О горных восхождениях, тюльпанах, топографической съёмке и акварельных работах
На фото: Ледник Семёнова
С некоторых пор очень сильно заинтересовалась ХЛУДОВЫМ. Тем самым, который художник, который имел когда-то художественную школу-студию в городе Верном, а потом в Алма-Ате, который был учителем Абылхана КАСТЕЕВА… И так далее. Точнее – это почти все, что о нем известно. Несколько фактов. И то – некоторые из них под сомнением. А остальное - только общие фразы, общая информация.
Как-то я писала небольшую юбилейный материал о нем, но тоже - только общие фразы. Конечно, он и тогда был мне интересен и судьбой своей, и творчеством. Но глубоко копать тогда я не стала, каюсь. Хотя пройти по ссылочке все-таки советую – освежить в голове те немногие факты о Хлудове, что нам известны из популярных статей.
А тут вдруг попал мне в руки документ, связанный с этим человеком. И Хлудов стал проявляться с неожиданной стороны.
Это была брошюра 1956 года, автор – Д. ЧЕБОТОВ, выпустили книжку в Алма-Ате (а в 1956 году наш город назывался именно так) в Казахской государственной художественной галерее им. Т. Шевченко. Сейчас это музей им. Кастеева. Мне достался очень плохой скан очень старой книги. Но буквы различить можно, а это главное.
Там кстати тоже написано, что о жизни и творчестве Хлудова, прожившего в нашем городе "безвыездно свыше полувека и отдавшего свои разносторонние способности на развитие культуры казахского народа, известно очень мало". И действительно, вопросов эта брошюра дала больше, чем ответов.
К примеру – а точно ли он учился в Одессе в рисовальной школе? Чем это подтверждено, кроме автобиографии самого Хлудова? Его имя не значится в списках учащихся этой школы…
Или – в каком году он прибыл в город Верный? И откуда? Чем занимался до приезда в Семиречье?
Куда делся иконостас Вознесенского собора, который был писан Хлудовым в 1904-1907 годах?
Но ведь именно грамотно поставленные вопросы и есть двигатель прогресса любого исследования, подумала я. И стала читать-листать все, что могла найти о Хлудове и что с ним хоть как-то связано. Чтобы собрать воедино, систематизировать, дополнить новой информацией и проверить уже известную. Это программа-минимум.
Начала с Хан-Тенгри. Да, прямо с вершины.
Точнее, с книги про вершину.
Хан-Тенгри нам не чужой, мы видим его почти из города, хотя он далеко – на границе Казахстана, Кыргызстана и Китая. А алматинцы все ж "больны" горами - лыжами, походами, восхождениями и просто любованием. У меня это вообще не проходящее. И потому я люблю читать про горы – про экспедиции и восхождения.
Кстати. До середины XIX века европейские путешественники не решались приближаться к Хан-Тенгри – настолько огромна эта вершина. К тому же путешественники в те времена не имели того снаряжения и тех навыков, которые имеют современные альпинисты. Но каким-то героическим образом могли преодолевать серьезные препятствия в горах, и это поражает.
Только в 1857 году исследователь Пётр Петрович СЕМЕНОВ (который в 1906 году за свои тяншанские исследования и получил приставку "Тян-Шанский") добрался до ледников, спускающихся с Хан-Тенгри, и описал все увиденное.
Это был научный и человеческий подвиг.
Вот он – Семёнов – и выступил почти через 30 лет инициатором организации следующей экспедиции на Хан-Тенгри. Эта "экспедиция имела своей целью изучить один из самых значительных пунктов в горной системе Тянь-Шаня и собрать обширный научный материал".
Конечно, я вчитываюсь в аннотацию, ибо это мне интересно. А там указано, что в составе группы исследователей были: "горный инженер И.В. Игнатьев, ботанико-географ А.Н. Краснов, топограф А.А. Александров и художник-фотограф Н.Г. Хлудов".
Я вздрагиваю. И ищу подробности, теперь уже о самой книге.
Об этой экспедиции я знала, конечно, читала статьи. Но это уже переработанный, вторичный материал. А тут фактически первоисточник, уникальные архивные документы - путевой дневник и предварительный отчёт о результатах экспедиции Ильи ИГНАТЬЕВА и рисунки художника Николая Хлудова, опять же из этой экспедиции.
Пока не поняла, как эту книгу заказать, да и можно ли это сделать, но заполучить ее в свою библиотеку хочу очень. И - признаюсь - не только из-за рисунков Хлудова. Хотя Хлудов мне с каждой деталью поиска становится все интереснее и интереснее.
А еще и потому, что каждый из указанных участников после этой экспедиции стал личностью известной. В кругах научных, в основном.
И среди них есть тот, к которому я испытываю особые краеведческие чувства.
На фото: Андрей Краснов (1862-1914)
Это Андрей КРАСНОВ. Ботаник, почвовед, географ, путешественник, палеоботаник. Участник множества научных экспедиций по территории тогдашней Российской империи, в Северную Америку, в Японию, Китай, Яву, Индии, Цейлон. И в Тянь-Шань – сюда в 1886 году он отправился молодым, подающим большие надежды ботаником.
Ученым он известен своими научными открытиями, путешественникам же - как основатель Батумского ботанического сада.
А еще он считается основоположником современной конструктивной географии. Но мало кто из обывателей, к коим я себя отношу, понимает, что это такое - конструктивная география. Я точно не понимаю.
Зато каждый (почти) казахстанец знает, что такое тюльпан Регеля. Видели этот цветок не все, но слышали многие – эндемик Чу-Илийских гор, он встречается на каменистых и скалистых склонах, нередко на голых скалах черного цвета. Цветочек небольшой, стебелек короткий. Мой друг-ботаник так сказал про этот тюльпан: "чтобы увидеть его красоту, надо встать перед ним на колени". И это так – с высоты роста сам цветок заметить сложно.
Зато лист у этого тюльпана очень даже выдающийся – большой и будто бы гофрированный. Будто кусочек юбки плиссе, зеленой.
У нас уже сложилась добрая традиция - в апреле ездим наблюдать цветение этого редкого тюльпана в заповедник Танбалы тас. В этом году уже шестая весна такая будет, наполненная красотой и пониманием исключительной особенности этого растения…
А ведь открыл для науки этот тюльпан Андрей Николаевич Краснов. Он встретил этот цветок в урочище Анрахай во время обследования Чу-Илийских гор в 1887 году. И по праву первооткрывателя назвал в честь Эдуарда Людвиговича РЕГЕЛЯ, директора Петербургского ботанического сада, известного ученого и садовода. Вот тут немного есть про него…
И не удержусь, чтобы не напомнить: дикорастущие виды тюльпанов размножаются не луковицами, а семенами. Сеянец тюльпана начинает цвести только на 10-12 году жизни. И потому срывать дикий тюльпан нельзя: вы уничтожаете не только этот конкретный цветок, но целую тюльпановую вселенную - все прочие цветы, которых тысячи и которые могли вырасти из семян этого тюльпана.
На фото: Александр Александров (1858-1920)
Александр АЛЕКСАНДРОВ - топограф, геодезист. В эту экспедицию он отправился уже как опытный специалист – шесть лет походной топографической съемки по разным регионам было за его плечами, работал в Омском военном топографическом управлении.
В экспедиции 1886 года им была осуществлена маршрутная съемка пути. А по личной инициативе произвел съемку ледника Семенова (ледник был открыт в 1857 году исследователем Петром Петровичем Семёновым, в честь него и был назван), определил скорость его движения, вычислил высоту вершины главного пика Хан-Тенгри. Деятельность топографа в общем отчете географического общества оценена так: "Спутник Игнатьева – А.А. Александров, несомненные географические заслуги которого состояли не только в съемке ледника Семенова и определении его движения, но и в определении высоты Хан-Тенгри".
Кстати, в 1890 году Александров продолжил работу в нашем крае - вел продолжительные съемки в Семиреченской области. Он упомянут в отчете начальника 2-го съемочного отряда: назван "специалистом, отличающимся "большим продвигом в работе".
После экспедиции вернулся в Омск и прослужил 34 года классным чиновником в Военно-топографическом отделе Омского Военного округа. В 1898 году выполнил нивелировку города Омска – нашла отчет, это подтверждающий. А наиболее выдающимся вкладом Александрова в геодезию считается геодезическая съемка трассы Транссибирской железнодорожной магистрали от Челябинска до оз. Байкал. Его отметки на линии Транссиба имеют значение до настоящего времени. Умер в марте 1920 г. в Омске.
ИГНАТЬЕВ Илья – географ, геолог, известный своими геологическими исследованиями Семиречья в 1880 году и поиском полезных ископаемых в нашем регионе.
Фотографий Игнатьева не нашла, портретов живописных тоже…
Эта экспедиция стала большой вехой на пути научного исследования региона. Была определена высота Хан-Тенгри - 24 000 футов, это примерно 7300 метров. Ошибка есть, но небольшая, современные данные – 6995.
Илья Игнатьев во время экспедиции вёл путевой дневник и занимался сбором геологических материалов. Александр Александров не только произвёл съёмку ледника Семёнова, но и определил его движение, а Андрей Краснов изучал растительный мир Тянь-Шаня. По итогам экспедиции он написал магистерскую диссертацию "Опыт истории развития флоры южной части Восточного Тянь-Шаня", а в 1888 году успешно ее защитил.
На фото: Николай Хлудов
А Николай Хлудов написал 12 акварелей, которые были переданы в русское географическое общество в 1887 году.
12! Но в брошюрке 1956 года написано, что 13! А найдены, по информации в брошюре Чеботова, только две из них. Цитирую:
"Альбом до сих пор оставался неизвестным и был нами обнаружен в Библиотеке Географического Общества Союза ССР в Ленинграде. Но, к сожалению, из тринадцати альбомных листов, указанных в библиотечной карточке, сохранились лишь два. Одиннадцать остальных находятся неизвестно где. Из этих двух одна акварель изображает перевал Музартского ущелья горной группы Хан-Тенгри, другая – реку Каркара".
Указывается, что альбом состоял из листов ватмана размером 25.8Х 31.7, наклеенных на прочный картон и скрепленных в альбом. Страницы альбома пронумерованы и имеют штамп библиотеки географического общества от 9.11.1887 года.
Вот еще одна загадка – где тринадцатая страница альбома?
Не удержалась – публикую скан картины Хлудова из брошюры. Качество, конечно, ужасное, но другого нет, не нашла. А тем временем интересный пейзаж на картине – "У перевала Музартского ущелья, 1886", так она названа в брошюре. Ледяная лестница на перевал… Посмотреть бы на эту работу в цвете…
Живописец Федор БОЛКОЕВ, который был лично знаком с Хлудовым, позже писал, что этот альбом является одним из наиболее ранних произведений художника. Но тут тоже есть некоторая неясность – он в своей статье датирует акварель с изображением Музартского ущелья 1882 годом… А на ней – по описанию – изображена экспедиция 1886-го… Несостыковка…
Так вот, я впервые задумалась. Как – как! – путешественники XIX века исхитрялись преодолевать огромные расстояния в труднодоступной местности – у них не было того снаряжения и тех навыков, которые есть у современных альпинистов. У них не было машин, вертолетов, не было суперлегких теплых палаток и надежного снаряжения, не было штормовых курток с мембраной Gore-Tex и термобелья. Не придумали еще газовые горелки, сублимированные продукты, рации, компактные спальники и многих других вещей, к которым современные горные путешественники уже привыкли и считают их обычными.
Но я отвлеклась. Я ж о Хлудове.
Кое-где читала, что Хлудов прибыл в Верный с этой экспедиций, а по ее завершении остался в городе жить.
Но нет, если и прибыл с экспедицией, то точно не с этой. Потому что он уже жил в Верном (Алматы), когда в 1886 году в наш город прибыли участники экспедиции. И Хлудова рекомендовали в эту экспедицию в качестве художника. А он в то время числился межевщиком межевого отделения Семиреченского Областного управления.
А первое его место службы в Верном (согласно документу - Приказу по Военному народному управлению Туркестанского генерал-губернаторства) датируется 6 июля 1879 годом – он был принят на должность чертежника межевого отделения.
А что касается экспедиции, то она стартовала в Караколе 16 июля 1886 года. У подножия ледника Семенова экспедиция была через 10 дней пути. В середине сентября экспедиция была завершена, и Хлудов вернулся в Верный. И приступил к своей службе. А заодно и картины писал, и разными общественно-полезными делами занимался. И личная жизнь у него была – семья, дочери…
Но об этом и о прочих загадках и отгадках – в следующих материалах.
Как говорится – продолжение следует…
Фото: © Ratel.kz / Евгения Морозова, из личного архива автора, с сайта Российского географического общества и из других открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!