Чиновники игнорируют предписания прокуроров по запрету строительства в опасной зоне аэропорта Тараза
Юрист и эксперт Агентства по противодействию коррупции Бакытжан БАЗАРБЕК накопал очередную порцию документов по фактам незаконной выдачи земельных участков в зоне аэропорта. На этот раз речь идет о Международном аэропорте Аулие-Ата города Тараза.
Напомним, сразу после катастрофы 27 декабря в 07:22 рейса Z2100 самолета Fokker-100 авиакомпании BekAir, в которой погибло 12 человек, Базарбек первым поднял вопрос законности продажи земельных участков в санитарной зоне Международного аэропорта Алматы. И хотя злые языки поспешили заявить, что юрист таким способом уводит от ответственности руководство авиакомпании BekAir, он продолжил своё расследование, которое ещё многих заставит поволноваться. Тем более, что следственная группа в рамках расследования авиакатастрофы рассматривает и земельный вопрос.
- Установлено, что в 2015-2019 годах должностные лица акимата Талгарского района, злоупотребляя своими должностными полномочиями, выносили незаконные решения о предоставлении земельных участков в санитарной защитной зоне аэропорта для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для жилого строительства, - сообщил 10 января на брифинге заместитель премьер-министра Роман СКЛЯР.
Затем, когда в Павлодаре сгустились тучи над акимом Павлодарской области Булата БАКАУОВЫМ, в руках юриста оказались интересные бумаги относительно земельного участка под Баянаульским аэродромом. Как оказалось, он представляет собой пастбищные угодья крестьянского хозяйства, за которым не числится ни одной головы скота.
Руководитель Департамента Агентства по противодействию коррупции по Павлодарской области Айдар ТАСТЕМИРОВ сообщил корреспонденту Ratel.kz Ольге ВОРОНЬКО, что поражен расследованием юриста Бакытжана, касающемся баянаульского аэродрома.
- Этот юрист прекрасно во всем разобрался и все разложил по полочкам! Мне самому для того, чтобы так разобраться и прийти к таким же выводам, пришлось обращаться к группе специалистов, – восхитился Тастемиров.
И вот теперь новая порция интересных документов, которые предоставил Бакытжан Базарбек, станет достоянием общественности.
- В своем обращении к Комитету гражданской авиации и акимату Жамбылской области транспортные прокуроры четко указывают на нарушения в санитарной зоне Международного аэропорта Аулие-Ата города Тараза. Ещё в 2017 году они писали, что за последние два года без разрешения в радиусе 15 километров от контрольной точки аэропорта построено 17 (!) объектов - жилые массивы, многоэтажные дома, монументы, производственные помещения и даже школы.Также вблизи аэропорта размещено пять (!) мест выброса пищевых отходов - звероводческие фермы и скотобойни, которые представляют реальную угрозу безопасности полетов, так как создают массовое скопление птиц, - комментирует информацию в документах Бакытжан Базарбек.
Кстати, в 2013 году на полную реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Аулие-Ата Тараза из республиканского бюджета было потрачено более 4,7 миллиарда тенге. Однако из-за интенсивного использования фермерами поливного земледелия на участках возле воздушной гавани, имеет место высокий уровень грунтовых вод. Это приводит к образованию трещин на взлётно-посадочной полосе, просадке фундамента вспомогательных зданий и сооружений аэропорта, на реконструкцию которых в 2013 году было потрачено более 2,8 миллиарда тенге частных инвестиций, а также заполняет коммуникационные колодцы, в которых находятся кабели, питающие светосигнальную систему взлетной полосы. Возделывание земель способствует и увеличению концентрации птиц, что создает прямую угрозу безопасности полетов.
Всё это сотрудники транспортной прокуратуры указывали в своих предписаниях с 2015 года в различные госорганы и даже проводили совещания с местными чиновниками.
- Судя по документам, транспортные прокуроры и руководство аэропорта неоднократно направляли письма на имя акимов города Тараз и Жамбылского района о необходимости согласования перед началом возведения любых объектов в санитарной зоне. Однако местный исполнительный орган самоустранился от выполнения своих прямых обязанностей, ставя при этом под угрозу жизнь людей и безопасности полетов. И хотя прокуроры в своих письмах указывают, что сложившая ситуация вокруг воздушной гавани Жамбылской области может привести к необратимым последствиям, чиновники до сих пор продолжают выдавать разрешения на размещение объектов без прохождения процедур согласования, которые предписаны законом, - констатирует юрист.
Письмо председателю Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициями развитию Республики Казахстан Талгату ЛАСТАЕВУ, казалось, должно было возыметь незамедлительную реакцию: должны были начаться проверки и поиски виновных лиц. И, главное –необходимо было срочно добиться устранения нарушений ради обеспечения безопасности работы аэропорта. Но, по словам Бакытжана, ведомство ограничилось лишь ответом:
- Все закончилось только письмом, в котором Комитет гражданской авиации разъяснил, что по результатам обследования владельцы объектов в санитарной зоне аэропорта будут предупреждены о необходимости устранения нарушений, а в случае неустранения нарушений, к ним будут приняты меры административной ответственности. А выдача местными исполнительными органами земельных участков на приаэродромной территории без разрешения, оказывается, производится из-за отсутствия требования по выдаче разрешений в нормативных документах в сфере земельных отношений, архитектуры и градостроительства, которыми руководствуются местные исполнительные органы.
Бакытжан Базарбек отмечает, что вся переписка показывает, что местным исполнительным органам наплевать на предписания транспортных прокуроров:
- Местные исполнительные органы формально относятся к соблюдению санитарных норм и СНиПов. Коррупция в сфере выдачи разрешений на строительство в зоне аэропорта города Тараз достигла высочайшего уровня. Село Куншагал находится всего в 40 метрах от границы аэропорта! Нужна очередная трагедия? Выходит, если её нет, то чиновникам наплевать на безопасность и пассажиров, и жителей региона, которым они выдают разрешения на строительство в опасной зоне. Документы, которые мне попали в руки – ещё одно подтверждение коррупции в сфере земельных отношений. Более того, они показывают беззубость системы надзора за исполнением законов. Аким Жамбыльской области и города Тараз никак не реагируют на предписания прокуроров, хотя те заваливают ими все инстанции с 2015 года. Чиновники областного управления по контролю и охране земель должны были сразу же подать иски в суд и остановить процесс выдачи участков в зоне аэропорта. Но ничего не было сделано!
По словам Бакытжана, сразу после того, как он опубликовал пост на своей странице Facebook о наличии у него пакета документов по аэропорту Тараза, ему тут же позвонили. Но звонящие больше всего интересовались не проблемой незаконного строительства, а тем, откуда у юриста эта переписка транспортных прокуроров.
- Судя по отпискам, которые чиновники давали транспортным прокурорам, они думают, что проблема их не заденет. Но мы откроем глаза на тот беспредел, который творится с выдачей земли возле аэропорта в Жамбыльской области! Аким области, города Тараза, сельских округов, руководители отделов строительства и земельных отношений – все должны понести ответственность за допущенные нарушения! Если надо, мы привлечём внимание президента, Агентства по противодействию коррупции не только в Алмате и Таразе, но и в других городах Казахстана. Наши граждане не должны гибнуть из-за коррупционеров, которые в обход закона продают земли вокруг аэропортов! – заявил в конце беседы Бакытжан Базарбек.
Как показал анализ Ratel.kz, в Казахстане почти у половины аэропортов в санитарной зоне земельные участки проданы под частную застройку. Но, похоже, пока только Бакытжан Базарбек занимается расследование вопроса законности выдачи земельных участков в санитарной зоне казахстанских аэропортов.
Фото: Бакытжан Базарбек, google.com, informburo.kz.