Суд назначил новую экспертизу для определения объёма и качества выполненных работ на стратегическом объекте
После публикации Ratel.kz серии материалов под общим названием "Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования" часть 1, часть 2 и часть 3 о том, как АО "К-Дорстрой" производило капитальный ремонт военного аэродрома "Жетиген" по заказу РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан", в редакцию обратилась группа работников, которая трудилась на объекте. По словам строителей, им не заплатило АО "К-Дорстрой" за выполненную работу. И это при том, что 29 июня 2022 года АО "К-Дорстрой" был выплачен аванс в размере 1,036 млрд тенге.
Все обращения в госорганы со стороны работников игнорируются, хотя они обращались в отдел труда и соцзащиты по месту выполнения работ и даже писали в министерство труда. Сейчас строители объединились в чате, чтобы добиться выплаты задолженности по заработной плате и отчислениям в ЕНПФ. Пока это они делают собственными силами, но в юридических тонкостях, как вы понимаете, рабочие не сильны. Потому их футболят все инстанции.
Между тем о том, что строители, которые занимались капитальным ремонтом военного аэропорта, не получили заработную плату, известно даже в суде. Дело в том, что сейчас в Специализированном межрайонном экономическом суде города Астаны рассматривается иск АО "К-Дорстрой" к РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан" о признании актов выполненных работ действительными. Третьими лицами по делу привлечены ТОО "Астана-Технадзор" и ТОО "Сигнальные линии", которые отвечали за технический надзор.
Напомним, 10 апреля 2020 года между сторонами был заключен договор №36 на выполнение работ по капитальному ремонту элементов летного поля аэродрома "Жетыген" Илийского района Алматинской области. Общая стоимость работ, с учетом дополнительного соглашения №36/2 от 10 октября 2022 года, составила более 23,94 млрд тенге.
В декабре 2022 года АО "К-Дорстрой" были составлены акты выполненных работ №9, 10, 11, 12 за декабрь 2022 года на общую сумму 386,7 млн, которые, по их заверениям, приняты авторским и техническим надзором и 19 декабря 2022 года отправлены РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан". Однако заказчик акты не подписал.
По ходатайству АО "К-Дорстрой" 10 февраля 2023 года судом в рамках гражданского дела назначена судебная строительно-экономическая экспертиза, которая была поручена эксперту ТОО "Прогресс Консалтинг". 27 марта 2023 года заключение было изготовлено. В нём эксперт подтвердил объемы и виды работ по актам выполненных работ №9, 10, 11, 12 за декабрь 2022 года на общую сумму 386,7 млн тенге и соответствие строительным нормам и правилам.
Однако ТОО "Астана-Технадзор", отвечающее за технический надзор на объекте, с выводами эксперта не согласилось, указав на ряд грубейших нарушений.
Например, эксперт использовал устаревшие нормативы: СН РК 1.04-26-2011 "Реконструкция, капитальный и текущий ремонт жилых и общественных зданий" и СН РК 1.03-00-2011 "Строительное производство. Организация строительства предприятий, зданий и сооружений", которые отменены 22 июня 2022 года. Вместо них в 2022 году введены новые - СН РК 1.04-26-2022 и СН РК 1.03-00-2022.
Также в заключении эксперта представлены акты выполненных работ за декабрь 2022 года на общую сумму 386,7 млн тенге, которые не являются действительными, так как не подписаны заказчиком и представителями технического надзора.
В разделе 6 заключения "Выезд на место и экспертный осмотр объекта(-ов) исследования" при описании характеристики строительной площадки неправильно отражено состояние и не сделаны соответствующие выводы. Кроме того, при обследовании объекта экспертом не применялись геодезические приборы и инструменты, что является нарушением проведения строительной экспертизы и подтверждения выполненных объемов работ. Также не учтены требования технологии производства работ.
В разделе "Описание общих характеристик участка строительства" заключения эксперта специалисты ТОО "Астана-Технадзор" обнаружили несоответствующие действительности факты. К примеру, процесс монтажа плит не завершен: отсутствуют местами сварные швы, и швы гидроизоляции не выполнены. Технологический процесс также не завершен в процессе монтажа плиты ПАГ-18 и устройства геокомпозита. Нарушен технологический процесс снятия плодородного слоя почвы, разработки грунта с доуплотнением основания с правой стороны.
"Также в заключении указано, что на территории объекта вдоль летного поля складируются 246 шт. плит ПАГ-14. Вдоль летного поля находятся всего 25 шт ПАГ-14..., оставшиеся 220 шт уложены на взлётно-посадочную полосу. Отсюда следует, что эксперт не находился на территории взлетного поля", - указали в суде специалисты ТОО "Астана-Технадзор".
О том, что эксперт не посещал аэродром, по мнению ТОО "Астана-Технадзор", указывает и тот факт, что для посещения объекта экспертом не был направлен запрос или выдано письменное обращение к техническому надзору о предоставлении информации о предписаниях технического надзора и предоставления журнала с замечаниями, а также не был опрошен эксперт технического надзора.
"Эксперт при проведении обследования не имел опыта по строительству аэродромов и взлётно-посадочных полос и, соответственно, не знал технологии строительства аэродромов и взлётно-посадочных полос или не ознакомился с проектом, поэтому он не учёл, что при выполнении всех работ на объекте, и в частности ИВВП, БПБ, ПСП, грунтовое сопряжение, ремонт существующего покрытия ИВПП, ни один технологический процесс строительства не был завершён и не доведен до завершения, согласно проекту. То есть по вине генерального подрядчика АО "К-Дорстрой" ни один из объектов не был завершён, хотя на площадке имелись материалы и техника, но отсутствовали люди и ИТР состав, так как генеральный подрядчик не производил оплату заработной платы рабочим и отсутствовали горюче-смазочные материалы. В связи с этим вывод о подписании актов выполненных работ считаем невозможным, соответственно и материалы, применённые при проведении работ и завезенные на площадку, не применяются без законченных процессов согласно технологии строительно-монтажных работ", - говорится в постановлении суда.
Суд определением от 12 апреля 2023 года назначил повторную судебную строительно-экономическую экспертизу. На этот раз её поручено провести экспертам Республиканской палаты судебных экспертов по г. Алматы, Алматинской и Жетысуской области.
На разрешение экспертов суд поставил два вопроса.
Первый - соответствуют ли объемы и виды выполненных работ по капитальному ремонту элементов летного поля аэродрома "Жетыген" Илийского района Алматинской области по односторонне подписанным актам выполненных работ №9, 10, 11, 12 за декабрь 2022 года на общую сумму 386,7 млн тенге договору от 10 апреля 2020 года и дополнительному соглашению к договору от 10 октября 2022 года?
Второй - соответствуют ли работы, выполненные АО "К-Дорстрой" на объекте "Капитальный ремонт элементов летного поля аэродрома "Жетыген" Илийского района Алматинской области", строительным нормам и правилам Республики Казахстан?
При этом суд отдельно указал в постановлении, что экспертизу необходимо провести с обязательным участием представителей сторон и технического надзора. Также в судебном акте оговорено, что, "если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать их в своем заключении".
Так что после повторной экспертизы, вполне вероятно, могут возникнуть новые вопросы к АО "К-Дорстрой".
Кстати, в судебный процесс можно было бы вызвать и тех самых строителей, которые выполняли работы на аэродроме. Они уж точно знают, что там сделано, ведь им за это не заплатили. Глядишь, у прокуроров будет повод провести проверку и добиться выплаты задолженности по заработной плате и пенсионных отчислений для работников АО "К-Дорстрой".
Фото Григория Беденко.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!