
Болт, стратегически забитый на судебную власть, позволяет зарабатывать при любых условиях
В пятницу, 28 марта, судебный исполнитель департамента юстиции Алматы Шынгыс ЗАКЕШОВ, совместно с представителями коммунальных структур - “Алматы Су” (водоснабжение) и “АлматыЭнергоСбыт” (электричество) произвел повторное отключение ресторанов на Панфилова, 114 от воды и света.
Корреспондент Ratel.kz присутствовал при этом действе.
Напомним, что 19 марта судебный исполнитель уже отключал ресторанный комплекс из 7 ресторанов от коммунальных услуг. Однако буквально на следующий день, в ресторанах “волшебным образом” снова был и свет, и вода, и они продолжали работать все праздничные дни, вплоть до утра пятницы. Сотрудники же ресторанов не смогли ответить на вопрос - каким образом у них появился доступ к коммунальным услугам.
Вместе с тем, инспекторов “Алматы Су”, которые направились на проверку инцидента не допустили к к системе водоснабжения - они не смогли ничего проверить в тот день.
28 марта, первым делом, было назначено отключение воды. Спустившись в подвал, сотрудник “Алматы Су” обнаружил, что пломба, которую он установил 19 марта на кран водоснабжения, была размотана и водой пользовались.
“В прежнем акте были записаны показания водомеров, теперь они другие. Сейчас я буду писать акт нарушения за срыв пломбы, а наши сотрудники будут производить доначисление за пользование, согласно договору. Гарантий, что в этот раз опять не сорвут пломбу никаких нет. Но в случае, если они снова это сделают, мы будем отключать их от водоснабжения путем видимого разрыва (демонтаж кранов и заваривание труб - А.Ш.)”, - отметил сотрудник “Алматы Су”.
Представитель “Алматы Су” не сообщил по какой методике будет производиться доначисление. Хотя, как известно, в случае, если срыв пломбы на водомерах будет обнаружен контролерами в обычной квартире, делается перерасчет по полной пропускной способности трубы, суммы выходят немаленькие - от полумиллиона тенге.
Он также объяснил, что штраф накладывать на владельца помещений не будут, поскольку у них нет никаких доказательств того, кто именно сорвал эту пломбу.
Представители “АлматыЭнергоСбыта” отключили автомат-распределитель, отвечающий за подачу тока в ресторанный комплекс в трансформаторной подстанции, которая обслуживает дом. Они отметили, что установка пломбы на щиток не предусмотрена, однако ключи от подстанции есть только у них, как у коммунальной службы. Как в таком случае, рестораны смогли подключиться к источнику света - им неизвестно.
Стоит отметить, что никто из рестораторов не подключился к процессу исполнения решения суда и не стал выражал свое недовольство. После отключения рестораны дообслуживали уже действующих посетителей, электричества в помещениях общепита не было.
Судебный исполнитель департамента юстиции Алматы Шынгыс Закешов также прокомментировал ситуацию:
“К нам поступило исполнительное производство об отключении подачи коммунальных услуг по адресу: Алматы, Алмалинский район, Панфилова, 114, нежилое помещение 81 путем отключения электроэнергии и холодной воды. В связи с этим было возбуждено исполнительное производство в отношении Екатерины САРСЕНОВОЙ (собственницы помещения) от 17 марта 2025 года. Первое отключение было у нас назначено 19 марта, что мы и сделали, был составлен соответствующий акт.
Но выяснилось, что должник повторно подключил электроэнергию и холодную воду. В этой связи было повторное назначение об отключении. Сегодня с участием “Алматы Су” и “АлматыЭнергоСбыт” было отключение воды и электроэнергии. О чем был составлен акт, председатель ОСИ расписался в этом акте”, - сообщил Шынгыс Закешов.
По словам судебного исполнителя, в случае, если ресторанный комплекс повторно незаконно подключится к коммуслугам, они будут писать письма в коммунальные службы, чтобы те разобрались. Он также отметил, что не имеет возможности “устраивать круглосуточные наблюдения” за должниками и тем более не правомочен вести разбирательства и давать юридическую оценку их действиям.
На том исполнение закона завершилось, рестораны отключились и не работали.
Корреспондент Ratel.kz отбыл с места. Ближе к вечеру того же дня, 28 марта, жильцы дома на Панфилова,114 сообщили, что рестораны вновь подключились к воде-электричеству и принимают посетителей. Игра в кошки-мышки с судебными исполнителями, приправленная явным игнором по отношению к законам страны, продолжается.
Судебные тяжбы жильцов дома на Панфилова, 114 начались более двух лет назад. Уставшие от проблем с канализацией, крыс, тараканов, шума, гвалта и порчей фасада здания стальными вытяжками и полупромышленными кондиционерами, жильцы стали обивать пороги всевозможных инстанций.
В январе 2024 года управление городского планирования и урбанистики Алматы выписало предписание собственнице ресторанного комплекса Екатерине САРСЕНОВОЙ об устройстве раздельной канализации, поскольку ресторанный комплекс был подключен к общедомовой системе канализации. Но это предписание никто исполнять не спешил.
21 июня 2024 года Медеуский районный суд обязал исполнить это предписание госоргана. Но ситуация все равно не изменилась - собственники продолжали эксплуатировать чужую канализацию.
Между тем у судебных исполнителей были связаны руки: их полномочия ограничены законом и максимум, что они могли сделать – штрафовать за просрочку исполнения судебного решения, что составляет около 35 тысяч тенге за каждый день просрочки. За месяц сумма превышает миллион тенге, что для такого прибыльного бизнеса – незначительно.
4 декабря 2024 года Медеуский районный суд удовлетворил заявление управления градостроительного контроля города Алматы об изменении способа исполнения судебного решения, в связи с тем, что владелица помещения не исполняла решение суда прежним образом. Суд постановил изменить способ исполнения решения суда на отключение от подачи коммунальных услуг. Такое “шевеление” во властных структурах началось после публикации Ratel.kz в ноябре 2024 года, которая вызвала широкий общественный резонанс.
4 марта 2025 года собственница помещения пыталась обжаловать этот судебный акт, однако потерпела поражение, и он вступил в законную силу.
19 марта 2025 года судебный исполнитель отключил ресторанный комплекс из 7 ресторанов от коммунальных услуг. Но, как мы видим, и это не помогло. Судебные тяжбы: иски, обжалования, а иногда и тупо “игнор” и даже “взлом” решения суда позволяли ресторанам в течение более чем двух лет продолжать незаконно работать.
Тяжбы не заканчиваются. В начале марта жильцы дома сообщили, что заметили подозрительные действия чиновников управления городского планирования и урбанистики Алматы.
Дело в том, что собственница помещения под рестораны всё же решила установить отдельную канализацию. Однако подала заявление по категории “новое строительство”, а не “реконструкция”.
Почему не было учтено мнение жильцов? По закону, если речь идёт о реконструкции уже действующего объекта, требуется согласие заинтересованных лиц, то есть жильцов дома. В случае же с новым строительством такое согласие не требуется. Жильцы опасаются, что их не ознакомят с проектом новой канализации, при строительстве будут допущены ошибки в уклонах труб и все стоки вновь окажутся в общедомовой системе.
Фото и видео: © Ratel.kz / Акмарал Шаяхметова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!