Распоряжение акима Астаны противоречит Конституции и нарушает права граждан
Практически не замеченной прошла новость о нововведениях в системе регистрации в столице, которые предложил на днях аким Астаны Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ. Он распорядился пересмотреть правила регистрации и учета граждан в столице.
Сейчас этот вопрос находится на разработке в акимате, и, видимо, не заставят себя ждать новые ограничения прописки в Астане. В частности, предлагается регистрировать граждан только при наличии определенной квадратуры жилья на одного человека и запретить регистрацию в помещениях, не предназначенных для проживания. Последнее обстоятельство станет своего рода ноу-хау властей Астаны, так как по действующим с декабря 2014 года нормам казахстанцам, наоборот, разрешили регистрироваться по месту работы. В свое время наличие у граждан такого права подтвердил и департамент миграционной полиции МВД РК.
Адильбек Джаксыбеков приводит практически те же аргументы, которые звучали, когда вводились аналогичные ограничения на регистрацию в Алматы: перенаселенность, наличие «резиновых» квартир, в которых прописывались по 400 человек, неконтролируемая миграция. Проблему введенные ограничения не решили, зато стали хорошим полем для коррупции.
Между тем, по утверждениям юристов и правозащитников, предлагаемая схема регистрации в Астане нарушает фундаментальные права казахстанцев и противоречит конституционным нормам.
Председатель совета Казахстанского бюро по правам человека Евгений ЖОВТИС отметил, что правозащитники уже лет двадцать поднимают этот вопрос. В стране продолжает сохраняться советская прописка, стыдливо переименованная в «регистрацию». Никак не удается отделаться от этого рудимента советского тоталитаризма. Принцип здесь очень простой. Регистрация граждан по месту жительства нужна прежде всего налоговым органам, чтобы следить за уплатой налогов, что является обязанностью каждого гражданина или гражданки. И для местного бюджетного планирования - чтобы можно было предусмотреть необходимое количество медицинских и образовательных учреждений и коммунальных организаций, исходя из количества населения на данной территории, подчеркнул он.
«При этом регистрация или ее отсутствие не должна никак быть связана с ограничением в каких-либо правах, - сказал Евгений Жовтис. - Конституция гарантирует право на свободу передвижения и выбор места жительства, и государство не может ограничивать это право. Люди всё равно будут мигрировать в поисках работы, дохода, по личным, семейным причинам. Да, существуют проблемы больших городов, население которых растет во всем мире, и появляются «большой Нью-Йорк» или «большой Лондон», к которым постепенно присоединяются близлежащие населенные пункты. Но никому там в голову не приходит пытаться ограничить передвижение людей регистрацией. А Алматы и Астане довольно далеко до Нью-Йорка, Лондона».
Юридические аспекты проблемы прокомментировал член Алматинской коллегии адвокатов Серик АЙТБАЕВ. По его словам, нужно сразу же отметить незаконность предложений Адильбека Джаксыбекова.
В соответствии со статей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Казахстан в 2005 году, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в этом пакте другими правами.
Также, согласно статье 21 Конституции Республики Казахстан, каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом. В соответствии с подпунктом 4) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения» определение порядка документирования и регистрации населения является исключительной компетенцией правительства РК, а не акимата. Согласно Правилам регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением правительства РК от 1 декабря 2011 года № 1427, регистрация места жительства граждан Казахстана (внутренних мигрантов) осуществляется на основании документов, подтверждающих приобретение жилища в собственность либо в пользование, в том числе по договору найма (аренды), поднайма, а также по письменному согласию собственника (нанимателя) жилища. Регистрация внутренних мигрантов может осуществляться в жилых домах, квартирах, дачных строениях садоводческих товариществ и кооперативов, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, домах-интернатах, пансионатах, домах престарелых, служебных зданиях и помещениях.
«В этой связи запрет на регистрацию граждан Казахстана в дачных строениях садоводческих товариществ и кооперативов, общежитиях, служебных зданиях и помещениях противоречит действующему нормативному акту. Ограничения в передвижении и выборе места жительства устанавливаются актами уполномоченных на то государственных органов Республики Казахстан, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц. Не думаю, что установление ограничений на регистрацию граждан в Астане связано с необходимостью охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения этого города. Однако если такие меры будут приняты, то мы бесповоротно вернемся в совковое прошлое с возрождением терминов «лимита» и «лимитчики», - заключил Серик Айтбаев.