А в Усть-Каменогорске в это же время перевозчики выразили готовность обновить свой подвижной состав
Ситуация с перевозками в крупных городах Восточного Казахстана продолжает накаляться. В судебном кабинете появилось решение специализированного межрайонного экономического суда города Нур-Султана по иску акционерного общества "Фонд развития промышленности" к товариществу с ограниченной ответственностью "SemeyBus". Третьими лицами выступали: аппарат акима Восточно-Казахстанской области, аппарат акима города Семей, ТОО "СемАЗ"; ТОО "DaewooBus Kazakhstan" и отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея. Истец требовал изъять у ответчика предмет лизинга, то есть десятки автобусов казахстанской сборки.
В ходе судебных заседаний каждая из сторон объясняла своё мнение по отношению к этому вопросу. АО "Фонд развития промышленности" представил данные о том, что между ним и ТОО "SemeyBus" был заключен договор финансового лизинга, по которому приобрели 170 автобусов стоимостью 4 миллиарда 135 миллионов тенге. По графику лизинговых платежей с 21 мая 2019 года нужно было погашать по 44 миллиона 490 тысяч тенге ежемесячно.
"С 21 января 2020 года ответчик находится на просрочке. 15 апреля 2021 года лизингополучателю объявлен экономический дефолт и проект признан проблемным. 16 апреля 2021 года ответчику направлено уведомление с требованиями об изъятии предметов лизинга. Количество дней просрочки оплаты задолженности составило более 440, по состоянию на 16 апреля 2021 года имеется задолженность в размере 4 миллиарда 251 миллион тенге. В целях досудебного урегулирования спора неоднократно направлялись уведомления о наличии просроченной задолженности, а также предупреждения о возможном истребовании предметов лизинга, которые оставлены без внимания", - говорится в документах.
ТОО "SemeyBus" апеллировало к тому, что, заключая договор финансового лизинга, истец и ответчик понимали, что автобусы приобретаются для осуществления регулярных перевозок пассажиров в Семее по социально значимым, то есть нерентабельным, маршрутам. Договор заключался еще до начала осуществления ответчиком какой-либо деятельности, и ТОО "SemeyBus" не обладало какими-либо активами, которые могли быть использованы для покрытия убытков в случае финансовых проблем. Стороны понимали, что доходов, получаемых от пассажиров по утвержденному акиматом убыточному тарифу будет недостаточно для осуществления лизинговых платежей, и без выплаты ответчику местным исполнительным органом установленных законодательством бюджетных субсидий, обслуживать обязательства по договору лизинга будет невозможно. Поэтому ответчик просил в иске отказать.
Аппарат акима ВКО направил письменный отзыв, в котором не отрицает факта наличия длительной просрочки по платежам и считает, что доводы лизингополучателя об отсутствии субсидирования государством убытков кредитора "являются несостоятельными, поскольку субсидирование не вытекает из условий договора финансового лизинга, а связано вопросами выделения средств из бюджета, которые не рассчитаны на погашение платежей перевозчика по договору лизинга, просит иск удовлетворить".
Аппарат акима Семея заявил, что обязательства местного исполнительного органа по субсидированию за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров, возникают после включения маршрута в перечень социально-значимых сообщений определяемый местным представительным органом.
8 апреля 2021 года на субсидирование социально-значимых маршрутов города выделено 500 миллионов тенге, при этом, погашение задолженности предыдущего периода за 2019-2020 годы за счет субсидий не представляется возможным. Также, по версии чиновников, у ТОО "SemeyBus" за период деятельности образовалась задолженность в размере 2 051 700 тенге, после чего ТОО "SemeyBus" потребовало поддержку в виде субсидий в размере 3,5 миллиарда тенге ежегодно и повышение тарифа, то есть, только за год предприятие требовало объем субсидий, равный стоимости всего проекта, что для государства экономически нецелесообразно.
Уже в ходе судебного разбирательства представитель ответчика объяснил суду, что в целях обеспечения акиматами субсидирования убытков ответчика, между акиматом Восточно-Казахстанской области, акиматом г.Семей, истцом, ответчиком и производителями автобусов ТОО "СемАЗ" и ТОО "DaewooBus Kazakhstan" было заключено соглашение о поддержке проекта "Обновление общественного транспорта в городе Семей" от 24 декабря 2018 года. Там было прописано, что в случае предоставления низкорентабельных социально значимых маршрутов нужно будет обеспечить соответствующий уровень субсидирования убытков перевозчиков; утвердить тарифы на регулярные перевозки пассажиров с дальнейшим обеспечением субсидирования убытков перевозчиков, связанных с обслуживанием социально-значимых маршрутов регулярных автомобильных перевозок пассажиров, а также компенсации стоимости билетов по группам пассажиров с льготным статусом и т.д. Акиматы свои обязательства в рамках соглашения по субсидированию убытков ответчика, связанных с осуществлением социально значимых перевозок не выполнили, вина ответчика в образовании задолженности по лизинговым платежам отсутствует, поскольку считают, что вина лежит на акиматах года Семей и ВКО, возможность погашения задолженности по договору лизинга еще не утрачена.
Впрочем, это мало повлияло на итог процесса, так как, по мнению суда, такой подход к вопросу исполнения обязательств по договору является неверным по фундаментальной стороне, поскольку, исходя из общих положений гражданского законодательства, юридическое лицо должно ориентировать свой бизнес таким образом, чтобы иметь возможность обслуживать свои обязательства перед кредиторами и иными третьими лицами за счет своей основной операционной деятельности.
"При этом, государственные субсидии являются инструментом восполнения убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров и не предназначены напрямую для аккумулирования доходной части предприятия и погашения ежемесячных платежей перед лизингодателем в объеме 100%. Ответчиком, при позиционировании проблем с субсидированием и виной акиматов, суду не представлены достаточные доказательства того, что им были совершены исчерпывающие действия и меры по разрешению указанных вопросов, в том числе в судебном порядке.
Из многочисленных ходатайств о приостановлении производства по настоящему делу следует, что ТОО "SemeyBus" начало инициировать судебные процессы в СМЭС ВКО, лишь после объявления ему экономического дефолта и наступлении реального прогноза утраты предметов лизинга на основании условий договора. Анализ перечисленного показывает, что доводы ответчика о возложении полной вины на акиматы являются несостоятельными", - написано в официальном документе.
В итоге суд решил: исковое заявление АО "Фонд развития промышленности" к ТОО "SemeyBus" об истребовании предмета лизинга удовлетворить и истребовать у ответчика все взятые в лизинг автобусы. Апелляционные жалоба, ходатайство прокурора могут быть поданы в течение одного месяца со дня вынесения решения. Совпадение или случайность, но во вторник, 22 июня, работники предприятия устроили очередную забастовку и автобусы не вышли на линию. За разъяснением ситуации мы обратились к директору ТОО Болату КИЛИШБЕКОВУ.
- Конечно, будет апелляция на решение суда с нашей стороны, но перевозить народ как-то нужно, поэтому мы предполагаем и дальше выводить автобусы на маршруты. Но конкретно сегодня водители и кондукторы отказались выезжать на линию, и мы ничего с этим не смогли поделать, приехали все структуры с ними беседовать заинтересованные, но добиться в итоге ничего не удалось, как будет завтра, я сказать не могу, - сказал он.
Кстати, буквально неделю назад, в среду, 16 июня, работники перевозчика тоже устраивали забастовку и вышли на маршруты только после долгих уговоров. В результате крайними остались простые горожане, которые не смогли уехать на работу и по делам.
Ratel.kz писал о том, что несколько месяцев в Семее набирает обороты скандал, связанный с противостоянием автопарка, практически наполовину принадлежащего государству. В середине апреля администрация Семея разорвала контракт с крупным перевозчиком, почти половина активов которого принадлежит самому акимату. Вообще же, конфликт между сторонами длится уже не первый месяц и никак не решается. В начале апреля первый заместитель акима ВКО Алмасхан СМАТЛАЕВ и аким Семея Нурымбет Сактаганов представили свою версию, почему сферу общественного транспорта города может охватить коллапс.
Первый заместитель акима ВКО утверждал, что причиной всему неэффективный менеджмент, так как работникам предприятия периодически задерживают заработную плату. Также растёт долг перед Управлением госдоходов, в результате чего счета компании могут арестовать. Директор ТОО "SemeyBus" парировал выпады чиновников из акимата Восточного Казахстана в адрес компании. В своей речи Болат КИЛИШБЕКОВ заявил, что в шоке от озвученной на конференции чиновников информации. А на днях во время большой пресс-конференции перевозчики предъявили финансово-экономические данные автопарка, которые показали, что предприятие находится в критической ситуации.
В субботу, 19 июня, автобусы пропали с улиц Усть-Каменогорска. Десятки автобусов перевозчиков областного центра собрались на одной из конечных остановок и отказались обслуживать маршруты, пока с их транспортных средств не уберут установленные туда валидаторы для электронного билетирования.
Во вторник, 22 июня, пресс-служба акима Восточного Казахстана сообщила, что глава региона встретился с крупнейшими автопарками и они заявили о том, что намерены существенно обновить свой подвижной состав, чего не делалось уже давно. По странному совпадению, прозвучали эти слова лишь после того, как стало известно об итогах суда в Нур-Султане с участием перевозчика из Семея.
"Другой важный вопрос – обновление автобусного парка. Закуп нового транспорта обеспечит комфорт, соблюдение условий конкурсов на обслуживание маршрутов и, в первую очередь, безопасность пассажиров. Некоторые компании областного центра намерены приобрести технику в лизинг, тем более, что государство и ЕБРР готовы оказать поддержку.
По итогам встречи достигнута договоренность: перевозчики составят план развития своей отрасли, в который помимо прочего будут включены предложения по изменению маршрутов, а также механизмы обновления подвижного состава автопарков. Следующая встреча состоится через два месяца, на ней планируется перейти к конкретным решениям", - рассказали в акимате.
Директор ТОО "VOSCA" Канат КАЛЕЛОВ заявил, что перевозчики задали вопросы по поводу обновления автобусов и субсидирования и получили обнадёживающие и конкретные ответы.
"Сейчас есть возможность приобретать автобусы в лизинг, обновлять подвижной состав, должно решиться всё за два месяца. По поводу электронного билетирования у нас бывают вопросы, но это мировое требование, это необходимо, это очень удобно, нужно переходить, думаю, мы это в течение двух, трёх недель отладим и будем работать", - сказал он.
Всё это удивительно напоминает события и разговоры двухлетней давности из Семея, когда и перевозчики, и чиновники были оптимистичны в своих прогнозах. В итоге получилось то, что получилось.
Повторится ли в итоге история Семея в Усть-Каменогорске – этот вопрос уже начали задавать друг другу усть-каменогорцы, простаивая по два-три часа на остановках.