АО "К-Дорстрой" не заплатило рабочим за ремонт военного аэродрома "Жетиген"

6110 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Пятница, 14 Апр 2023, 18:00

Суд назначил новую экспертизу для определения объёма и качества выполненных работ на стратегическом объекте

После публикации Ratel.kz серии материалов под общим названием "Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования" часть 1, часть 2 и часть 3 о том, как АО "К-Дорстрой" производило капитальный ремонт военного аэродрома "Жетиген" по заказу РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан", в редакцию обратилась группа работников, которая трудилась на объекте. По словам строителей, им не заплатило АО "К-Дорстрой" за выполненную работу. И это при том, что 29 июня 2022 года АО "К-Дорстрой" был выплачен аванс в размере 1,036 млрд тенге.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-1

Все обращения в госорганы со стороны работников игнорируются, хотя они обращались в отдел труда и соцзащиты по месту выполнения работ и даже писали в министерство труда. Сейчас строители объединились в чате, чтобы добиться выплаты задолженности по заработной плате и отчислениям в ЕНПФ. Пока это они делают собственными силами, но в юридических тонкостях, как вы понимаете, рабочие не сильны. Потому их футболят все инстанции.

Между тем о том, что строители, которые занимались капитальным ремонтом военного аэропорта, не получили заработную плату, известно даже в суде. Дело в том, что сейчас в Специализированном межрайонном экономическом суде города Астаны рассматривается иск АО "К-Дорстрой" к РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан" о признании актов выполненных работ действительными. Третьими лицами по делу привлечены ТОО "Астана-Технадзор" и ТОО "Сигнальные линии", которые отвечали за технический надзор.

Напомним, 10 апреля 2020 года между сторонами был заключен договор №36 на выполнение работ по капитальному ремонту элементов летного поля аэродрома "Жетыген" Илийского района Алматинской области. Общая стоимость работ, с учетом дополнительного соглашения №36/2 от 10 октября 2022 года, составила более 23,94 млрд тенге.

В декабре 2022 года АО "К-Дорстрой" были составлены акты выполненных работ №9, 10, 11, 12 за декабрь 2022 года на общую сумму 386,7 млн, которые, по их заверениям, приняты авторским и техническим надзором и 19 декабря 2022 года отправлены РГУ "Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан". Однако заказчик акты не подписал.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-2

По ходатайству АО "К-Дорстрой" 10 февраля 2023 года судом в рамках гражданского дела назначена судебная строительно-экономическая экспертиза, которая была поручена эксперту ТОО "Прогресс Консалтинг". 27 марта 2023 года заключение было изготовлено. В нём эксперт подтвердил объемы и виды работ по актам выполненных работ №9, 10, 11, 12 за декабрь 2022 года на общую сумму 386,7 млн тенге и соответствие строительным нормам и правилам.

Однако ТОО "Астана-Технадзор", отвечающее за технический надзор на объекте, с выводами эксперта не согласилось, указав на ряд грубейших нарушений.

Например, эксперт использовал устаревшие нормативы: СН РК 1.04-26-2011 "Реконструкция, капитальный и текущий ремонт жилых и общественных зданий" и СН РК 1.03-00-2011 "Строительное производство. Организация строительства предприятий, зданий и сооружений", которые отменены 22 июня 2022 года. Вместо них в 2022 году введены новые - СН РК 1.04-26-2022 и СН РК 1.03-00-2022.

Также в заключении эксперта представлены акты выполненных работ за декабрь 2022 года на общую сумму 386,7 млн тенге, которые не являются действительными, так как не подписаны заказчиком и представителями технического надзора.

В разделе 6 заключения "Выезд на место и экспертный осмотр объекта(-ов) исследования" при описании характеристики строительной площадки неправильно отражено состояние и не сделаны соответствующие выводы. Кроме того, при обследовании объекта экспертом не применялись геодезические приборы и инструменты, что является нарушением проведения строительной экспертизы и подтверждения выполненных объемов работ. Также не учтены требования технологии производства работ.

Читайте также
Как страховая компания "Халык" и "К-Дорстрой" фальсифицировали договоры страхования ГПО-3

В разделе "Описание общих характеристик участка строительства" заключения эксперта специалисты ТОО "Астана-Технадзор" обнаружили несоответствующие действительности факты. К примеру, процесс монтажа плит не завершен: отсутствуют местами сварные швы, и швы гидроизоляции не выполнены. Технологический процесс также не завершен в процессе монтажа плиты ПАГ-18 и устройства геокомпозита. Нарушен технологический процесс снятия плодородного слоя почвы, разработки грунта с доуплотнением основания с правой стороны.

"Также в заключении указано, что на территории объекта вдоль летного поля складируются 246 шт. плит ПАГ-14. Вдоль летного поля находятся всего 25 шт ПАГ-14..., оставшиеся 220 шт уложены на взлётно-посадочную полосу. Отсюда следует, что эксперт не находился на территории взлетного поля", - указали в суде специалисты ТОО "Астана-Технадзор".

О том, что эксперт не посещал аэродром, по мнению ТОО "Астана-Технадзор", указывает и тот факт, что для посещения объекта экспертом не был направлен запрос или выдано письменное обращение к техническому надзору о предоставлении информации о предписаниях технического надзора и предоставления журнала с замечаниями, а также не был опрошен эксперт технического надзора.

"Эксперт при проведении обследования не имел опыта по строительству аэродромов и взлётно-посадочных полос и, соответственно, не знал технологии строительства аэродромов и взлётно-посадочных полос или не ознакомился с проектом, поэтому он не учёл, что при выполнении всех работ на объекте, и в частности ИВВП, БПБ, ПСП, грунтовое сопряжение, ремонт существующего покрытия ИВПП, ни один технологический процесс строительства не был завершён и не доведен до завершения, согласно проекту. То есть по вине генерального подрядчика АО "К-Дорстрой" ни один из объектов не был завершён, хотя на площадке имелись материалы и техника, но отсутствовали люди и ИТР состав, так как генеральный подрядчик не производил оплату заработной платы рабочим и отсутствовали горюче-смазочные материалы. В связи с этим вывод о подписании актов выполненных работ считаем невозможным, соответственно и материалы, применённые при проведении работ и завезенные на площадку, не применяются без законченных процессов согласно технологии строительно-монтажных работ", - говорится в постановлении суда.

Суд определением от 12 апреля 2023 года назначил повторную судебную строительно-экономическую экспертизу. На этот раз её поручено провести экспертам Республиканской палаты судебных экспертов по г. Алматы, Алматинской и Жетысуской области.

Читайте также
Из-за ковида и войны в Украине у минобороны Казахстана возникли сложности с обслуживанием самолётов С-295М

На разрешение экспертов суд поставил два вопроса.

Первый - соответствуют ли объемы и виды выполненных работ по капитальному ремонту элементов летного поля аэродрома "Жетыген" Илийского района Алматинской области по односторонне подписанным актам выполненных работ №9, 10, 11, 12 за декабрь 2022 года на общую сумму 386,7 млн тенге договору от 10 апреля 2020 года и дополнительному соглашению к договору от 10 октября 2022 года?

Второй - соответствуют ли работы, выполненные АО "К-Дорстрой" на объекте "Капитальный ремонт элементов летного поля аэродрома "Жетыген" Илийского района Алматинской области", строительным нормам и правилам Республики Казахстан?

При этом суд отдельно указал в постановлении, что экспертизу необходимо провести с обязательным участием представителей сторон и технического надзора. Также в судебном акте оговорено, что, "если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать их в своем заключении".

Так что после повторной экспертизы, вполне вероятно, могут возникнуть новые вопросы к АО "К-Дорстрой".

Кстати, в судебный процесс можно было бы вызвать и тех самых строителей, которые выполняли работы на аэродроме. Они уж точно знают, что там сделано, ведь им за это не заплатили. Глядишь, у прокуроров будет повод провести проверку и добиться выплаты задолженности по заработной плате и пенсионных отчислений для работников АО "К-Дорстрой".

Фото Григория Беденко.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером