Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»

3301 просмотров
0
Галия Байжанова
Пятница, 24 Окт 2025, 17:45

Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении

У молодого кинокомпозитора Роберта Зиганшина пока не так много работ, зато почти каждая уже отмечена зрителями. В его портфолио есть и рейтинговые тру-крайм проекты, и камерные драмы. Он не приемлет музыкальных штампов и честно говорит о цене своей любви к искусству. Ratel.kz поговорил с ним о том, почему в сериале «5:32» у каждого маньяка звучит своя тема, как в Казахстане композитора могут позвать за две недели до премьеры и зачем любой музыке в кино нужна концепция.

Мексиканские мотивы для маньяков

– Роберт, чем вы сейчас заняты?

– Готовлюсь к новым проектам. Пишу музыку к хоррору Алишера Утева «Дәстүр 2». Комментировать пока ничего не могу, я еще в процессе, но надеюсь, что получится что-то интересное.

– Часто ли вы расходитесь с режиссерами во мнениях?

– Тут все просто. Я работаю на режиссера, он заказчик, это его фильм, и он решает, какая музыка подходит, а какая нет. Даже если мне материал не сильно нравится, но ему он откликается – значит, цель достигнута. Хотя таких ситуаций у меня обычно нет. У нас, как правило, общие взгляды на материал, ведь если мне не нравится проект или режиссерский стиль, я просто не беру его. Конечно, если совсем нет работы, могу и взять. Но давно такого не было. Сейчас, после всех этих сериалов, у меня работы стало ощутимо больше. От некоторых проектов я уже отказываюсь – просто не успеваю.

– Ваш первый большой проект в Казахстане – музыка к сериалу о маньяках «5:32». В чем была ваша концепция?

– Режиссер проекта Алишер Утев очень любит фильмы Гонсалеса Иньярриту: «21 грамм», «Сука-любовь», «Вавилон». И было ощущение, что он хотел в своем сериале передать такой же дух. Хотя действие у нас происходит не в Мексике, а в Казахстане, но это сработало классно. «Мексиканский» вайб добавил глубины – визуально, эмоционально, музыкально.

– Вдохновлялись мексиканской музыкой?

– Можно и так сказать. У нас был референс – музыка Густаво Сантаолальи, который хоть и аргентинец, но писал для многих фильмов Иньярриту, а еще для «Нарко», The Last of Us. Вдохновившись, я написал свои гитарные темы – они связаны с главным героем, его переживаниями.

– А когда в кадре появлялся маньяк, какая музыка звучала?

– У каждого маньяка была своя тема, потому что они разные. Где-то я шел по логике хорроров – делал диссонансные звуки. В первой серии использовал странный звук: это виолончель, но сильно переработанная. Музыкант скользит смычком по струне вверх-вниз, получается резкий, пронзительный и необычный звук.

Читайте также
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым

«У нас бывает, что к композиторам обращаются за две недели до релиза»

– Говорят, что на казахстанских сериалах чаще всего работают за идею. Это так и у вас?

– Конечно. Над своими сериалами я работал по полгода, но не сказать, что разбогател. Для меня это было неважно, ведь это были мои первые серьезные проекты, и я верил, что они станут событием. Мне очень нравится работать с режиссерами, музыкантами, мы кайфуем от процесса. Если не говорить о деньгах, писать музыку – удовольствие.

– Такая увлеченность прекрасна, но жить-то на что? Семью кормить?

– Вы правы, на жизнь остается немного. Поэтому, наверное, от меня жена и ушла. (Смеется.) Но ее тоже можно понять. Пока работал на имя, жил за счет отца.

– При этом в Казахстане снимают много, композиторы иногда работают без пауз.

– Ну а вы слушали потом их музыку? Всех понимаю, но лично я так не смогу. И не все режиссеры и продюсеры понимают важность музыки. Не люблю, когда к ней относятся как к части постпродакшена. Фильм уже готов, а им просто нужно чем-то «заткнуть» сцену. Интересует одно: «Музыка готова?» Они даже не обсуждают. Им это не важно.

– То есть вы не стремитесь к конвейеру ради денег?

– Хочу зарабатывать, но по-другому. Я лучше буду делать меньше, но дороже, чем устраивать конвейер. Хотя и тут ограничен: бюджеты у нас небольшие. Если я поставлю слишком высокую цену, найдут другого. Но просто забивать эфир я не хочу. От такого устаю.

– Бывает ли, что вы устаете от звуков вообще?

– Могу отдыхать. Но, если честно, редко. Всегда слушаю музыку: когда чищу зубы, принимаю душ. Обязательно что-то включаю. Я подпитываюсь музыкой, беру идеи.

– Говорят, Эннио Морриконе писал музыку еще до начала съемок, чтобы актеры шли «в ритм»?

– Да. Для «Хорошего, плохого, злого» он сначала написал музыку, потом снимали фильм. Некоторые композиторы пишут параллельно с монтажом, и под музыку монтируют картину. Но бывает и так: все готово, остается две недели до релиза. «Вот сюда напиши, сюда и сюда». Референсы есть, ты просто копируешь. Это неинтересно, стрессово, не творчески. Мне хочется присутствовать в проекте с самого начала.

– Получается?

– Я стараюсь. Хочу, чтобы каждый проект был осмысленным и особенным. Поэтому мне все сложнее писать. Я пытаюсь впитать больше, сделать что-то такое, чего, желательно, никто не делал. Каждый раз у меня куча набросков, заготовок по тембрам.

– Что значит «заготовки по тембрам»?

– Это наборы звуковых библиотек. Любой кинокомпозитор проводит половину жизни, прослушивая библиотеки. Нужно понимать, какие звуки существуют, что можно сочетать. Бюджеты маленькие, живые записи – редкость. Нужно сделать, чтобы не звучало дешево и искусственно. Я такие штуки заготавливаю. Вот моя цель – привлечь к этому внимание. Показать, что можно глубже, концептуальнее. Тогда и цены будут подниматься. Люди просто не понимают, сколько это труда.

– В сериале «1286» вы используете хор. Почему?

– Хор – важная часть музыкального языка этого сериала, как и органная музыка. Это вызывает сильные эмоции: ощущение чего-то огромного и одновременно человеческого, подчеркивает чувство общности. Будто Бог говорит со всеми нами. И это есть в нашем культурном коде. Там есть записанный хор и электронно сгенерированный.

«У композиторов должна быть своя концепция»

– За кем из композиторов вы следите?

– Мой role model – канадец Кристобаль Тапия де Веер, написавший музыку к «Белому Лотосу», «Babygirl» и другим картинам. Он работает в разных жанрах, без гигантских оркестров и пафоса. Очень креативно. Живет в лесу, сидит один за компьютером и делает стильные, оригинальные вещи с минимальными затратами. Это моя мечта: минимум расходов, максимум вкуса. Еще мне нравится английский композитор Дэниел Пембертон. Она написал музыку к историям о Спайдермене, в частности к «Через Вселенные». Там все сделано необычно: он записал оркестр, перегнал на винил и скретчил. Скретч использовал как художественный прием для переходов между вселенными. Круто до невозможности. Гениально. Люблю, когда у композиторов есть концепция.

Читайте также
От веб-драмы до блокбастера: путь казахстанского кинооператора

– У вас всегда есть концепция?

– Да, это важно. Без этого серьезный проект я не начинаю. Я читаю сценарий, разговариваю с режиссером, понимаю, о чем фильм. И только когда весь мир картины у меня в голове, придумываю единую концепцию, музыкальный язык. Казалось бы, базовая вещь, но не все работают так. Бывает, в фильме нет единого стиля, есть несколько тем и все вразнобой. По мне так это не музыкальный язык, а шизофрения. Люблю, когда все связано: выбираю набор инструментов, определяю главную тему и обыгрываю ее по-разному. Даже если где-то она звучит весело, где-то тревожно. Люблю последовательность. В идеале говорить меньше, но чтобы каждое слово имело смысл.

«Я вырос в творческой семье. Папа дал мне все»

– У вас был проект, где в рекламе вы использовали колыбельную в исполнении Акмарал Мерген. Как родилась идея?

– Это был праздничный проект к Наурызу. Друзья из Plan B Production устроили фотосессию в ауле, получились живописные фото. Я думал о концепции и понял, что в Наурыз хочется говорить об обновлении, новой жизни. Вспомнил детство у бабушки в селе на юге Кыргызстана и захотел привнести что-то «детское». Взял колыбельную, попросил Акмарал спеть и потом грубо порезал запись на фрагменты. Эти обрывки появлялись весь ролик, а в конце складывались в последнюю строчку песни. Хотел, чтобы это было похоже на весенний ветер, который приносит обрывки слов, может, голос мамы. Получилось необычно, «артово».

– Расскажите о семье. Похоже, ваш отец оказал большое влияние. Чем он занимается?

– Отец привил любовь к музыке, дал хорошее образование. У него своя типография, по образованию он инженер-строитель по железобетонным конструкциям. Двадцать лет преподавал в университете в Усть-Каменогорске. Мы до сих пор живем вместе.

Мама живет в другой части дома. У нас такой «твин-хаус». Дом поделен на две половины – на меня и брата. Я живу с папой, брат с мамой. Родители разведены лет двадцать, но отношения сохранили. Мы отмечаем праздники, дни рождения, Новый год вместе. Можем собраться на завтрак у мамы. Брат дизайнер. Окончил КАЗГАСА, потом Вестминстерский университет в Лондоне на фотографа. Сейчас работает арт-директором в папиной типографии. Параллельно интересуется режиссурой – берет курсы у Амира Каракулова.

– Напишете музыку для его фильма?

– Когда он его снимет, тогда и посмотрим. (Смеется.)

Фото: Oyu Special

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента