В ближайшие 10 лет пять стран ЕАЭС намерены создать единый финансовый рынок

520 просмотров
0
КАЗИНФОРМ
Понедельник, 20 Июн 2016, 16:20

Евразийский экономический союз - второе в мире по глубине интеграции объединение после ЕС с набором схожих институтов и подходов к принятию решений, амбициозными задачами. В ближайшие 10 лет пять стран - участниц ЕАЭС намерены создать единый финансовый рынок. При этом в отличие от ЕС, решения о переходе к единой валюте нет, и не факт, что оно будет. Можно ли создать единый финансовый рынок без единой валюты? - делится мнением в статье на РБК министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов, передает Казинформ

Торгуем пока мало

Валюта, как известно, не просто бумажки - все куда сложнее. Это набор политик, включая налогово-бюджетную, денежно-кредитную, промышленную, торговую и социальную, за счет которых, в конечном счете, государство достигает своих целей. В части торговой политики у Евразийской экономической комиссии (наднациональный орган ЕАЭС) есть так называемые союзные компетенции, в части промышленной политики - смешанные, в союзной же компетенции находится и техническая политика. А вот денежно-кредитная и налогово-бюджетная политики находятся в компетенции самих стран - участниц ЕАЭС. Готовы ли они делиться полномочиями? Пока точно нет.

С другой стороны, надо еще доказать, что введение единой валюты действительно необходимо. Ведь корень экономических проблем в ЕС - разный уровень развития экономик, вошедших в Евросоюз и перешедших на единое платежное средство. Это создает существенные дисбалансы и риски для стран Европейского союза. Разница в экономиках стран ЕАЭС пока не позволяет говорить о единой валюте более предметно, и вряд ли ситуация радикально изменится.

Объем взаимной торговли стран ЕАЭС тоже не является аргументом в пользу единой валюты. Уровень экономического взаимодействия между нашими странами пока недостаточен. В прошлом году объем взаимной торговли государств ЕАЭС составил $45,4 млрд, против $579,5 млрд с третьими странами. Удельный вес взаимного товарооборота стран Союза в общем объеме внешней и взаимной торговли составил лишь 7,3%.

Таким образом, объективных экономических предпосылок для введения единой валюты на пространстве государств - членов ЕАЭС пока нет. Нет достаточных товарных потоков, потоков услуг, капитала, инвестиций.

В чем же тогда состоит идея единого финансового рынка и почему взят рубеж - 2025 год?

Финансовые барьеры

Общей характерной чертой финансовых систем стран ЕАЭС является низкий уровень насыщенности экономики деньгами и кредитами. Дефицит инвестиционных и финансовых ресурсов стал сдерживающим фактором для устойчивого экономического роста наших стран.

Поэтому и нужен общий финансовый рынок. В Договоре о Евразийском экономическом союзе дается его определение. Общий финансовый рынок государств ЕАЭС - это наличие гармонизированных требований к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов, взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг; осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг на всей территории Союза без дополнительного учреждения в качестве юридического лица, административное сотрудничество между уполномоченными органами государств-членов, в том числе путем обмена информацией.

То есть речь идет о формировании в странах ЕАЭС единых правил игры в страховом, банковском и биржевом секторах. Иначе говоря, суть в гармонизации законодательства государств Союза и в итоге - создании максимально благоприятных условий для населения и бизнеса. А значит - устойчивого экономического роста.

Например, существует проблема ограничений, затрудняющих резидентам государств ЕАЭС открывать счета в банках других стран Союза. Это проблема и для граждан, и для бизнеса. Сегодня многие жители стран ЕАЭС работают или постоянно проживают на территории государств, гражданами которых они не являются. При этом они то и дело сталкиваются с проблемами при открытии счетов в банках. Это мешает и банковскому бизнесу, который теряет клиентов в лице резидентов ЕАЭС. Наша задача состоит в том, чтобы найти возможности и максимально нивелировать подобные барьеры.

Работа идет сразу по нескольким направлениям. Например, подготовлено Соглашение о взаимодействии государств Союза по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй. Это важно с точки зрения защиты финансовых институтов от недобросовестных заемщиков и в то же время обеспечения учета хороших кредитных историй в одном государстве финансовыми институтами других стран Союза.

Также в работе Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, которое определяет направления, механизм и сроки гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере. Подписано Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий для обеспечения свободного движения капитала. Оно позволит регуляторам обмениваться информацией о финансовых организациях, в том числе надзорной. Кроме того, это и подготовка Соглашения о взаимном признании выпусков ценных бумаг в государствах ЕАЭС. Это важно для полноценного запуска единого биржевого пространства. И так далее.

Подход комплексный, и надеемся, что он будет иметь определенный кумулятивный эффект в итоге. С учетом масштабов работы, которую необходимо проделать, и существующих бюрократических барьеров, целевым ориентиром обозначен 2025 год. При этом важным условием функционирования общего финансового рынка является создание наднационального органа по его регулированию. В соответствии с Договором о ЕАЭС такой институт будет создан в 2025 году, он будет располагаться в Республике Казахстан. Думаю, что лучше всего его разместить в Астане на основе международного финансового центра «Астана» и на базе инфраструктуры города «ЭКСПО 2017».

При этом риски и вызовы в экономиках стран ЕАЭС, завершение эпохи высоких цен на нефть, на мой взгляд, только подталкивают государства к поискам новых решений и ускорят движение в рамках трендов, которые уже зафиксированы в Договоре о ЕАЭС.

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Казахский язык спасут не деньги, а новая педагогическая философия
Почему миллиардные траты не повышают качество преподавания госязыка
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента