Ситуация требует нестандартных решений
Комитет государственных доходов Министерства финансов опубликовал первые данные о состоянии дел с бюджетом в стране. Ожидаемый вывод – Казахстан собрал меньше налогов, чем в это же время год назад. Потери бюджета от сокращения поступлений налогов весьма значительные, и это несмотря на все старания мытарей, включая высадки налоговых десантов, усиление мер контроля в приграничных с Китаем зонах и другие меры, на которые хватило фантазии у главы Комитета по госдоходам Даулета ЕРГОЖИНА.
В этом году собрали около 2 триллионов тенге с небольшим, сокращение по сравнению с прошлым годом составило 14,2 процента или около 260 миллиардов тенге. Предполагаемый дефицит бюджета растет и если его не покрывать деньгами Нацфонда или не сокращать бюджетные программы, то он выйдет из запланированных границ в 2,3 процента от ВВП.
Ждать изменений в положительную сторону неоткуда. Налогооблагаемая база сжимается быстрее, чем шагреневая кожа. Правительство отказывается называть причины, из-за которых и возникли проблемы, но при этом говорит о «новой норме», когда цены на основные экспортные позиции для Казахстана находятся ниже отметки текущей рентабельности.
Кстати, прошлый год тоже был не самым удачным. В долларовом эквиваленте ВВП просел на 10 процентов, а показанный прирост в национальной валюте случился только благодаря девальвации. Таким образом можно предположить, что ВВП Казахстана снова просел и спрятать брешь в финансах курсовой разницей уже не получится. Хотя правительство все же это делает, показывая прирост ВВП на 1,7 процента относительно прошлого года (планировали 4 процента).
Можно, конечно, дожидаться результатов по году в целом, но ничего хорошего нас точно не ждет! Основные доходы от экспорта сократились. Даже цены на зерно, устойчиво повышавшиеся в прошлом, поменяли тренд, и теперь основная экспортная позиция нашего аграрного сектора стоит на 10 процентов дешевле. Золото, которым мы так гордились, подешевело чуть ли не на треть и теперь стоит меньше 1100 долларов, тогда как в 2011 году стоило почти 1900. При этом собственное производство в несырьевом секторе впало в кому, выйти из которой не позволяет Национальный банк со своими коридорами и политическими играми в стабильный тенге.
Первые сигналы о дальнейшем ухудшении ситуации уже поступают. "АрселорМиттал Темиртау" с 1 августа сокращает заработную плату всем своим сотрудникам на 25 процентов, что хоть как-то должно компенсировать курсовую разницу, делающую продукцию отечественного производителя неконкурентной по цене. И так будут поступать все, потому что это единственный способ без изменений курса тенге сделать отечественный продукт конкурентоспособным –сократить издержки на производство в среднем на 40 процентов. Если коммунальные платежи и расходы на обслуживание кредитов сократить не удается, придется резать по людям –увольнять и сокращать зарплату. При этом ожидать, что цены будут понижаться, не стоит. Например, бензин, который при текущих ценах на нефть должен стоить около 75 тенге, стоит 108 тенге за литр. При этом нельзя отрицать, что цены на многие товары последнее время не растут, и даже можно говорить о том, что инфляция показывает отрицательное значение, но только за счет чего дешевого импорта. Отечественные товары полностью вытеснены с прилавков. И если на юге это не сильно заметно, то на севере и в центре очевидно. Правда, впереди открытие границ с Киргизией, что не добавляет радужных красок в общую картину.
Ситуация усугубляется отсутствием ликвидности. Коммерческие банки теперь зависят не только от Национального банка РК, но и от АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Именно эта организация стала оператором программ, связанных с развитием бизнеса, фонд - единственная в стране структура, имеющая имеет длинные и дешевые деньги. Пенсионными активами управляет Национальный банк. Внешние рынки заимствования для нас по сути закрыты. Кто будет занимать стране, которая может национализировать любой коммерческий институт, а потом отказаться платить по его долгам?
Для Казахстана кризис только начинается. Можно сказать политкорректно: в Казахстане кризиса не будет, у нас будет «особый период», конца которому нет. В результате - обнуление всех достижений в экономике за 25 лет.
Вопрос «Что делать?», традиционный для нашей цивилизации, имеет только один ответ. Когда государство становится единственным источником ликвидности и заказа, а все инструменты находятся в одних руках, а именно в руках Национального банка, необходимо изменять правила игры и вменить в обязанности института не только контроль за мифическими индикаторами, но и вполне конкретную обязанность обеспечивать рост экономики.
Это не нововведение. Центробанки во многих странах отвечают за развитие. Сегодня для нас это вопрос жизни и смерти. Только так можно заставить вливать деньги в экономику и развернуть политику банка от накопления на политику способствования развития. Можно, конечно, сказать, что большие резервы - это хорошо для экономики, но по факту может оказаться, что мы копим на похороны, вместо того чтобы тратить эти деньги на лечение. Даже при консервативной модели развития у нас есть спред для роста кредитования экономики Национальным банком. Можно легко поднять объем ликвидности чуть ли не в два раза и при этом не спровоцировать рост инфляции. И вообще, нужно отказаться от навязанного нам суждения, что дешевые и длинные деньги приводят к перегреву рынка.
Могу с уверенностью сказать: если навести порядок в Налоговом кодексе, а также создать условия для развития предпринимательства, мы увидим не только повышение активности, но и падение цен.
Если же экономические подходы останутся прежними, все население страны превратится в бюджетников, так или иначе зависящих от выплат из казны. Но надолго ли хватить резервов страны, чтобы прокормить искусственно созданную армию иждивенцев?