговлю. Вот китайская интернет-компания "Alibaba" сегодня совершает сделки на десятки миллиардов долларов в день, и мы, безусловно, должны стремиться к подобным вещам".
Сказано все вроде бы правильно, в духе времени, и спорить, в общем-то, не о чем. Однако подспудно возникло ощущение, что в очередной раз родное государство спешит поставить телегу впереди лошади.
Поясню. Американская сеть скоростных хайвеев (автомагистралей) Interstate Highway System, построенная в конце 1950-х при президенте Дуайте ЭЙЗЕНХАУЭРЕ, - пример действительно хороший и во многом поучительный.
В США в середине прошлого столетия отсутствие современных дорог приводило к росту статистики ДТП, перманентному коллапсу транспортных потоков по стране, бесконечным автомобильным пробкам в городах, неэффективности транспортировки товаров.
В 1954 Эйзенхауэр провозгласил: "Если мы хотим решить проблему, то вся федеральная система хайвеев должна быть утверждена как единый проект с конкретной датой завершения."
Конгресс, кстати, проекту долго не давал зелёный свет, в связи с заоблачной дороговизной - на 66 тысяч км требовалось $27 миллиардов. По тем временам сумма колоссальная. Магистрали рассчитывались на поток, ожидающийся через 20 лет.
По данным журнала Forbes, когда проект в итоге утвердили, было залито столько бетона, что его бы хватило на дорогу до Луны. Тем не менее, скоростные магистрали быстро оправдали себя.
В первую очередь они решили транспортную проблему и послужили катализатором фундаментального переформатирования американского образа жизни - в Америке начался массовый отток городского населения в пригороды, так как дороги позволили добираться в деловые центры городов менее, чем за час.
Дешёвая же земля в пригородах дала возможность решить для подавляющего числа американцев вопрос своей крыши над головой, поскольку дороги дали старт бурному строительству жилья на пустующих вокруг городов территориях.
Во-вторых, инфраструктурный проект в масштабах страны благотворно сказался на экономике, создав множество новых рабочих мест.
В-третьих же, что крайне важно и для озвученной темы электронной торговли, Interstate Highway System обеспечила развитие самых отдалённых регионов, которые до этого считались "потерянным захолустьем" США. Рост таких городов, как Атланта, Даллас, Сан Хосе, Денвер, Феникс, Лас-Вегас был во многом обусловлен появлением новых многополосных скоростных магистралей.
Могу ошибаться, но не уместен ли в этой связи закономерный вопрос : а что, в Казахстане уже создана подобная система дорог, которая сплела удаленные друг от друга регионы страны в единый транспортно-логистический организм, и во все "чёрные дыры" казахстанской глубинки уже постелили гладкое полотно качественного асфальта ?
Не знаю, кому как, но по-моему очевидно, что огромную роль в успехе виртуальных сделок в цифровом пространстве в той же, к примеру, Америке (Amazon, и т.д), играет наличие основательной и разветвлённой дорожной инфраструктуры, которая позволяет максимально быстро доставлять товары с платформ виртуального рынка в руки вполне реальных потребителей.
Цифровая экономика не существует сама по себе, она твёрдо опирается на базис окружающей материальной действительности. Поэтому скорость и объёмы электронной торговли без быстрой и качественной физической доставки ничего не стоят.
Не открою, разумеется, Америки, если в очередной раз также скажу, что развитие магистральной инфраструктуры, стягивающей территорию государства в один прочный узел, играет важнейшую роль не только для активизации торговых потоков, но и для расширения туристического и транзитного траффика через территорию страны.
И здесь крайне важен подход комплексный, о котором не раз рассказывал в заметках про США.
Однако не менее интересен в этом вопросе и опыт соседнего Китая. Если в Казахстане говорят о "цифровой революции" и "облачных сервисах", то в Поднебесной мысли чиновников не столь возвышены и жмутся все больше к земной конкретике.
В частности, в КНР в начале 2018 года объявлена очередная "туалетная революция". Да-да, это не опечатка - именно "туалетная революция".
Первая такая революция в КНР была реализована в 2015. Бюджету государства она обошлась в $3 миллиарда инвестиций, направленных на установку по всей стране 68 тысяч современных, чистых, тёплых, бесплатных общественных туалетов.
Но в руководстве Китая решили, что этого недостаточно, и утвердили ещё одну трехлетнюю программу, целью которой является установка до 2020 ещё 47 тысяч общественных туалетов и обновление 17 тысяч старых.
А до этого ещё была супер-программа "Обновление туалетов", вылившаяся в наступление на 200 миллионов отхожих мест в деревнях, которыми до сих пор пользуется 1 миллиард китайских крестьян.
Китайская пресса так рассказывает о далеко нецифровых и совсем невозвышенных инициативах Пекина :
"Туалетная революция жизненно необходима любому государству, претендующему на звание цивилизованной страны. Особенно это важно там, где большие территории и суровый климат. А также там, где хотят развивать туризм. Потому что эти потребности, в отличие от культурных, есть абсолютно у каждого туриста. И никуда не исчезнут".
Такие вот они прагматики эти китайцы. Да и американцы тоже. Хорошие, безопасные дороги, тёплые и чистые туалеты, а уже потом цифра и планшеты.
Скучно живут. Впрочем, одно другому ведь не мешает, когда все по уму делается. Было бы желание.
Источник: страница в Facebook Тимура СЕЙТМУРАТОВА. Публикуется с письменного разрешения автора.