Китайские компании могут оптом скупить качественные казахстанские продукты, в то время как казахстанцам придется довольствоваться дешевой и не совсем качественной импортной продукцией, опасается руководитель секретариата комитета пищевой промышленности национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» Ербол Есенеев, передает КазТАГ.
«Я вам больше скажу – у нас есть серьезная опасность того, что всю нашу качественную продукцию будут сметать другие рынки – те же китайцы. То есть производителю будет выгоднее продать на экспорт, нежели на внутренний рынок. Сейчас ситуация складывается именно так. Последняя поставка растительного масла в Китай – производители продали его оптом китайскому ритейлеру по 315 тенге за литр. Мы в магазине это масло покупаем по 300 тенге», - сказал Е. Есенеев на встрече с журналистами в пятницу.
«Возникает вопрос – куда будет выгоднее продать производителю, если мы гонимся за дешевым, а здесь за забором стоит китайский покупатель, который готов заплатить дороже и купить весь объем? Поэтому есть риск, что будет замещение такое, то есть мы будем получать не совсем качественную продукцию извне, а свою качественную можем продавать на экспорт», - пояснил он.
В качестве примера представитель НПП привел продажу колбасы производства компании «Омский бекон» по 600 тенге за кг, в то время как казахстанская качественная колбаса продается дороже.
«Сейчас у нас есть возможность продавать продукцию качественную и по цене выше, чем рыночная цена. В Китае стоимость мяса, даже такого качества, в 2-3 раза выше, масло растительное - в 3 раза дороже, поэтому есть возможность и нужно использовать наши конкурентные преимущества, нашу чистую экологию, нашу способность производить натуральные продукты», - подчеркнул он.
Вместе с тем он отметил, что Казахстан должен обеспечивать валютную выручку для своих промышленных отраслей.
«Мы обеспечиваем себя практически на 80%. Сейчас стоит задача дальше – выдать этот натуральный качественный продукт на экспорт, чтобы обеспечить какую-то валютную выручку, например, для машиностроения. У нас до сих пор еще хромает производство сельхозтехники для агропромышленного сектора, хотя еще 20 лет назад были основные производства, Целинсельмаш, которые обеспечивали на 70-80% необходимую вооруженность нашей сельхозотрасли», - сказал представитель НПП.
По его мнению, казахстанскую продукцию необходимо экспортировать под единым брендом «казахское мясо», «казахский хлеб» и т.д. «То есть под такими брендами завоевывать новые рынки за границей», - считает Е. Есенеев.