В моей коллекции городских люков самый "древний" датирован 1937-м годом. Вот я и задумалась – а есть ли ещё старше?
На снимке: люк с клеймом АА (Алма-Ата).
Моя любовь к люкам, точнее к крышкам люков, возникла давно, она отпочковалась и выросла из моей маниакальной страсти к путешествиям. Вот такой побочный эффект. В разных городах мира я видела разные люки, порой безумно красивые, иногда очень старые, корявые, ржавые, иногда - лощеные и блестящие, этакие суперсовременные арт-объекты. Но всегда было понятно - люк канализационной или какой-либо иной шахты городского коммунального хозяйства – это не только часть городского интерьера (экстерьера?), но и свидетель истории города. И что человеку внимательному и любопытному может о многом рассказать…
На снимке: люк 1936 года.
Недавно увидела фото канализационного люка с датой 1936 – показал краевед Александр Гордеевич ВОРОНОВ.
А в моей коллекции городских люков самый "древний" датирован 1937-м годом. Вот я и задумалась – а есть ли еще старше? До 1936-го? И вообще – когда в нашем городе появились люки?
Мировая история развития городов показала, что всякая подобная система основывается, развивается и совершенствуется вместе с расширением города. Растет город – модернизируются и наращиваются канализационные, водопроводные, телефонные, тепло и прочие коммунальные сети. По своей сути вот такие системы – это большая и очень важная часть истории города. И по крышкам люков подземных шахт знающие люди легко считывают разную полезную информацию – когда в городе появилась канализация, когда телефон, а когда водопровод.
И, кстати, совсем не факт, что телефон появился позже канализации или водоснабжения. К примеру, я читала, что в Петрограде канализационные шахты появились только к началу войны, а вот телефон появился раньше – в конце 19-го века. Да и в нашем городе телефонный узел на сто номеров появился в 1912-м году, а канализацию в том виде, в котором мы ее наблюдаем сейчас, стали делать только в 30-х годах прошлого века.
На снимке: старый люк.
Теоретически какое-то подобие люков должно было быть еще в древнем Алматы в средневековый период (10–12 века). Ведь там был водопровод, это доказывают находки строителей – остатки древнего керамического водопровода еще в советские годы были обнаружены в районе Зеленого базара. В музее города под стеклом под полом находится реконструкция водопровода того времени. А раз был водопровод – значит должны были быть и какие-то люки, ведь водопроводы ломаются и доступ к трубам должны был быть как-то организован. Но, увы, мы уже этого не узнаем…
А информацию про современный город в архивах, хоть и не очень подробную, но найти все-таки можно. В том числе и по водоснабжению. Есть схемы, планы и описания работ. И здесь мы уже можем гораздо ярче представлять, как все происходило.
В городе Верном в 1869 году был составлен проект плана застройки города. И там уже водоснабжение предусматривалось. Городские власти рассматривали два варианта системы водоснабжения города – открытые канавы (арыки) или закрытые гончарные или деревянные трубы. Система арыков победила. И был сооружен Головной канал, из которого вода распределялась в арычную сеть города. Потому запрещалось в арыках стирать белье, мыть и поить скот, спускать в арыки загрязненную воду. Владельцы домостроений были обязаны содержать в частоте и исправности прилегающую к дому часть арыка и тротуара.
На снимке: план застройки Верного 1869 года.
Но город рос, и с ростом населения росли и трудности с водоснабжением. И в 1901-м году в Верном построили первый водопровод из труб – это были деревянные желоба, скрепленные попарно железными обручами. Автором проекта выступил Павел Васильевич ГУРДЭ, а строили водопровод специалисты местной артели по производству гончарных и железобетонных изделий "Ф.И.Титов и сыновья". По сути, господин ТИТОВ старался не только для города, но и для своей выгоды – этот водопровод питал водой его бани. Но город ему был безмерно благодарен. Водопровод имел огромное практическое значение и исправно служил 20 лет. Проходил водопровод от Головного арыка до Ташкентской аллеи по улице Фонтанной, сейчас это Тулебаева. Были ли какие-то люки у этого водопровода? Не думаю. Скорее, это были крышки водозаборных пунктов, большие и деревянные.
На снимке: сель 1921 года.
А в 1921-м году город был разрушен селем, сильно пострадал и водопровод, водозаборы были разрушены, Головной арык частично поврежден. Время это было вообще сложное, молодая Казахская республика имела в то время множество проблем, и водопровод был не самой серьезной, как это ни странно. И только к 1926 году 800 метров Головного арыка кое-как отремонтировали, а деревянные трубы частично заменили на гончарные. И даже построили еще 7 700 метров водопровода из гончарных труб – они давали воду жителям улицы Пушкина и Дунганской… Но что эти семь водопроводных километров для сорокатысячного города?
Но проблема с водой хоть частично, но все-таки решалась. В отличие от канализации – ее просто не было. Нечистоты вывозили за город на гужевом транспорте, то есть на лошадях. А сооружений по сбору и переработке производственных и бытовых сточных вод не было от слова "совсем". Было ясно всем и даже городским властям: эти две проблемы - проблему подачи в город воды и проблему канализации, надо решать одновременно. И как можно скорее. Потому что столица переехала из Кызыл-Орды в Алма-Ату и город стал стремительно расти.
В 1928-м году Совнарком Республики выделил 500 000 рублей на неотложные работы по обеспечению водоснабжения города. И в том же году на улице Вокзальной (сейчас Абылай хана) появляется водопровод из чугунных труб – шел он от Головного арыка до улицы Гоголя. От него шло ответвление до Никольского рынка в западном направлении и до улицы Красноармейской (сейчас Панфилова) в восточном.
Годом позже водопровод по улице Фонтанной был реконструирован - гончарные трубы заменили на чугунные.
Но люков на водопроводных линях по-прежнему не было. Были будки – их ставили через несколько кварталов. В 1928 году было восемь таких будок, в 1931 году – 12, в 1935 году 187. Вода отпускалась жителям за небольшую плату, но только в дневное время. А потом эти будки были упразднены – стали повсеместно устанавливаться водоразборные колонки, что, конечно же, было намного удобнее. Видела что-то похоже на остатки таких колонок в Парке 28-ми панфиловцев.
А в 1935 году началось масштабное строительство объектов водоснабжения города – водозабор был из Большой Алмаатинки из расчета 1,5-1,8 кубометров воды в секунду. За четыре года - с 1936 по 1940 - было проложено 39 км магистральных и разводящих линий водопровода. Проложены линии по улице Арычной (сейчас Абая) до проспекта Ленина (Достык) и дальше: по Пролетарской (ул. Зенкова) до Гоголя, по Ташкентской от Пушкина до нынешней Масанчи, по Гоголя и Комсомольской примерно до того места, где в 1946-м появился АЗТМ, ну и от Вокзальной до Биокомбината по нынешней Курмангазы. И вот тогда-то и появляются, видимо, первые люки в нашем городе. И вот именно поэтому и не видим мы более старые экземпляры – их просто нет.
На снимке: люк 1941 года.
Когда я нашла эту информацию, то сразу поняла, почему я так неравномерно находила в городе старые крышки люков – шахты не были сосредоточены в центре, они были неравномерно разбросаны по городу, следуя по водопроводным линиям.
И, кстати, маркировка на люке – это как паспорт про человека, расскажет все. В, ВД, ГВ — водопровод (Г- городской). Г, ПГ — гидрант (П – пожарный, подземный). КК — кабель.
Можно еще видеть декоративный рисунок на люке – и он тоже не просто так. К примеру, волны на люке говорят - это люк городской канализации.
На снимке: люк с волнами.
А "НКМП" означает не что иное, как "Народный комиссариат местной промышленности" - это предшественник министерств промышленности союзных республик. А вот такие сбитые, а потом заново нанесенные цифры (видите, 41 будто бы криво указаны) говорит о том, что люк был изготовлен раньше и, видимо, там стояли другие цифры. Но тогда действовало распоряжение – указывать на крышках не год производства, а год установки. Вот и приходилось перебивать цифры на заранее изготовленных изделиях.
Фото: люк Биокомбината.
Вот так и вышло, что к 40-му году Алма-Ата имела небольшую, но уже хорошо разветвленную водопроводную сеть общей протяженностью 70 км. Для сравнения: в 1936-м году подача воды в водопроводную сеть составляла 574 кубометра, а в 1940-м - уже 4 199 кубометров. Ну и одновременно с развитием сети водоснабжения создавалась и развивалась система канализации и очистки сточных вод. Там была своя маркировка: ГК, К — канализация (Г - городская), Д — дренаж (ливневая канализация).
На снимке: люк Д (дренажный).
С удивлением узнала, что первое время отработанные воды (считай, канализация) выводились за город так сказать по кратчайшему пути. И, как говорят специалисты – "спускались в открытые потоки". Происходило это потому, что не учитывалась пропускная способность труб. Да и учесть ее было невозможно при такой слабо развитой системе канализации. Потому не редкостью были потопы на дорогах во время дождя - жидкости не умещались в трубы и через колодцы вытекали наверх. А далее вообще ужас - канализацией сточные воды выводились за город и без какой-либо очистки просто текли себе куда хотели. И только к концу 35-го года в канализационные трубы стали добавлять хлорку. Это была грубая и примитивная, но все-таки очистка.
Протяженность канализационных сетей составляла всего 42 км, что и привело к печальным последствиям: были зафиксированы вспышки брюшного тифа и дизентерии. И встал вопрос о скорейшей организации канализационной сети по всему городу и обязательному присоединению к сети всех существующих многоэтажных жилых домов с жилой площадью 300 квадратных метров, ну и всех новых строящихся зданий. И тогда разделили систему канализации и вывод ливневой воды. Что мы сейчас и наблюдаем.
На снимке: люк 1937 года.
В 1937-1940 годах были построены коллекторы на улице Ташкентской от проспекта Коммунистического до улицы Набережной. По документам, смотровые люки были построены из гранитного камня на цементе, расстояние между колодцами - 35-50 метров. Люки устанавливались чугунные водопроводного типа. И тут до меня дошло: улица Набережная - это в Малой Станице, и это объясняет, почему именно здесь часто встречаются старые чугунные люки. Они уцелели, хотя и поистрепались изрядно за 80 с лишним лет. В улочках Малой станицы редко встретишь большегрузный транспорт, не то, что на Райымбека (бывшая Ташкентская). Там даже чугун – самые прочный материал для люков, не выдерживает долго.
Круглая форма – это тоже неслучайно. Квадратный люк может провалиться в колодец, а в треугольный сложно залезть, он не соответствует форме человеческого тела. Круглый же люк никогда не провалится. И у него нет острых краев, которые могут повредить автомобилю. И еще его можно катить. И это плюс. Конечно, если его катит работник коммунальной службы, а не воришка.
Но есть и вот такие люки – овальные. Их немного в городе, и уже не совсем понятно, почему они вот такие – непохожие формой на своих чугунных собратьев.
На снимке: овальный люк.
Еще один момент, повлиявший на установку люков и шахт – появление в городе твердого дорожного покрытия. Это пишут все урбанисты - в каждом городе специфика цивилизационного процесса и очередность возникновения новых коммунальных служб была своя. Однако в отношении канализационных люков выявляется один общий фактор: люки становились необходимостью, когда улицы начинали мостить, а потом уже и асфальтировать. Так произошло и с Алма-Атой – именно в это время, в 30-40-е, город начинает обретать нормальные дороги.
Было мне еще очень интересно узнать, что ж это за Алма-Атинский чугунно-литейный завод, который присутствует на многих люках того времени. Порылась и вот что нашла. В 1932-м году был основан как чугунолитейный завод №1 областного отдела легкой промышленности. В апреле 1942-го года его объединили с эвакуированным из Луганска литейно-механическим заводом "20 лет Октября". Новое предприятие стало называться Алма-Атинским механическим заводом №21 имени 20-летия Октября Наркомата среднего машиностроения СССР. В 1945 году производство переименовано в Алма-Атинский станкостроительный завод имени 20-летия Октября.
На снимке: люк 1941 года.
После войны прерванные работы по развитию водопровода и канализации города активно продолжились. И потому, видимо, люки с маркировкой "1946" - "1949" часто встречаются коллекционерам. А такие в нашем городе есть – правда, они коллекционируют все-таки фото, а не сами люки. И хорошо – люки-то тяжеленные, от 50 кг и больше, в зависимости от назначения.
В 1955 году протяженность водоводов и разводящих сетей была уже 110 км, число домовых присоединений составило 1350, а водозаборных колонок 350 штук. Увеличилось и количество люков. К тому же к ним присоединились люки электро-, тепло-, телефонных сетей.
Прогресс, кстати, тоже отразился на требованиях к люкам. Появились тяжелые автомобили, появились огромные трассы, где за день пролетают тысячи грузовиков. И люк все вот эти нагрузки обязан выдерживать. Люки сейчас проектируются по новым инженерным требованиям и делятся классы в соответствии с назначением – есть люки, выдерживающие нагрузку 15-20 тонн, есть легкие люки с нагрузкой до 3-5 тонн. Но очень часто технические требования никак не влияют на декоративное оформление поверхности чугунных люков, и оно может быть значительно старше самого люка. Традиционные "международные" орнаменты, такие как "вафли", "плетенка", радиальные линии, сетка, концентрические круги и другие, появившиеся в мировом "люкостроении" еще в 19-м веке, существуют и поныне с незначительными изменениями.
Ведь сети городских коммуникаций прокладывают под землей не только водопроводчики, но и электрики, и связисты. И чтобы быстро, с одного взгляда определять "своего среди чужих", для обозначения водопровода выбрали графичный рельеф волн и турбины, "вафли" навечно закрепились за городской канализацией, а телефонные компании стали "рисовать" на крышках паутину или молнии. Эти тенденции носят международный характер и понятны специалистам без всяких переводов.
Кстати, я заметила, что в каталогах литейных заводов наряду с трубами, радиаторами отопления, кранами, фонарями, оградами и прочими подобными изделиями чугунные канализационные люки занимают и занимали важное место. Когда-то количество заводов было большим, почти в каждом крупном городе было свое литейное производство, и эти заводы выпускали индивидуальные люки для своего района. Теперь чугунные люки поставляют крупные предприятия в большие регионы, и индивидуальность сохраняется только в спецзаказах. И обычно это заказы от мэрий крупных городов с большим туристическим потоком, я видела такие люки в Праге, Париже, Москве, Киеве и других городах. Такие крышки - настоящие произведения искусства, обычно это изображения городских гербов, символики, названия городов, юбилейные даты. Туристы радостно фотографируют себя, точнее, свои башмаки на фоне вот таких достопримечательностей. У меня у самой есть десятка два таких фото… У нашего города таких "именных" люков еще нет. Но, надеюсь, когда-нибудь появятся. А пока есть люки с клеймом АА, видите – в верхней части крышки. Это означает - Алма-Ата.
На снимке: люк 1979 года с клеймом.
А еще появляются люки с национальным орнаментом. Красиво и стильно. И наверняка такой люк является не только полезным атрибутом городской коммунальной жизни, но и симпатичной городской деталью, явным украшением серого асфальтного покрытия.