Сейчас главная цель - сохранить петроглифы
Несколько лет назад волею счастливого случая оказалась я на севере Африки. Поездка была полна впечатлений, самое сильное из которых – петроглифы Тассилин-Адджер в Сахаре. Это плато на юге страны – крупнейшая достопримечательность Алжира, и в это место посмотреть на наскальные изображения стекается огромное количество туристов со всего мира.
Яркие, выразительные картины, созданные древними художниками, буквально завораживают! Я не скрывала своих восторгов, и наш экскурсовод, а по совместительству археолог Эрна, сказала: "Эти картины – письма древних людей нам, современным людям". И добавила, обращаясь ко мне лично: "Ты в Казахстане видишь много петроглифов, я немного тебе завидую". Европейские "согруппники" по экскурсии (группа была смешанная, в основном, немцы, голландцы и австрийцы) после слов гида явно мной заинтересовались и на обратном пути в отель забросали вопросами - расспрашивали о петроглифах Казахстана, где находятся, что из себя представляют, сложно ли к ним добраться. Рассказала, что знала. А знала я тогда про петроглифы, увы, очень мало. Немного про музей-заповедник Тамгалы и чуть-чуть про урочище Касбулак в Аксу-Жабаглы. Сейчас тоже очень мало знаю, но уже чуть больше – очень стыдно тогда было, теперь читаю смотрю, запоминаю – одним словом, учусь…
И жизнь, увидев мой неподдельный интерес, стала подкидывать шансы узнать больше. Несколько дней назад Ольга ГУМИРОВА, журналист, детский писатель, фотограф и археолог-любитель, позвала меня в поездку – в Северный Архарлы. Это Алматинская область, совсем недалеко (по меркам Казахстана, конечно) от Алматы – километров 150.
И там находится несколько скоплений древних петроглифов. Уникальных рисунков разных исторических периодов – эпоха бронзы, сакский период, средние века… По сути – вся история края отображена в этих изображениях. Ведь петроглифы чаще всего запечатлевают очень важный момент в жизни древнего автора. Это может быть удачная охота, пожар, брак, похороны, солнечное затмение, обряд призвания высших сил…
И эти рисунки, заметьте, не просто "каляка-маляка" доисторического неумехи, это настоящие шедевры древнего изобразительного творчества. Команда "Охотники за петроглифами" - так себя называет группа энтузиастов, которые занимаются поиском и сохранением наскальных рисунков – в таких экспедициях бывает часто: они фотографируют изображения для дальнейшей их отрисовки, фиксируют вновь обнаруженные рисунки или, наоборот, констатируют исчезновение. Увы. Рисунки исчезают. Петроглифы – это одни из самых уязвимых памятников историко-культурного наследия. Рисунки находятся на открытых пространствах, на скалах под постоянным воздействием природных процессов – дождя, снега, ветра, температурных перепадов. И, что еще страшнее, часто страдают от рук вандалов, которые не понимают ценности памятников древнего искусства, важных для изучения культуры и мировоззрения наших далеких предков.
В Архарлы именно люди планомерно и беспощадно уничтожают наскальные изображения, которым по 3-4 тысячи лет. Потому что этим людям нужна не красота и память, а деньги: камень, на который древние люди наносили рисунки, можно использовать для производства плитняка, а плитняк очень хорошо продается.
Ольга Гумирова вообще уверена, что если подобные памятники археологии где-то сохранились, то это только потому, что находятся они в труднодоступных местах – вандалам и производителям плит из скальной породы до них сложно добраться.
К тому же эти скопления петроглифов хотя и считаются археологическими памятниками, охраняемыми государством, но на деле никто их не охраняет. И вандалов, имена которых местным жителям известны, никто не наказывает. Сейчас в Северном Архарлы силами "Охотников за петроглифами" зафиксировано 28 археологических памятников. Четыре из них – это большие скопления наскальных рисунков, шедевры древнего творчества.
А заводы по производству плитняка как работали в опасной близости к наскальным рисункам, так и продолжают работать. И как "дикие" плиточники (которых все местные знают, и участковые наверняка тоже знают) добывали тут плитняк, так и добывают…
К тому ж, как выяснилось, эти земли, на которых работает техника и добывается камень, выделены под сельхозугодья. И никак не были предназначены под такие варварские работы. Сейчас исторический ландшафт здесь уничтожен, а чтобы его восстановить, природе понадобится не одно тысячелетие.
"Охотники за петроглифами" уже не раз встречались с местными властями, рассказывали об этой катастрофической ситуации. И даже предлагали районному и областному акиматам свою помощь в организации археологического природного комплекса. Но за три года чиновники и сами ничего не сделали, и никаких ответов "Охотникам" не дали.
И вот новая встреча. Археологи-энтузиасты (четыре человека и я, примкнувшая), с одной стороны, и чиновники с другой: директор проектного офиса "Рухани жаңғыру" по Алматинской области Дана ДЮСЕНОВА директор Алматинского областного центра по охране историко-культурного наследия Галымжан ОСПАНОВ, руководитель отдела культуры и развития языков Кербулакского района Адильжан АДИЛХАН и еще несколько специалистов этих ведомств. Все вместе мы собирались проехать по местам четырех крупных скоплений петроглифов и осмотреть их. В результате успели осмотреть только одно скопление – не так-то просто карабкаться по скалам.
Мои впечатления от увиденного описать словами практически невозможно – они двойственны. Я в восторге, с одной стороны: это удивительные рисунки, изображающие жизнь древнего человека, его мечты и планы. С другой же стороны я испытываю возмущение и даже гнев. Неужели все те, кто ответственен за сохранение исторического наследия страны, кто с разного размера и высоты трибун кричит красивые слова об уважении к общенациональным святыням, о тысячелетних памятниках археологии, культурном и духовном наследии, самосознание и возрождении, не видят, что творится у них под носом? Простите, не верю. Все всё знают. И никто ничего не делает.
Я своими глазами видела технику, которая подбирается к каменной гряде с петроглифами.
Я видела разбитую тяжелой техникой дорогу к каменным плитам.
Чиновники тоже это все видели. Думаю, тоже впечатлились.
Предложили создать рабочую группу, чтобы решить наконец-то эту проблему.
Точнее, проблемы. Потому что их тут целый ворох.
Изучить ситуацию, наметить список дел и приступить к их реализации. Прекрасный план! Жаль, что предыдущий такой же все никак не может начать действовать.
А ведь эти прекрасно сохранившиеся петроглифы (я про те, которые не ушли еще под плитняк) могли бы быть магнитом для многочисленных туристов, что дало бы импульс к развитию района. О туризме и его перспективах для экономики страны у нас, кстати, тоже любят говорить с трибун. Мол, надо организовывать, вкладывать и развивать.
А тут и вкладывать ничего не надо – все и так есть, только не разрушайте.
И развивать специально не требуется – само разовьется при благоприятных обстоятельствах.
Я ж на все это смотрю еще как путешественник и организатор путешествий. И вижу – сюда сама бы с радостью приезжала, и туристов бы своих привозила. Остановиться есть где – своими глазами в одном из местных поселков видела новенький визит-центр с гостевым домом и небольшим музеем.
Места тут красивейшие, достопримечательностей археологических и природных множество. Путешественникам и туристам раздолье. А если будут туристы, под них и инфраструктура организуется сама собой. Найдутся в соседних поселках люди, которые будут гостям еду готовить, сдавать жилье в аренду, организовывать мастер-классы всевозможные. Туристам же интересно все: и курт делать, и корпешки шить, и лепешки печь, и по горам на лошадях скакать…
Но я размечталась. До мастер-классов еще далеко. Сейчас цель одна: сохранить петроглифы.
И медлить никак нельзя. Если не взять под охрану (реальную, а не на бумаге) места скоплений рисунков, они исчезнут.
Фото Ольги Гумировой.