
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Великий Шелковый путь, после того как из абстрактного исторического термина его перевели в разряд политико-экономических стратагем и туристических брендов, зажил своей причудливой жизнью, вовсе не имеющей ничего общего с теми реалиями, которые имели место быть в те стародавние времена, когда караваны верблюдов везли чудеса Востока на скудный Запад. Его ныне знают все, даже выпускники-еэнтисты и гламурные алматиночки, дефилирующие вечерами по улице Жибек Жолы, и не вспоминают разве что герои латиноамериканских сериалов. В реестр Пути автоматически включаются все старые и новые транспортные артерии, межгосударственные инициативы и туристические маршруты, которые прокладываются ныне в сердцевине Евразии.
Путь – не дорога
И это при всём том, что реальная торговая артерия, та самая, давшая название, как нечто целое перестала функционировать много веков назад. Мало кого интересует и то, что само название - Великий Шёлковый путь - появилось с подачи Фердинанда фон РИХТГОФЕНА - знаменитого немецкого географа из плеяды "отцов-основателей" современной географии - лишь в 1877.
Так что то представление, которое складывается в мозгах обывателя под напором современной пропаганды – об этакой широкой дороге, по которой из столицы Танского Китая "в Греки" сновали большегрузные караваны с шёлком – скорее всего, далеко от реального. "Путь" – не "дорога". Путь – это лишь направление движения.
Сомнений не вызывает лишь, что такое трансазиатское "шёлковое направление" существовало. Но сквозное движение по Шёлковому пути если и существовало, скорее всего, лишь для товаров – отдельные караваны обслуживали только свои региональные перегоны. Хотя, конечно же, кто-то в какие-то моменты истории дерзал пройти всю дистанцию самолично. Вспомним знаменитую торговую династию ПОЛО. Но это было, скорее, исключением из правил движения.
Татары. Средневековая европейская миниатюра.
Потому искать какие-то конкретные дороги знаменитого Пути – занятие интересное, да не очень разумное. Никаких трасс, подобных "дорогам Рима", здесь не существовало вовсе. Хотя разбросанные по всей территории руины разновременных караван-сараев и свидетельствуют о наличии какой-то системы, функционировавшей в определённые периоды.
Напомню ещё раз – речь идёт лишь о направлении движения. Которое связывало путями Дальний Восток и не менее Дальний Запад. Дороги же постоянно менялись в связи с переменами климата, а ещё более зависели от конкретной политической ситуации на местах. Субстанции весьма нервной и переменчивой в этой части мира.
Так что говорить же о каких-то особого рода инфраструктурных памятниках Шёлкового пути - всё равно что выискивать в земле верстовые столбы Дороги к Светлому будущему, строительство которой закончилось на нашей памяти.
Зона рискованной торговли
Но вот сказать точно, где проходили здесь транс-евразийские торговые дороги древних, можно без всяких раскопок и чтения ветхих рукописей. Исходя из одной только географии. Дело в том, что Центр Азии, несмотря на свою обширность, даёт очень немного вариантов путей для прохождения торговых караванов. Так как рельеф за последние тысячелетия не изменился – все они нам хорошо известны. Если же добавить к географии очевидные сведения из истории, прочертить на карте пунктир движения древних караванов по центру Азии вообще не составит большого труда.
Нас, конечно же, более всего волнует участок, так или иначе связанный с территорией современного Казахстана. Посмотрим на карту.
Очевидно, что самые северные участки Шёлкового пути должны были проходить вдоль северного подножия великих гор Азии и расположенных по предгорьям очагам оседлого мира. Однако вот момент истины, когда географию нельзя отделять от истории. С другой стороны лежала Великая Степь, исконное царствие кочевников. Соваться с караваном в глубь Степи – значило обречь себя на безводные переходы, произвол и поборы многочисленных владетелей и подвергнуть опасности полного разграбления товара степняками, для которых разбой на торговых путях издревле почитался нормальным видом трудовой деятельности.
По этой причине северные участки Великого Шёлкового пути, может быть, наиболее удобные в отношении природных условий для движения караванов, всегда считались зоной повышенного риска. И первыми "закрывались" ввиду очередного "переселения народов" или нашествия завоевателей (что на практике являлось одним и тем же).
Иллюстрация: монгольские воины.
Однако в эпохи, когда тут существовала "сильная власть", когда перед торговцами открывались все перспективы безбрежного "степного" рынка, риски очень быстро окупались сверхприбылями. Это можно сравнить с жизнью на вулкане. Каждое извержение которого не только несёт разрушение, но и обильно сдабривает почву, закладывая успехи будущего плодородия и процветания. Потому-то с таким постоянством возрождались тут и разрушенные города и вновь торились замуравленные дороги.
Понятно теперь, с чем связано то изобилие археологических памятников прошлого: и в Семиречье, и вдоль подножия Киргизского Алатау, и далее - по долине Сырдарьи. И то, что эти памятники имеют весьма характерный облик. Известно, например, что в окрестностях Тараза разбросано более 20 крепостей-убежищ. Ныне - это с трудом читаемые периметры оплывших глиняных стен-валов. А когда-то такие укрепления, куда при малейшей опасности собирались и окрестные селяне со всем своим "движимым" имуществом, и оказавшиеся поблизости караваны со всем добром, были единственным способом выжить на виду у всегда непредсказуемой Степи.
Ну а когда наступали обычные в этих местах эпохи борьбы за власть (приводившие часто к временам безвластия), северные участки Пути существовать переставали и вовсе. Торговцы удовлетворялись своими традиционными маршрутами через оседлые области Средней Азии, по горам и пустыням. Движение там было хотя и более тяжёлым для караванов, но менее подверженным воле случая для владельцев товара.
Любопытно, что на монументальных картах, которые я видел в двух крайних точках Великого Шелкового пути – в китайском Сиане и турецком Чанаккале, маршруты движения вообще-то минуют территорию Казахстана.
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!