Карагандинский автопарк №3 уходит от уплаты налогов и незаконно выигрывает тендеры на перевозку пассажиров?
На следующей неделе у акима Караганды Нурлана АУБАКИРОВА истекает второй месяц на исправление ситуации с работой общественного транспорта, который ему установил аким Карагандинской области Ерлан КОШАНОВ (на снимке).
После чего будет спрос.
Напомним, в начале июня глава региона совершил свою первую тайную поездку в общественном транспорте.
Хотел проверить, насколько обоснованы жалобы карагандинцев на работу автопарков.
И пришёл к выводу, что граждане абсолютно правы в своих претензиях и пора всерьез заняться наведением порядка в этой сфере, а не просто повышать стоимость проезда по первому требованию владельцев автопарков.
Градоначальник активно исправляет недоработки в работе автопарков, но одеть водителей и кондукторов, развесить информационные табло с расписанием движения автобусов на остановочных павильонах – это мишура. С ней г-н Аубакиров справится без труда.
Очень странно, что на аппаратных совещаниях по вопросам работы автопарков не прозвучали другие любопытные факты.
Нарушали как могли
Ещё 27 декабря 2016 года, в бытность акимом области Нурмухамбета АБДИБЕКОВА, в адрес ГУ «Управления по инспекции труда по Карагандинской области» прокуратурой района им Казыбек би города Караганды было вынесено представление. В нем указывалось, что один из крупнейших перевозчиков пассажиров в городе - ТОО «Автобусный парк №3» - оказывает транспортные услуги вразрез действующему законодательству.
Государственная инспекция, следуя представлению, провела проверку. Ее результаты руководство автопарка №3 не устроили, и оно обжаловало действия госинспектора в Казыбекбийском районном суде №2.
Прокуроры и госинспекторы вскрыли схему, по которой ТОО «Автобусный парк №3» не просто нарушает права водителей - всё намного сложнее и интереснее.
Ещё во время последних забастовок водители автопарка говорили, что работают по договору оказания услуг. Как выяснили прокуроры, для осуществления перевозок пассажиров автопарк действительно заключает договоры на оказание возмездных услуг с водителями, не являющимися сотрудниками автопарка.
Но при этом водители не являются индивидуальными предпринимателями! Тогда как Трудовым кодексом предусмотрена обязанность работодателя при приеме на работу заключать трудовые договоры с работниками.
Более того, как выяснили прокуроры, для участия в государственном конкурсе по пассажирским перевозкам автопарк №3 прикладывает индивидуальные трудовые договоры с водителями к конкурсной документации.
«Однако, как показал анализ, данные договоры носят формальный характер и используются только в качестве конкурсной документации», - сказано в результатах проверки.
Выходит, автопарк №3 не просто уходит от уплаты налогов в местный бюджет, но и выигрывает тендеры на оказание услуг незаконно?
Странно, почему налоговые органы и акимат Караганды этого не замечают?
За рулём автобусов 353 нарушителя
Как установлено во время проверки, в ТОО «Автобусный парк №3» по перевозке пассажиров работают согласно трудовым договорам в соответствии с требованиями трудового законодательства всего лишь 26 водителей автобусов.
При этом автопарк обслуживает 21 маршрут, на который ежедневно выезжает в среднем 171 автобус.
Остальные 353 водителя автобусов работают по договорам на возмездное оказание услуг.
То есть, как установили прокуроры, не имеют патентов индивидуальных предпринимателей и не платят никаких налогов в бюджет.
Фактически, нарушая закон.
На сайте ТОО «Автобусный парк №3» есть раздел «вакансии», где указано, что средняя заработная плата водителя составляет 170-190 тысяч тенге в месяц.
Кстати, тут же упоминается и о том, что «согласно договора возмездного оказания услуг».
А теперь просто рассчитаем, исходя из этих цифр, сколько налогов не поступило в местный бюджет за 2016 год.
Возьмем расчёт патента индивидуального предпринимателя, приняв за среднюю зарплату 170 тысяч тенге в месяц, то есть годовой доход составит 2 миллиона 40 тысяч тенге.
Подоходный налог с этой суммы будет равен 20400 тенге в год, соцналог – 5725 тенге, социальные отчисления - 14675.
В сумме – 40 800 тенге с каждого водители. С 353 водителей – 14,4 миллиона тенге.
Плюс 353 водителя не имеют никаких пенсионных отчислений. Даже минимальных по патенту. А это более 10 миллионов тенге ежегодно.
Кстати, эти суммы были бы гораздо больше, если бы 353 водителя были оформлены, как того требует законодательство страны.
То есть как минимум 24,4 миллиона тенге за 2016 год ушло в карманы владельцев автопарка №3 в качестве прибыли. Потому что эти деньги в бюджет и ЕНПФ не поступили.
Зри в закон!
Что говорит законодательство, на которое прокуроры и инспектора по труду указали руководству автопарка №3?
Статьей 27 Трудового кодекса оговорено, что отличительными признаками трудового договора от иных видов договоров является наличие в нем одного из следующих условий: выполнение работником работы (трудовой функции) по определенной квалификации, специальности, профессии или должности.
Водитель - это профессия.
В соответствии со ст. 683 ГК РК по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик - их оплатить.
Правила главы второй этой статьи применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным в том числе главой 34 ст. 688.
А глава 34 гласит, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Согласно договору на возмездное оказание услуг ТОО «Автобусный парк №3» в пункте 1.1 так формулирует предмет договора: «Заказчик поручает, а исполнитель оказывает услуги водителя на принадлежащих Заказчику автобусах и маршрутах по перевозке пассажиров и багажа…».
«Таким образом водитель, как исполнитель, оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа, что противоречит требованиям ст.683 ГК РК. Установленные проверкой обстоятельства подтверждают, что договоры на возмездное оказание услуг противоречат как трудовому законодательству, так и действующему гражданскому законодательству», - пришли к выводу прокуроры.
К такому же выводу пришёл и Казыбекбийский районный суд №2. И отказал ТОО «Автобусный парк №3» в праве признать проверку и действия госинспекторов незаконными.
На 11 сентября назначено заседание апелляционной коллегии Карагандинского областного суда по жалобе руководства автопарка.
Неплохо бы об этом моменте вспомнить на аппаратном совещании, которое будет проходить в областном акимате в ближайшее время. Глядишь, руководство автопарка будет более покладистым.
Фото автора.