Политолог Досым Сатпаев: О, сколько нам открытий чудных готовит пенсионный шкаф!
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА «Казахстан между российским молотом и китайской наковальней».
На днях мой хороший знакомый, известный экономист Рахим ОШАКБАЕВ обнаружил довольно большой и старый «скелет» в пенсионном шкафу Казахстана. Это 71,3 млрд тенге активов ЕНПФ, вложенных в облигации Международного банка Азербайджана, который уже лежит на боку, находясь в состоянии кризиса чуть ли не с прошлого года.
Кто сидит на вершине пенсионной пищевой цепи?
Как всегда, информация такого рода стала достоянием публики почти случайно. Лишь только после того, как у очередной финансовой структуры возникли серьезные проблемы, которые вылезли наружу. И опять же, только благодаря профессиональному вдумчивому подходу отдельных экспертов к анализу различных финансовых событий, в том числе за пределами страны, эта информация стала достоянием всей казахстанской общественности.
Но всё это лишь часть мозаики, так как эти скелеты, старые и новые, еще будут вываливаться на головы казахстанцев. Но, к сожалению, лишь тогда, когда их уже невозможно будет скрыть. Post factum. Так как нигде вы не найдете в одном месте весь список всех прошлых и нынешних пенсионных вложений в те или иные проекты с анализом их эффективности и оценки рисков.
Не найдете вы и списка всех ответственных за провальные инвестиции последних лет.
Проблема в том, что этому противится существующая громоздкая и неэффективная иерархия управления пенсионными активами казахстанцев, где Нацбанк и ЕНПФ лишь ее часть. При этом даже эта иерархия - одна из многих аналогичных иерархий в финансово-экономической системе страны, которая, в свою очередь, является частью политической системы с ее собственными «скелетами» в шкафу. А там часто невозможно понять, где решения принимаются на основе экономической целесообразности, а также общественных интересов, а где - под давлением внутриэлитных игроков.
Ведь в создании ЕНПФ за счет объединения негосударственных пенсионных фондов было больше конъюнктуры, чем стратегического подхода. Здесь был явный интерес конкретных лиц - объединив в один кошелек все пенсионные накопления, превратить этот фонд во второй госбюджет или Национальный фонд, откуда можно было бы тратить деньги на различные государственные прожекты. Без контроля, оценки рисков и эффективности.
Поэтому, в принципе, даже неважно, что ответит Нацбанк или ЕНПФ по скандальной информации с казахстанскими пенсионными активами в дефолтном Международном банке Азербайджана. Механизм отписок у них хорошо отработан. Меня больше интересуют те «тихушники», которые давно уже сидят на самой вершине пищевой пенсионной цепи. А именно - совет по управлению Национальным фондом РК, а также правительство страны.
У семи нянек дитя без глазу
Совет по управлению Нацфондом Казахстана с начала 2000-х годов является консультативно-совещательным органом при главе государства.
Первоначально к его основным задачам относились содействия и выработка рекомендаций президенту по вопросам использования Национального фонда.
Затем, с появлением ЕНПФ, этот совет также должен заниматься эффективностью управления пенсионными активами и рассматривать предложения по их инвестированию.
Более того, в компетенцию совета также входит рассмотрение ежегодного отчета о деятельности ЕНПФ. Совет гипотетически имеет право даже привлекать представителей гражданского общества к обсуждению деятельности Фонда и управления пенсионными активами.
Кстати, состав совета довольно представительный. Его председателем является глава государства. Сюда же входят премьер-министр и его первый заместитель, председатель сената (по согласованию), председатель мажилиса (по согласованию), руководитель администрации президента, председатель Нацбанка, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, министр финансов и министр нацэкономики.
При этом рабочим органом совета является не Национальный банк или правительство, а администрация президента. Но зато правительство утверждает перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, на основании предложений, выработанных советом по управлению Национальным фондом РК.
И над всем этим царит дух «коллективной безответственности» (удачная дефиниция Марата АСИПОВА). Ведь, как показывает практика, наши чиновники - очень плохие менеджеры, так как привыкли распоряжаться больше чужими, а не своими средствами. Так было с деньгами «будущих поколений» из Национального фонда. Теперь это происходит с деньгами «будущих пенсионеров». Все разговоры о возвратности выделяемых средств также вызывают сомнение, если даже у президента в свое время возник вопрос к правительству по поводу эффективности использования тех $10 млрд, которые когда-то были выделены из Нацфонда на спасение системообразующих банков страны.
Проверка на вшивость
Судя по всему, аналогичные вопросы уже возникают и по поводу миллиардов тенге из ЕНПФ, которые тратятся на разные государственные прожекты. Еще в феврале этого года мы (общественный совет при ЕНПФ, который возглавлял Досым САТПАЕВ. – Ред.) обращались в Нацбанк РК, ЕНПФ и правительство по поводу странного намерения выделить из Единого накопительного пенсионного фонда 50 млрд тенге на поддержку железнодорожной отрасли, куда в прошлом году уже было заброшено 17,5 млрд пенсионных денег. И тогда же мы требовали внятного ответа на вопрос о том, каков порядок рассмотрения подобных заявок на пенсионные активы, каковы критерии отбора эмитентов, оценки рисков, каков механизм принятия инвестиционных решений, насколько подобные инвестиции соответствуют интересам вкладчиков и, главное, – гарантируют ли они возврат и доходность.
В полученном ответе, как всегда, ссылка делалась на уже принятые и одобренные сверху госпрограммы, куда вроде надо вложить пенсионные деньги. Можно, конечно, долго заниматься каруселью аналогичных публичных запросов. (Которые, в принципе, полезны: на то и щука, чтобы карась не дремал.)
Но власть должна понимать, что пенсионная система - важнейший элемент поддержания социальной стабильности. Сегодня и в перспективе. И неэффективная, непрозрачная пенсионная система - это потенциальная социальная бомба, которая может рано или поздно взорваться - по аналогии с земельными митингами.
Пора перестать играть в полубеременных
Чтобы этого не произошло, пора перестать играть в полубеременных и, наконец, принять несколько важных решений, которые, может быть, хотя бы немного остановят эту вакханалию с пенсионными деньгами.
Во-первых, необходимо ввести мораторий на использование средств ЕПНФ для финансирования различных государственных и квазигосударственных проектов в Казахстане, а также любых проектов за пределами республики до проведения публичного аудита инвестиционного портфеля фонда и анализа эффективности уже потраченных денег.
Во-вторых, перед любым изъятием средств из пенсионного фонда на реализацию тех или иных проектов ввести практику регулярного, публичного и доступного информирования общественности о целях инвестирования, конечных бенефициариях пенсионных денег, выгодах инвестирования для рядовых вкладчиков и государства.
В-третьих, в открытом доступе разместить официальную и понятную для всех граждан страны информацию о принципах инвестирования пенсионных денег. В первую очередь - с точки зрения интересов рядовых вкладчиков.
В-четвертых, дать официальную информацию о том, кто несет персональную ответственность за прошлые (и будущие) ошибки как в определении перечня финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, так и в управлении этими активами.
В-пятых, предоставить общественности официальную информацию о том, в какие высокорисковые проекты (в Казахстане и за пределами республики) уже были вложены пенсионные деньги, где возникли проблемы и где они могут появиться в ближайшем будущем.
Что угрожает пенсионным накоплениям в банковской системе РК?
То, что случилось с инвестициями ЕНПФ в Международный банк Азербайджана, уже происходило и в Казахстане. Многие казахстанцы узнали о том, что пенсионные деньги когда-то были вложены в дефолтные ныне Delta Bank и «Казинвестбанк».
Поэтому неудивительно, что есть обеспокоенность сохранностью пенсионных накоплений в банковской системе самого Казахстана.
Нацбанк размещает средства ЕНПФ в банках второго уровня, хотя как регулятор знает о плохом качестве кредитного портфеля многих БВУ и рисках их устойчивости.
Более того, как отмечает глава попечительского совета ОФ «Финансовая свобода» Ботагоз ЖУМАНОВА, в пункте 3 статьи 23 инвестиционной декларации ЕНПФ говорится, что пенсионные деньги фонда должны размещаться в финансовые инструменты банковского сектора при определенных условиях. Одним из важнейших является соблюдение банками пруденциальных нормативов.
Но на 1 февраля 2017 года три банка уже их нарушили. Хотя в них также размещены пенсионные деньги. И непонятно, какие конкретные меры предпримет Нацбанк по защите интересов вкладчиков ЕНПФ в БВУ, которые на сегодня уже нарушили пруденциальные нормативы, и в отношении тех банков, которые рискуют получить извещение о приостановке лицензии. Также не ясно, предусматривают ли договоры с банками условие досрочного изъятия «пенсионных депозитов» в случае нарушения пруденциальных нормативов.
Кроме того, у Ботагоз Жумановой вызывает опасение, что пенсионные деньги, размещенные в банках, не подпадают под государственную систему гарантирования депозитов в случае банкротства банка. ЕНПФ сможет получить свои средства с депозитов банка только после его ликвидации, а этот процесс может затянуться на несколько лет. Причем фонд может встать за пенсионными депозитами лишь в четвертую очередь, вместе с другими кредиторами.
И не факт, что денег, полученных за счет продажи имущества ликвидированного банка, хватит для покрытия депозитов, размещенных фондом. Эксперты уже обратили внимание на прецедент с «Казинвестбанком», у которого сначала была отозвана лицензия, а потом уже задумались о спасении пенсионных денег. Но там в связи с отзывом лицензии досрочный возврат денег стал невозможен в силу закона.
Правительство брать любит, а отдавать - нет
Вот потому и неудивительно, что у многих казахстанцев давно уже возникло ощущение, что пенсионная система РК создана для кого угодно, но не для рядовых вкладчиков, которые лишь видят выписки по своим пенсионным накоплениям, где их инвестиционный доход часто намного ниже даже официальной инфляции в 6-8 процентов. Я уже не говорю про инфляцию реальную, которая, скорее всего, намного выше.
При этом бытует мнение, что, чем больше занижается официальная инфляция, тем меньше у государства обязательств перед пенсионными вкладчиками, чтобы они получали необходимую доходность.
Кстати, определенное беспокойство вызывают разговоры, появившиеся в некоторых госструктурах, о возможности отказа от практики компенсации за инфляционные потери при выходе на пенсию. Сейчас такая компенсация существует. Она перешла по наследству от негосударственных пенсионных фондов в ЕНПФ. И если раньше такую компенсацию должны были платить фонды, то теперь это делает государство. Хотя и это логично, так как за уровень инфляции у нас отвечает именно государство в лице правительства. А оно у нас традиционно не любит делиться. Брать любит, а отдавать - нет.
Поэтому будут попытки отказаться от такой компенсации, чтобы не нести растущие финансовые обязательства перед будущими пенсионерами. Но это еще больше ударит по и так низкому доверию к действующей пенсионной системе в РК, что в будущем неминуемо станет угрозой социально-политической стабильности в стране.
Фото: Kapital.kz.