Почему Великий Шёлковый путь в Казахстане считался экстремальным

321 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 07 Июн 2025, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

Великий Шелковый путь, после того как из абстрактного исторического термина его перевели в разряд политико-экономических стратагем и туристических брендов, зажил своей причудливой жизнью, вовсе не имеющей ничего общего с теми реалиями, которые имели место быть в те стародавние времена, когда караваны верблюдов везли чудеса Востока на скудный Запад. Его ныне знают все, даже выпускники-еэнтисты и гламурные алматиночки, дефилирующие вечерами по улице Жибек Жолы, и не вспоминают разве что герои латиноамериканских сериалов. В реестр Пути автоматически включаются все старые и новые транспортные артерии, межгосударственные инициативы и туристические маршруты, которые прокладываются ныне в сердцевине Евразии.

Путь – не дорога

Читайте также
Русский с казахом: пространства, которые нас соединяют

И это при всём том, что реальная торговая артерия, та самая, давшая название, как нечто целое перестала функционировать много веков назад. Мало кого интересует и то, что само название - Великий Шёлковый путь - появилось с подачи Фердинанда фон РИХТГОФЕНА - знаменитого немецкого географа из плеяды "отцов-основателей" современной географии - лишь в 1877.

Так что то представление, которое складывается в мозгах обывателя под напором современной пропаганды – об этакой широкой дороге, по которой из столицы Танского Китая "в Греки" сновали большегрузные караваны с шёлком – скорее всего, далеко от реального. "Путь" – не "дорога". Путь – это лишь направление движения.

Сомнений не вызывает лишь, что такое трансазиатское "шёлковое направление" существовало. Но сквозное движение по Шёлковому пути если и существовало, скорее всего, лишь для товаров – отдельные караваны обслуживали только свои региональные перегоны. Хотя, конечно же, кто-то в какие-то моменты истории дерзал пройти всю дистанцию самолично. Вспомним знаменитую торговую династию ПОЛО. Но это было, скорее, исключением из правил движения.

Татары. Средневековая европейская миниатюра.

Потому искать какие-то конкретные дороги знаменитого Пути – занятие интересное, да не очень разумное. Никаких трасс, подобных "дорогам Рима", здесь не существовало вовсе. Хотя разбросанные по всей территории руины разновременных караван-сараев и свидетельствуют о наличии какой-то системы, функционировавшей в определённые периоды.

Читайте также
Великий Змей в Великой Степи

Напомню ещё раз – речь идёт лишь о направлении движения. Которое связывало путями Дальний Восток и не менее Дальний Запад. Дороги же постоянно менялись в связи с переменами климата, а ещё более зависели от конкретной политической ситуации на местах. Субстанции весьма нервной и переменчивой в этой части мира.

Так что говорить же о каких-то особого рода инфраструктурных памятниках Шёлкового пути - всё равно что выискивать в земле верстовые столбы Дороги к Светлому будущему, строительство которой закончилось на нашей памяти.

Зона рискованной торговли

Но вот сказать точно, где проходили здесь транс-евразийские торговые дороги древних, можно без всяких раскопок и чтения ветхих рукописей. Исходя из одной только географии. Дело в том, что Центр Азии, несмотря на свою обширность, даёт очень немного вариантов путей для прохождения торговых караванов. Так как рельеф за последние тысячелетия не изменился – все они нам хорошо известны. Если же добавить к географии очевидные сведения из истории, прочертить на карте пунктир движения древних караванов по центру Азии вообще не составит большого труда.

Нас, конечно же, более всего волнует участок, так или иначе связанный с территорией современного Казахстана. Посмотрим на карту.

Очевидно, что самые северные участки Шёлкового пути должны были проходить вдоль северного подножия великих гор Азии и расположенных по предгорьям очагам оседлого мира. Однако вот момент истины, когда географию нельзя отделять от истории. С другой стороны лежала Великая Степь, исконное царствие кочевников. Соваться с караваном в глубь Степи – значило обречь себя на безводные переходы, произвол и поборы многочисленных владетелей и подвергнуть опасности полного разграбления товара степняками, для которых разбой на торговых путях издревле почитался нормальным видом трудовой деятельности.

По этой причине северные участки Великого Шёлкового пути, может быть, наиболее удобные в отношении природных условий для движения караванов, всегда считались зоной повышенного риска. И первыми "закрывались" ввиду очередного "переселения народов" или нашествия завоевателей (что на практике являлось одним и тем же).

Иллюстрация: монгольские воины.

Однако в эпохи, когда тут существовала "сильная власть", когда перед торговцами открывались все перспективы безбрежного "степного" рынка, риски очень быстро окупались сверхприбылями. Это можно сравнить с жизнью на вулкане. Каждое извержение которого не только несёт разрушение, но и обильно сдабривает почву, закладывая успехи будущего плодородия и процветания. Потому-то с таким постоянством возрождались тут и разрушенные города и вновь торились замуравленные дороги.

Читайте также
Руины в пустыне Прибалхашья: высший промысел или гнев Чингисхана

Понятно теперь, с чем связано то изобилие археологических памятников прошлого: и в Семиречье, и вдоль подножия Киргизского Алатау, и далее - по долине Сырдарьи. И то, что эти памятники имеют весьма характерный облик. Известно, например, что в окрестностях Тараза разбросано более 20 крепостей-убежищ. Ныне - это с трудом читаемые периметры оплывших глиняных стен-валов. А когда-то такие укрепления, куда при малейшей опасности собирались и окрестные селяне со всем своим "движимым" имуществом, и оказавшиеся поблизости караваны со всем добром, были единственным способом выжить на виду у всегда непредсказуемой Степи.

Ну а когда наступали обычные в этих местах эпохи борьбы за власть (приводившие часто к временам безвластия), северные участки Пути существовать переставали и вовсе. Торговцы удовлетворялись своими традиционными маршрутами через оседлые области Средней Азии, по горам и пустыням. Движение там было хотя и более тяжёлым для караванов, но менее подверженным воле случая для владельцев товара.

Любопытно, что на монументальных картах, которые я видел в двух крайних точках Великого Шелкового пути – в китайском Сиане и турецком Чанаккале, маршруты движения вообще-то минуют территорию Казахстана.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Кому достались золотые монеты к 80-летию Победы по 55 млн тенге за каждую
Как казахстанский монетный двор “слил” чеканку килограммовых монет к юбилею
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Павлов заплатит 78 640 тенге, сколько за это же заплатит Смаилов?
Эксперта Кирилла Павлова приговорили к штрафу за то, что он вместо официальных данных нашего минсельхоза о саранче распространяет данные ООН
Нужен ли Казахстану новый химзавод в Тайконыре
Зачем нам серная кислота
Актюбинская полиция аккуратно заметает следы преступления?
Пенсионер стал инвалидом, после того как его среди дня сбили на пешеходном переходе. Камера видеонаблюдения пропала, дело списали в архив
Бизнес-элиты Казахстана: власть над экономикой
Уровень влияния казахстанских бизнес-элит является сдерживающим фактором развития страны
Почему Великий Шёлковый путь в Казахстане считался экстремальным
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
В области Абай девять осуждённых прессовали и запугивали других сидельцев
В результате они продемонстрировали мастер-класс, как заработать дополнительный срок, не выходя из камеры
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Как судья Аканов поддержал травлю журналиста Ratel.kz
Адвокаты обвиняемых по делу о гибели горняков шахты Костенко с молчаливого согласия суда травят потерпевших
Выброшенный из очереди на жильё инвалид обратился в суд в Петропавловске
Рассмотрение иска к отделу ЖКХ завершилось соглашением о медиации
​​​​​​​Судебный процесс по делу Шерзата завершился дебошем и потасовкой
Стражам порядка пришлось усмирять дебоширов, другие в страхе разбегались
В селе Жымпиты ЗКО похоронили пятерых малышей, отравившихся угарным газом
Все они из одной семьи
Охранник частного агентства избил пьяного мужчину, выдворяя его из гостиницы
За это сам секьюрити оказался на скамье подсудимых
Как ОАЭ используют чужие деньги на укрепление и продвижение своих интересов
В руках у небольшого государства оказались рычаги влияния на две крупнейшие ядерные державы планеты
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.