Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
В пятницу, 26 июля 2024 года, в шести регионах Казахстана: Караганде, Уральске, Аксае, Атырау, Актобе и Жаркенте на мирный митинг должны выйти полторы сотни железнодорожников, которые трудятся в ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”. Как указано в заявках, поданных в каждом из населённых пунктов, “мирное собрание будет осуществляться против судебного произвола председателя Верховного суда Республики Казахстан Асламбека МЕРГАЛИЕВА”.
Поводом для митинга стало представление Мергалиева в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда по ходатайству ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”.
Ratel.kz продолжает следить за развитием ситуации вокруг гражданского спора между ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”.
Во всех регионах: Караганде, Уральске, Аксае, Атырау, Актобе и Жаркенте, где ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” подал заявки на проведение 26 июля мирных собраний “против судебного произвола председателя Верховного суда Республики Казахстан Асламбека МЕРГАЛИЕВА”, власти не согласовали митинги против рейдерского захвата бизнеса. Чего бояться, если железнодорожники даже не собирались брать с собой никаких плакатов и звукоусиливающих технических устройств?
Чтобы досконально разобраться в ситуации с представлением председателя Верховного суда Республики Казахстан Асламбека МЕРГАЛИЕВА в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда по ходатайству ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”, Ratel.kz отправил запрос в Верховный суд.
Напомним, 4 июня 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда под председательством Нурсерика ШАРИПОВА завершила рассмотрение гражданского дела по взаимным искам ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” и поставила точку в сугубо хозяйственном споре двух субъектов предпринимательства. ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” в исковых требованиях просило суд обязать ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” произвести оплату за оказанные услуги по перевозкам сотрудников “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” в сумме 114 млн тенге. Тем более, что эти деньги заказчик - “Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.” - перечислил фирме-прокладке - ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”. ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” в ответном иске просило суд признать недействительным дополнительное соглашение от 5 апреля 2019 года к договору №59, которым была увеличена стоимость услуг локомотивной тяги на сумму в размере 16 млн тенге в месяц за один локомотив, а также взыскать с ТОО “ЖелДорТранс Актобе” разницу суммы между услугами локомотивной тяги по пассажирскому виду движения и услугами локомотивной тяги по хозяйственному виду движения, возникшей вследствие ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком по договору №59 на общую сумму в размере 103 млн тенге. Судебная коллегия во главе с Нурсериком Шариповым детально разобралась во всех тонкостях гражданского дела, несмотря на довольно противоречивые судебные акты первой и второй инстанций, и вынесла законное решение. Однако Мергалиев поставил под сомнение профессионализм Шарипова и коллегии судей.
По закону подлости проколы случаются на мелочах. Вроде, приличный человек, в хорошем костюме, говорит красиво, держится учтиво, а потом вдруг сморкается в шторы, не подозревая, что попал на видео.
Ровно в такую же историю вляпались Судебная администрация Верховного суда и сам председатель высшей судебной инстанции.
Речь идет о хозяйственном споре на жалкую сотню миллионов тенге. Таких дел по Казахстану – в каждой области с десяток, если не больше. Суть заурядного спора подробно описал мой коллега Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, и вы можете ознакомится с судебными перипетиями здесь, здесь и здесь.
Но в этой истории оказался неожиданный поворот.
Как и обещали, Ratel.kz раскрывает все подробности гражданского спора между ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, ради которого председатель Верховного суда Республики Казахстан Асламбек МЕРГАЛИЕВ подписал представление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта, рассмотренного всеми тремя судебными инстанциями. И, главное – мы расскажем мотивы всех этих действий.
Но сначала о том, чем закончилось рассмотрение жалобы по делу в кассационной коллегии Верховного суда.
Как суд апелляционной инстанции необоснованно изменил правильное решение
К счастью, кассационная коллегия по гражданским делам Верховного суда во главе с Нурсериком ШАРИПОВЫМ разобралась в вопросе досконально и пришла к выводу: "Разрешая иск ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" о взыскании разницы суммы по договору в размере 103 100 808 тенге, апелляционная судебная коллегия пришла к выводу о том, что со стороны ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" имеет место ненадлежащее исполнение договорных обязательств, а именно - перевозка работников Общества между городами Уральск и Аксай осуществлялась с применением маневровых локомотивов.
Начальник высшей судебной инстанции попался на мелочи, и теперь его подчиненные вынуждены идти на лукавство и даже очевидную ложь, чтобы прикрыть босса.
Напомним, с чего все начиналось.
В редакцию обратилась компания, обеспечивающая подвоз персонала к одному из важнейших объектов казахстанской экономики – нефтепромыслам Карачаганака.
Эту компанию кошмарит в судах фирма-прокладка, поставляющая авиабилеты в столичные кабинеты. Эта прокладка, не имея ни локомотивов, ни вагонов, ни специалистов, выиграла тендер на поставку услуг по перевозке персонала, но тем не менее получала прибыль, хотя всю работу выполняла транспортная компания. Так продолжалось пять лет, пока бессмысленность посредника не стала очевидной. В борьбе за свои комиссионные прокладка начала судебные тяжбы по надуманным основаниям.
По итогам судебных споров претензии прокладки были отклонены. Председатель гражданской коллегии ВС встал на сторону реального услугодателя и отказал во взыскании сотни миллионов тенге в пользу прокладки.
Между тем, в стратегических планах прокладки был заложен иск на 825 миллионов тенге.
Сегодня, 28 августа 2024 года, состоится заседание коллегии по гражданским делам Верховного суда по представлению председателя МЕРГАЛИЕВА, которое он вынес по ходатайству ТОО "Транстур Казахстан".
Однако коллегия не будет рассматривать ходатайство по существу, так как 22 августа 2024 года ТОО "Транстур Казахстан"... отозвал его. Как указано в документе, для дополнения.
Впрочем, сложно сказать, будет ли сделано это дополнение или же просто "прокладка" на рынке услуг пассажирских перевозок по железной дороге просто делает маневр, чтобы окончательно не подставить Мергалиева. Ведь как только ситуация зашла с помощью Ratel.kz в информационное пространство и всколыхнуло юридическое сообщество, риски оказаться в неудобном положении для председателя Верховного суда резко выросли. Тем более, что Ratel.kz, задолбав запросами судебную администрацию Верховного суда, выяснил, что в 2024 году было вынесено всего два представления от имени Мергалиева по гражданским делам.
В июле и августе 2024 года Ratel.kz опубликовал небольшое расследование, в котором рассказал о том, как хозяйственный спор между туристической компанией ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” из-за чуть более 100 млн тенге неожиданным образом оказался в поле зрения не абы кого, а целого председателя Верховного суда Асламбека МЕРГАЛИЕВА.
Главный судья Казахстана настолько проникся жалобой ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”, что вынес представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда на пересмотр дела. Но гораздо интереснее было наблюдать за тем, как выкручиваются чиновники судебной администрации, отвечая на запросы Ratel.kz. Ведь представление председателя Верховного суда выносится не по всем делам, а в особых случаях, строго прописанных в законодательстве. Для тех, кто пропустил это расследование, советуем непременно почитать. Пригодится, если окажетесь в подобной ситуации.
В предыдущей публикации Ratel.kz обещал рассказать некоторые интересные детали хозяйственного спора между туристической компанией ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан” и ТОО “ЖелДорТранс-Актобе”, о которых не было известно председателю Верховного суда Асламбеку МЕРГАЛИЕВУ, когда он выносил представление о пересмотре в коллегии Верховного суда гражданского дела по ходатайству проигравшей стороны - ТОО “ТРАНСТУРС Казахстан”. Мы уже проанализировали большой пакет документов и готовились выложить их, как в информационную войну против ТОО “ЖелДорТранс-Актобе” неожиданно подключился не только блогер КОЗАЧКОВ, но и вполне себе серьёзный ресурс – ulysmedia.
Как семь судей Верховного суда проморгали просроченный приказ
Прежде чем мы приступим к детальному разбору документов, обратим внимание на несколько занятных деталей.
В конце октября 2024 года редакция Ratel.kz получила письмо от ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан", в котором компания выразила своё недовольство публикацией материала "Как оказать давление на председателя Верховного суда Мергалиева, чтобы получить 1 млрд тенге".
"Вами отмечено: "Мы привыкли верить официальным документам, а не мнению людей, далёких от железной дороги". Также указано, что вы больше верите официальному ответу министерства транспорта по вопросу использования тепловозов ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", и приложена копия письма министерства транспорта. С учётом вышеизложенного, настоящим направляем копии писем комитета железнодорожного и водного транспорта и министерства транспорта, свидетельствующие о том, что:
- Перевозки, осуществляемые ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" с использованием маневрового тепловоза марки ТЭМ2Н-УГМК, являются пассажирскими перевозками по законодательству Республики Казахстана:
- Законом РК "О железнодорожном транспорте", а также нормативными правовыми актами в сфере железнодорожного транспорта не предусмотрено использовано маневровых тепловозов в перевозках пассажиров.
В этой связи просим вас рассмотреть вышеуказанные официальные документы и принять соответствующие меры, предусмотренные законодательством РК, в том числе в области масс-медиа", - пишет исполнительный директор ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" АЙЖИГИТОВА.
Фотоколлаж: Azattyq Rýhy.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!