Чтобы увидеть реальную картину, насколько дети погружены в зависимость от телефонов и игр, пора разработать диагностические экспресс-методики зависимого поведения
На днях в Алматы группа педагогов, медиков и психологов провела пресс-конференцию, посвященную острейшей проблеме: чрезмерной погруженности детей и подростков в цифровую культуру. Официально название мероприятия звучало так: "Игровая зависимость среди детей и подростков: угроза будущему или временное увлечение?".
Наверное, абсолютное большинство родителей подтвердят актуальность проблемы. И, отдавая должное стремлению и, безусловно, искренности этих людей в стремлении что-то предложить по поводу ее, скажу – к сожалению, из всего сказанного не вырисовывалось не то что алгоритма, а даже контурного рисунка, как же к этой теме подступиться. Спасибо экспертам, что они на хорошем профессиональном уровне ее актуализировали. Это важно. Но – пока и все.
В ходе пресс-конференции периодически как бы звучал вопрос: так мы про игровую зависимость или про вообще "жизнь в гаджетах"? Даже сами эксперты отмечали, что темы близкие, но разные, и – о чем будем говорить? А заодно выяснилось, что доступной официальной статистики в Казахстане о количестве игроманов нет. А с идеями, как этому противостоять, никак не лучше.
Что происходит с мозгом ребенка, который сидит в виртуальном мире? – так поставила вопрос одна из экспертов. Ответы звучали пугающе: у подсевших на гаджеты уменьшается объем серого вещества, нарушаются такие функции мозга, как способность принимать решения, планировать и контролировать поведение. Подавляется интерес к другим видам деятельности. Понятно, что никакой "специальной "чернухи" здесь нет, наверное, все мы уже видели убедительные примеры, если не про объем серого вещества, то про остальное. Что предлагают специалисты?
В частности – обращаться к двигательной активности. Этим эксперты объясняют то, что в Казахстане к проблеме борьбы с ростом игровой зависимости подключено Министерство туризма и спорта. Еще советуют: наблюдать и анализировать поведение ребенка, установить "цифровую диету" в виде запрета на гаджеты за два часа до сна, обсуждать плюсы и минусы виртуального мира с ребенком, помочь ему найти оффлайн-хобби.
Еще есть накопившиеся противоречия в образовательном процессе. Первое – в образовании широко используются цифровые технологии в виде интерактивных досок, панелей, платформ, но не мобильного телефона. Его нужно реабилитировать в качестве учебного инструмента. Далее – телефон сегодня это средство связи родителей и детей, и чрезмерно беспокойные родители часто звонят школьникам, контролируя их. Это вызывает напряжение, которое дети "гасят" опять же играми. Нужно рационализировать использование коммуникаций в социальных сетях.
Звучит вполне разумно, только – как "рационализировать" материнский страх, когда в информационном пространстве столько негатива и прямой чернухи на тему безопасности подростков?
Еще советы: чтобы увидеть реальную картину, насколько дети погружены в зависимость от телефонов и игр, нужно разработать диагностические экспресс-методики зависимого поведения. Создавать широкие просветительские программы для взрослых по вопросам психологического здоровья, в том числе профилактики зависимого поведения. Важно, чтобы сами подростки стали субъектами изучения проблемы, принимая участие в фокус-группах и интервьюировании.
Хорошие идеи. Но почему такие программы до сих пор не созданы? Ведь проблеме-то уже немало лет.
Один из экспертов дал хороший анализ этапов и психологических аспектов того, как люди становятся игроманами. Тема хорошо отработана, и, вообще, психотерапевтами уже сформулированы основные признаки того, что ситуация с привыканием к гаджету выходит из-под контроля: это, например, когда во время еды ребенок не может оторваться от гаджета, держит телефон в руках, даже когда идет по улице или во время отдыха. "Когда к нему обращаются, а он не поворачивается". Что ж, если это так (а сомневаться в этом не приходится), то стоит констатировать, что проблемная зависимость от гаджетов, она - кругом. Достаточно пройти по улице или сесть в кафе и посмотреть на подростков.
А как помочь ребенку переключиться на физическую активность или что-то иное, кроме гаджета? Одна из участниц пресс-конференции, медик, считает, что каждый случай индивидуален, поэтому нужно идти на консультирование. Куда? Туда, куда есть возможность – или в поликлинику, или к частно практикующему психологу, или в психологический центр, или к школьному психологу. Надо "ковырять". Психолог должен помочь с этим разораться. Почему ребенок убегает в виртуальную реальность? Потому что в реальной жизни есть какая-то сложность. Если психолог поможет с этим разобраться, у ребенка будет снижаться интерес к гаджетам.
Может, я абсолютизирую собственный опыт, но не могу поверить, что в поликлиниках или даже в школах (в широком масштабе) найдутся достаточно квалифицированные специалисты.
В первую очередь, нужно смотреть на режим, заметила эксперт-педагог, потому что каждый ребенок должен понимать, что в его распоряжении свободного времени – восемь часов. И режим должен быть структурирован, потому, что у подростков нет чувства времени. И всегда должна быть альтернатива. Это не что-то одно: заменили гаджет или спортом, или музыкой, у ребенка должно быть и право выбора. То есть, если спорт, то мы ему предлагаем: "Давай вместе идем на плавание, потом, например, на карате, потом на гимнастику". И вот мы три раза сходили, и к чему-то ребенок склоняется. У ребенка должны зафиксироваться некие положительные эмоции.
Кто бы поспорил, что это так… А дальше – много конкретных вопросов. Следующее мнение процитирую и оставлю без комментариев:
"Нужно своим примером, своей увлеченностью прежде всего самого себя заинтересовать и понять, насколько взрослый хочет выйти на взаимодействие с ребенком и отбросить те проблемки, которые мешают это принять. И когда взрослый человек сможет понять, что "я хочу проводить время со своим ребенком", понять мир его интересов и помочь ему эмоционально стать близким с ним, проявить тепло и доверие к его интересам… Когда возникнет психологическое единение между взрослым и ребенком, ребенок автоматически… пойдет за взрослым туда, где взрослый покажет мир интересов и увлечений!".
Я сознательно не стал "привязывать" все эти слова и мысли экспертов к конкретным именам: то, что они поднимают эту проблему, вызывает только симпатию и благодарность. Это необходимо делать, учитывая перспективную ее остроту. Спасибо им. Но то, что предлагалось в качестве возможных направлений решения… Как отец подростка, столкнувшийся с этой проблемой и принявший массу усилий для ее решения, глядя на КПД этих усилий, полон минора. С чем согласен, со словами одной из участниц пресс-конференции:
"Проблема всех волнует, но как найти ответ на нее? Надо это обсуждать и искать пути решения, которые мы не знаем… Давайте все вместе начнем ограничивать себя и детей от гаджетов".
Готов поддержать любые подобные усилия. Но почему-то вспоминаются слова Уинстона ЧЕРЧИЛЛЯ: "Каменный век может вернуться на сияющих крыльях прогресса".
Может, меня просто излишне "давит" личный минор…
Фото: Lori.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!