Степень вины работодателя – 100%. Вины работников нет

5970 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Четверг, 24 Ноя 2016, 10:15

Государственная комиссия огласила итоги расследования группового несчастного случая на шахте «Саранская»

* Преступная халатность и скорость 90 км/ч

* Что было, то и поставили

* Губительны плоды оптимизации

* Моратории привели к трагедии

* От машиниста до директора

* Провал пиара

В среду, 23 ноября, государственная комиссия огласила итоги расследования группового несчастного случая на главном конвейерном уклоне К9 шахты «Саранская», который произошел 10 ноября. В результате отрыва пассажирской тележки с монорельсовой дороги «Феррит» погибли на месте трое горняков, еще один скончался в больнице, а четверо получили различные травмы.

Читайте также
Цена экономии – жизни горняков

Преступная халатность и скорость 90 км/ч

Об основных причинах трагедии на шахте «Саранской» Ratel.kz уже писал. Председатель государственной комиссии Нурбек КУНАНБАЕВ лишь подтвердил полученную нами информацию, прокомментировал некоторые моменты и назвал виновных.

Даже при неправильном радиусе закругления монорельсовой дороги и отрыве проушин на не соответствующей стандартам пассажирской телеге несчастного случая удалось бы избежать, если бы сработала тормозная система.

- При таком уклоне при включенной тормозной системе тележка может удержать груз более 5,8 тонн, то есть имелся троекратный запас прочности, - пояснил г-н Кунанбаев. - Причиной трагедии стала преступная халатность.

Эксперименты показали, что тележка с горняками достигла скорости 90 км/ч и пролетела 220 метров. Те горняки, которые не успели выпрыгнуть с нее в самом начале отрыва, получили травмы или погибли.

Читайте также
На шахте «Саранской» начала работу спецкомиссия

Что было, то и поставили

По словам г-на Кунанбаева, дизелевоз «Феррит» с пассажирской телегой пускали несколько раз при разных условиях, чтобы просчитать все варианты.

- При проведении первого эксперимента пассажирский вагон расклинился на повороте и дальше не прошел, уперся о противопожарный трубопровод, - добавил председатель комиссии. - Второй эксперимент провели так, как «Феррит» с тележкой был собран машинистами. При этом должна была быть тяга шарнирно закрепленная. А там что было, то и поставили: с одной стороны шарнирная, с другой - жесткая. Из-за этого и произошел обрыв проушины. На тележке, не доезжая до поворота, проушины уже начали рваться.

Комиссия пришла к выводу, что изначально был неправильно выбран и закуплен тип вагона. Их с 2004 года было поставлено на шахты угольного департамента 21 единица!

- Никто не дал ответа, почему руководство угольного департамента, закупая эти тележки, не сообщили заводу-изготовителю горно-геологические условия на шахтах, чтобы там внесли необходимые конструктивные изменения, - констатировал г-н Кунанбаев.

Жаль, что комиссия ограничена лишь изучением несчастного случая. Было бы неплохо расследовать, кто и как проводил закупку этих тележек для «Феррита».

Какие мутные дела происходят в отделе снабжения, мы хорошо знаем по тем анонимкам, которые всплывали в начале года. Так что было бы неплохо добавить к списку виновников трагедии тех, кто непосредственно проводил тендер и оформлял сделку с заводом, производящим «Ферриты». Ratel.kz уже писал о том, как закупаются шахтные интерферометры.

Не исключено, что с «Ферритами» дело обстоит похожим образом.

Читайте также
На шахте «Саранская» погибли трое горняков

Губительны плоды оптимизации

Об этом моменте было бы интересно узнать и по другой причине: в контракте с ООО «Феррит» четко прописано, что поставщик должен обучить персонал пользованию оборудованием. Однако никакого обучения не проводили. 

Более того, комиссия пришла к выводу, что квалификация персонала, обсуживающего монорельсовый транспорт на шахтах угольного департамента «АрселорМиттал Темиртау», недопустимо низкая.

- Машинист «Феррита» нарушил практически все, что написано в должностной инструкции и правилах безопасности. Не понимаю, как так? - возмутился г-н Кунанбаев. - Имеет место неудовлетворительная организация производства работ, выраженное в привлечении неквалифицированного персонала участка рельсового транспорта ввиду их недостаточности. Если три-четыре года назад на этом участке слесарная группа было 38 человек, то сейчас сократили до 22. Механиков было шесть человек, остался один: сократили четверых его помощников и энергетика.

И это не говоря о том, что на шахтах отсутствует отчетность работников рельсового транспорта.

Так что вина в трагедии на шахте «Саранская» лежит и на тех людях, которые последние годы занимались оптимизацией персонала в компании. Все сказанное комиссией можно свести к одной фразе: на шахтах не осталось профессионалов.

Но страшно другое – взять их негде. Большая часть уже достигло преклонного возраста или уехала в соседнюю Россию. Обучение новых займет длительное время.

Так что не удивляйтесь, если очень скоро новый директор по персоналу «АрселорМиттал Темиртау» Анна АДОМ сообщит о необходимости привлечения на шахты квалифицированной иностранной рабочей силы.

Моратории привели к трагедии

Еще одной из организационных причин трагедии комиссия назвала несогласование проектной документации на шахтах с уполномоченными надзорными органами. Но беда в том, что проверить шахты и выявить все нарушения, связанные с проектами, государственная инспекция не могла три года – действовал мораторий на проверку. Лишь в 2016 году инспекторы спустились под землю.

По словам г-на Кунанбаева, только на шахте «Саранской» в марте 2016 года при проверке было выявлено 1504 нарушений,  в том числе 119 по подземному транспорту!

Читайте также
Топ-менеджерам бонусы за убытки, а рабочим – лишь за план

- Мы получили уведомление, что все нарушения устранены. Сказать, что инспекция не работала, я не могу, - сообщил председатель комиссии.

Но если бы нарушения были устранены, люди бы не погибли.

Комиссия предоставила угольному департаменту план мероприятий, к исполнению которого на шахтах обязаны приступить незамедлительно и закончить в январе 2017 года.

С момента аварии приостановить использование пассажирских кабин этого типа до полной инспекции всех тележек. Также будут проинспектированы и испытаны все «Ферриты» и монорельсовые дороги на всех шахтах компании. До полного укомплектования обслуживающим персоналом они не начнут работу.

Более того, угольному департаменту предписано исполнить нормы численности персонала на всех производствах.

От машиниста до директора

Комиссия по итогам расследования назвала виновными в трагедии 16 человек из числа персонала шахты «Саранская» - от машиниста дизелевоза до директора, а также две организации – ООО «Феррит» и АО «АрселорМиттал Темиртау».

Весь персонал, признанный виновным в трагедии, отстранен от работы. У каждого из 16 такой список нарушений пунктов должностных инструкций и законов, что их надо заново отправить подтверждать свои дипломы.

Однако кроме выводов комиссии есть еще и уголовное дело. И как следствие оценит степень вины каждого согласно действующему законодательству, говорить пока рано. Возможно, кто-то получит уголовные сроки.

Но семьи погибших горняков и пострадавшие шахтеры уже могут рассчитывать на полные выплаты со стороны работодателя согласно коллективному договору. Комиссия признала, что степень вины АО «АрселорМиттал Темирату» в групповом несчастном случае составляет 100%.

Читайте также
Как правительство РК поддерживает миллиардера Лакшми Миттала в кризисные годы

Провал пиара

На фоне неутешительных итогов государственной комиссии нельзя не вспомнить информационное сообщение, в котором пресс-служба компании назвала виновными в трагедии самих горняков.

Но во время брифинга с членами комиссии на шахте «Саранской» никто из ее работников не использовал возможность, чтобы хоть как-то реабилитироваться.

Более того, Анна Адом, на которую фактически генеральный директор Парамжит КАЛОН возложил функции руководством пресс-службой, умудрилась в среду допустить еще один пиар-прокол.

Когда представители СМИ поинтересовались, почему нельзя присутствовать при оглашении итогов расследования в зале рядом с горняками угольного департамента, она с милой улыбкой сообщила, что таково пожелание комиссии.

Однако г-н Кунанбаев на брифинге четко сказал: таких пожеланий у комиссии не было. И он не возражал, чтобы журналисты были в зале. Тем более, что он ответил на все вопросы прессы.

Впрочем, нет никаких сомнений, что текст того информационного сообщения Анна Адом согласовала непосредственно с г-ном Калоном. На своем первом и пока единственном брифинге после назначения на должность он обещал быть «прозрачным как стакан» для прессы. Неплохо было бы помыть эту посуду, пока стекло окончательно не помутнело.

Фото автора и пресс-службы областного акимата.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




публицист, иноагент России
В Казахстане, по мнению Станислава Черчесова, сидят колонизированные нами отсталые народы. Поэтому можно положить ноги на стол и издеваться над казахским языком. Как россиянин, я должен за него извиниться.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Посетитель следственного изолятора в Караганде избил сотрудников ДУИС
Ранее он уже был осуждён к 15 годам строгого режима за убийство, но главное – к кому он пришёл на свидание
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Правительство отпускает цены на бензин и дизтопливо
Не решён только вопрос, как повышать цены на 2 тенге ежемесячно или на 10 тенге в квартал
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Кто, как, когда - голосует в Америке
Краткий обзор избирательной системы США
Апофеоз живой музыки: Почему полвека назад караоке не было места в СССР
Фоторепортаж из прошлого от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Как советник Бектенова обманул казахстанцев
Любитель бокса Маржикпаев решил, что акробатика, являющаяся базой для остальных видов спорта, стране не нужна, но обманывал, что нужна
Суд своеобразно защитил фермера, недовольного тем, что ему отказали в льготном кредите
Фермер обозвал любовниками тех, кто, по его мнению, виноват в отказе
Житель области Абай поделился интернетом со знакомым и потерял полтора миллиона тенге
Знакомый, получив смартфон, не удержался от соблазна и оформил на него кредит
Прокуратура Алматы намерена изъять яблоневые сады генерала Новикова
Соответствующий иск был принят в производство суда
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.