Почему важно сохранить историческое наследие
В Тараз я летела по делам, но надеялась, что будет время и просто погулять. Этого хотелось очень – город ведь с огромной историей, ему более 2000 лет!
Первые упоминания о Таразе относятся к концу 1-го тысячелетия до нашей эры. О древнем государстве Кангюй, которое контролировало земли в долине реки Талас, писали китайские путешественники. Когда появился сам город, неизвестно, но в документах первого посольского каравана, который отправился из Китая на запад в 138 году до н.э., уже есть упоминание о нем.
А в 586 году о нем уже писали византийские хроники: тюркский каган Дизабул принимал здесь византийское посольство Юстиниана II, которое возглавлял вельможа Земарх. Прибыл он сюда в поисках сильного военного союзника и для решения торговых вопросов. Тараз тогда занимал площадь примерно 15 гектаров, его окружали крепостные стены длиной 4 километра.
Внутри была цитадель, резиденция правителя, лавки, мастерские. Здесь были караван-сараи для приезжих купцов, базарные ряды. В X-XII веках город достиг своего расцвета, но в 1220 году он был осажден войском Чингисхана и почти полностью разрушен.
Потом он опять возродился – уже в XVIII веке. Вот такой удивительный город…
И я очень рада, что мне удалось!.. Удалось вырвать из плотного графика несколько часов для знакомства с достопримечательностями Тараза. Ну как знакомства? Половина объектов просто было закрыто. Не знаю, зима ли тому виной, праздничные дни (я была в Таразе 16-17 декабря) или просто я выбирала для прогулок не самые раскрученные туристические места. Хотя, по мне, именно такие очень интересны, ибо не до конца затоптаны туристами и не совсем "облагорожены" деятелями культуры.
Как, к примеру, дом академика Константина СКРЯБИНА. Ученый с мировой известностью и такого же масштаба, основатель советской гельминтологии, Академик АН СССР, ВАСХНИЛ и АМН СССР. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий (которые так просто не давали, как вы понимаете), кавалер шести орденов Ленина с 1907 по 1911 годы работал ветеринарным врачом в городе Аулие-Ата (сейчас это Тараз). В 60-е годы в доме, где он жил, организовали музей. На открытие приезжал сам ученый и передал в фонд музея личные вещи, рукописи, документы. С тех пор здание дома-музея находится под охраной Республики Казахстан и до некоторых пор входило в число объектов международного туристического маршрута. Сейчас непонятно, что с ним происходит, здание закрыто, даже тропинки не протоптаны в снегу…
Никого не встретила я и в Караван-сарае, который открыт для посещения туристами чуть ли не круглосуточно. Хотя была там дважды за поездку. Первый раз подошла к археологическому объекту со стороны мавзолея Карахана. По местным устным преданиям, мавзолей соорудили в XI веке над могилой основателя династии Караханидов Карахана, который первым из тюрков принял ислам. Это очень важное место для мусульман, и рядом с мавзолеем было много паломников. Я в мавзолей не заходила, не хотелось мешать паломникам своим праздным любопытством. Побродила по территории, посмотрела старые фото на стендах, обошла здание мавзолея.
И отправилась к месту археологических раскопок. Останки караван-сарая были найдены в 2006 году, сейчас это отдельный туристический объект. Скажу сразу – человеку неподготовленному там делать нечего: информация на стендах мало помогает понять увиденное. Тут обязательно нужен рядом гид или просто знающий человек. Потому я очень обрадовалась компании понимающих историю Тараза людей. Это историк-краевед Искандербек ТОРБЕКОВ, директор научной организации "АРК" (археология, туризм, краеведение), и краевед Рафаэль ИСКАНДИРОВ, с ними я побывала здесь на следующий день. Мне очень повезло с такими гидами, они просто засыпали меня интересной информацией. А Искандербек к тому же участвовал в раскопах караван-сарая. Он даже нашел себя на фотографии, где запечатлены рабочие моменты археологической экспедиции.
- Это объект IX-X-XI веков. На территории памятника есть здание караван-сарая, состоящее из 8 комнат, и мечеть эпохи раннего ислама. Интересный факт – сначала здесь была христианская церковь несторианского толка и уже потом ее перестроили в мечеть. Тогда город жил в условиях многовекторной религиозной политики. Да, древний город Тараз был поликонфессионален, что подтверждается результатами археологических раскопок и исторических изысканий. Здесь обнаруживается присутствие с древних времен и средневековья таких религий, как христианство, ислам, буддизм. А потом город завоевал Исмаил САМАНИ. Он поставил условие, что все принимают ислам, и тогда он оставляет город.
Это самая старая мечеть в этой части континента. Она является одной из тех, которые буквально за одну ночь возникли на месте прежних христианских церквей в эпоху правления карлуков. Когда мы приступили к раскопкам, мы же не предполагали, что находится под земляным завалом, думали, что холм сам возник в результате строительства стадиона, который тут рядом.
Но первые же шурфы выявили стены, ориентированные по сторонам света. При полном вскрытии стало понятно, что это культовое строение. Ну а потом было однозначно доказано, что это мечеть, которая была построена на месте христианского храма, когда Тараз был крупнейшим центром региона, - поясняет Искандербек.
В VII-VIII веках христианство несторианского толка получило широкое распространение в городах Южного Казахстана и Семиречья, видимо, именно в то время и появились христианские церкви в Таразе и Мерке. Об их присутствии рассказывают многочисленные произведения искусства, сообщают об этом и письменные источники. И до прихода сюда войск Исмаила Самани здесь действительно наблюдалась религиозное многообразие.
Историк и археолог Таисия СЕНИГОВА, авторитетный специалист по истории Южного Казахстана, писала: "Только ценой принятия ислама карлукам удалось сохранить политическую независимость Тараза. Головная церковь была превращена в мечеть, а предводители карлуков обязались защищать владения саманидов от других тюркских племен. На таких условиях Тараз и Исфиджаб избежали внесения денежных взносов в саманидскую казну".
И в один день храмы других религий были превращены в мечети, а 10 тысяч человек приняли ислам. Кстати, к мечети ведет настоящая средневековая мостовая. И это видно даже моим ненатренированным оком. В древней мечети деревянные колонны, они, конечно, уже современные. Но стоят на старых каменных опорах!.. И михраб настоящий.
Искандер говорит, что именно по михрабу и определили, что это была мечеть. А по разному "окрасу" стен сразу понятно: где старина, а где "новодел": более светлая часть стен "надстроена" реставраторами. При реставрации были использованы те же технологии, что и в древности – определили состав глины исторической части стен, этот же состав использовали для "строительства" верхней части. Все работы, естественно, велись вручную. А вот каменно-кирпичное основание михраба, скорей всего, сохранилось со времен несторианства.
А для меня самым ценным археологическим объектом в Караван-сарае стал, конечно же, канализационный слив. Ну, кто знает мою нежную любовь к "люковым" артефактам, тот поймет. Кто не знает, вот тут немного.
Конечно, это не канализационный люк в современном смысле слова. Это ташнав, я такие видела в Узбекистане – там они мраморные и датируются 12-13 веком. Таразский ташнав – видимо, гранитный, он выглядит скромнее узбекских, но очевидно старше – 10 век.
Съездили мы и к первой роторной мельнице города.
Построена была мельница в начале 20-го века. Добротное кирпичное здание, от которого сейчас остались только стены… А ведь были у местных энтузиастов задумки сделать здесь музей хлеба. Настоящий "живой" музей, в котором все экспонаты "работают", в котором можно увидеть действующую мельницу прошлых времен, узнать, как делали хлеб сто, пятьсот, тысячу лет назад. Посмотреть на "хлебные артефакты" старины глубокой - наверное, найти их в Таразе не проблема, тут много истории. Поучаствовать в мастер-классах, а то и просто выпить чаю с булочкой, которая выпекалась бы тут же.
Но это я размечталась… Потому что действительность печальна. Здание долго стояло пустым, ветшало, служило прибежищем для местных алкоголиков-наркоманов, а потом и вовсе сгорело. Не удалось городу сохранить историческое наследие. Да и не особенно город старался, видимо… А мог быть у города объект, который бы своей стариной и историей притягивал не только туристов, но и местных. Могло бы быть место, где школьники изучали историю не по картинкам из учебников, а самым что ни на есть наглядным способом. Да и зерновой хлеб нынче в моде, дело могло бы быть прибыльным…
А самой главной целью моей таразской поездки было ущелье Карасай, которое находится примерно в 17-ти километрах от города.
Там находятся уникальные наскальные изображения разного времени, некоторым из них три-четыре тысячи лет. Не знаю, как летом, но зимой дорога туда так себе. Спасибо Рафаэлю, он мастерски вел свой автомобиль по заснеженному бездорожью. Или не бездорожью – под снегом не разобрать.
До ущелья мы добрались минут за 20 – почти город. Но там тишина и покой. И только со скал на нас взирали охотники с луками, всадники, божества, архары и прочие "жители" прошлых веков.
Странные чувства испытываешь в таком месте – смесь восхищения перед мастерством древних художников и недовольство собой, современным. Ущелье это – как картинная галерея. С той разницей, что произведения художников эпохи бронзы, раннего железного века и времен средневековья находятся на камнях под открытым небом, а не в музейных залах.
Уникальные, потрясающие лаконичностью и своеобразием изображения.
Очень благодарна тем людям, кто научил меня ценить и понимать (совсем чуть-чуть понимать) красоту этих простых (на взгляд неграмотного созерцателя) рисунков. В первую очередь, это энтузиаст и просто хороший человек Ольга ГУМИРОВА и другие "охотники за петроглифами".
Есть тут и петроглифы современности, увы. Надписи вроде "здесь был…" встречаются порой в непосредственной близости, а то и поверх, рисунков тысячелетних.
- Эти петроглифы официально внесены в туристический маршрут Великого Шелкового пути. Посещаемый объект. Детьми, школьниками, туристами. Поэтому ценность у этого ущелья не только культурное наследие, еще туристическая. Еще образовательная: для школьников - это как наглядное пособие уроков истории. Но сейчас ситуация с ними сложная, очень сложная.
Я бы этому объекту отмерил жизни не больше двух лет. Если серьезно не возьмутся за него, для туризма он исчезнет, его не будет просто. Почему? Потому что еще с начала советского периода вся поверхность петроглифов испещрена надписями современными - имена, фамилии людей. Целые списки там. Начиная с 70-х годов и заканчивая нашим временем.
Во-вторых, периодически сюда приезжают люди на машинах, откалывают куски каменной породы. Не смотрят, есть на этих камнях петроглифы, нет петроглифов, раскалывают на мелкие кусочки и вывозят в качестве декоративного строительного материала. Для оформления, например, кафе, ресторанов, дорожек, стен. То же самое делают и жители соседних селений – для строительства частных домов и оформления декоративным строительным материалом участка везут отсюда камень. И наносят этим огромный ущерб памятнику, - с горечью рассказывает Искандер.
Я была слабо экипирована для лазания по скалам, потому по ним лазал Рафаэль – фото петроглифов с верхних скальных рядов делал он. Я созерцала рисунки нижнего яруса. Но даже то, что я могла увидеть с дороги, поражает. Уникальные изображения разного времени, демонстрирующие образ жизни древних людей: сцены охоты, разные животные (по таким изображениям можно понять, какие звери, змеи и птицы тут водились). Есть изображения волков, диких архаров, оленей с ветвистыми рогами, туров, есть дикие кошечки - пантеры, львы, тигры. И даже бегемот или носорог!
И рядом со скалами валяются отколотые глыбы, которые местные варвары подготовили для вывоза. Скорей всего, на стройматериалы. Или для "украшения" ландшафта приусадебного участка – сейчас стало модно декорировать участок неподдельной стариной. Вот многие ее и растаскивают по своим огородикам, не понимая, что петроглифы могут "жить" только там, где созданы – патина времени, так называемый "загар" исчезает, когда камень меняет местоположение, и изображения тоже постепенно стираются…
Или знают, но все равно вывозят отсюда "сувениры", а то и выпиливают целые глыбы из скальной породы. И тогда это уже преступление.
Конечно, время, ветер, жара, холод тоже делают свое разрушающее дело. Но люди рушат все гораздо быстрее, чем плохая погода. Петроглифы находятся во вполне доступном месте – каждый может приехать и посмотреть. Но – увы! – далеко не каждый понимает, какая у этих рисунков большая ценность – историческая и человеческая.
- Это всё ведёт к тому, что памятник может исчезнуть. Мое личное обращение в Дирекцию по охране и восстановлению историко-культурных памятников (Управления культуры, архивов и документации акимата – Е.М.) Жамбылской области и лично руководителю Куанышу ДАУРЕНБЕКОВУ не возымело действия и ни к чему не привело. Один и тот же ответ получаю: "Это природные катаклизмы, человеческий фактор и отсутствие финансирования для того, чтобы что-то сделать на этом объекте". То есть нет интереса сохранять историю со стороны руководства охранных уполномоченных органов. Я говорю им: "Вам дали власть в руки, для этого организацию и создали. Почему вы не стучитесь головой, ногой, рукой в высокие кабинеты и не требуете, в конце концов? - негодует Искандер.
Когда-то, четыре или три тысячи лет тому назад, ущелье Карасай было святилищем, в нем совершались особые обряды, жертвоприношения и молитвы. Петролифы – это часть этих обрядов или их описание. На рисунках изображены важные для древних людей события – солнцестояние и равноденствие, работа на поле, окот скота, зимние стоянки, весеннее пробуждение природы. Это послания нам, современным людям, от людей древности.
Письма через века. А мы не ценим…
Сейчас ущелье Карасай и его петроглифы – место популярное. В теплое время года тут полно людей, приезжают группы школьников и туристов. Кто-то добирается на автобусе, а потом пешком. Но… Если не предпринять срочных мер, регион потеряет карасайские петроглифы, потеряет уникальные исторические ценности.
Наверное, самое простое, что можно сделать для сохранения и самого ущелья и петроглифов в них – просто перекрыть дорогу шлагбаумом и поставить видеонаблюдение. А потом нещадно штрафовать тех, кто приходит в ущелье с целью разрушения, а не с целью созерцания или исследования. Штрафы – вот что может остановить варваров. Этот язык они понимают, увещевания и уговоры – нет.
- Надо проводить семинары, круглые столы. Есть школы, есть сельсоветы – там надо проводить встречи с местными жителями. Объяснять, что памятники нельзя уничтожать, что это наша история, история казахов. Мы же хотим построить новый Казахстан, национальное государство, кроме того, что развивать свой язык, это правильно, сохранять и охранять культурное. А чтобы это сделать, мы не только язык должны развивать, мы должны и свою культуру развивать, сохранять культурное наследие, свою историю.
Мы хотим всем показать, что мы народ, у которого есть древность. Но когда это исчезнет, что мы показывать будем? И кто должен отвечать за сохранение памятников, кто должен нести охранные обязательства? Дирекция по охране, использованию и восстановлению памятников культурного наследия.
Я им предложил создать рабочую комиссию, замакима области пообещал создать такую комиссию по развитию туризма внутреннего въездного и, соответственно, по охране объектов культурного наследия. Неоднократно на мое предложение совместно работать с управлением культуры, куда входит дирекция, отмалчиваются. Либо говорят: "Мы сами разберемся", либо отмалчиваются. У меня складывается впечатление, что им такое положение вещей выгодно, - отмечает Искандер.
Вот такая не очень веселая история.
У которой, я надеюсь, все-таки может быть счастливое продолжение. Конечно, если власти региона примут решение защитить уникальные памятники, которые в общем-то и привлекают сюда туристов.
У меня точно была именно такая цель: увидеть места, посетить памятники, достопримечательности, которых больше нигде нет. Они только здесь – в Таразе и его окрестностях.
Поговорила я и с некоторыми представителями туристического рынка Тараза: гидами, экскурсоводами, организаторами туров. Ребята подтвердили мои предположения – зимой туристов здесь мало, почти нет.
Не понимаю, почему. Говорю искренне, я ожидала увидеть здесь толпы туристов, была готова стоять в очередях на туристические объекты. Ведь Тараз - город-памятник. Честно.
Много чего интересного в городе можно увидеть даже неопытному туристу. Жизнь туристическая должна бурлить здесь круглогодично, должна!
И да, тут есть над чем работать, и это не только выше перечисленное.
Некоторые вещи мне тут безумно понравились. Алматы есть чему у Тараза поучиться. К примеру,здесь не только перед важными историческими объектами стоят информационные таблички, но и перед обычными зданиями, которые без навороченных архитектурных деталей, но солидного возраста.
Я как-то обедала в кафешке, которая расположена в доме постройки 1910 года, например. И это придало моему овощному лагману особую ценность…
Но самое главное – все это ценное сохранить.
В первую очередь для потомков – это обязательно. Чтобы они потом не проклинали нас, уничтоживших своими неразумными действиями наследие предков.
А во вторую (а для кого-то это будет в первую) – для развития города, его экономической состоятельности и процветания. Конечно, если город планируют развивать как туристический центр.
Ведь всем нам понятно: не поедут туристы смотреть на убогость современных построек. И современные пафосные памятники их мало привлекут. Им подавай старину. И не только средневековую, но и 19-20 веков. А она тут есть. Пока еще есть…
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!