Государственная комиссия огласила итоги расследования группового несчастного случая на шахте «Саранская»
* Преступная халатность и скорость 90 км/ч
* Что было, то и поставили
* Губительны плоды оптимизации
* Моратории привели к трагедии
* От машиниста до директора
* Провал пиара
В среду, 23 ноября, государственная комиссия огласила итоги расследования группового несчастного случая на главном конвейерном уклоне К9 шахты «Саранская», который произошел 10 ноября. В результате отрыва пассажирской тележки с монорельсовой дороги «Феррит» погибли на месте трое горняков, еще один скончался в больнице, а четверо получили различные травмы.
Преступная халатность и скорость 90 км/ч
Об основных причинах трагедии на шахте «Саранской» Ratel.kz уже писал. Председатель государственной комиссии Нурбек КУНАНБАЕВ лишь подтвердил полученную нами информацию, прокомментировал некоторые моменты и назвал виновных.
Даже при неправильном радиусе закругления монорельсовой дороги и отрыве проушин на не соответствующей стандартам пассажирской телеге несчастного случая удалось бы избежать, если бы сработала тормозная система.
- При таком уклоне при включенной тормозной системе тележка может удержать груз более 5,8 тонн, то есть имелся троекратный запас прочности, - пояснил г-н Кунанбаев. - Причиной трагедии стала преступная халатность.
Эксперименты показали, что тележка с горняками достигла скорости 90 км/ч и пролетела 220 метров. Те горняки, которые не успели выпрыгнуть с нее в самом начале отрыва, получили травмы или погибли.
Что было, то и поставили
По словам г-на Кунанбаева, дизелевоз «Феррит» с пассажирской телегой пускали несколько раз при разных условиях, чтобы просчитать все варианты.
- При проведении первого эксперимента пассажирский вагон расклинился на повороте и дальше не прошел, уперся о противопожарный трубопровод, - добавил председатель комиссии. - Второй эксперимент провели так, как «Феррит» с тележкой был собран машинистами. При этом должна была быть тяга шарнирно закрепленная. А там что было, то и поставили: с одной стороны шарнирная, с другой - жесткая. Из-за этого и произошел обрыв проушины. На тележке, не доезжая до поворота, проушины уже начали рваться.
Комиссия пришла к выводу, что изначально был неправильно выбран и закуплен тип вагона. Их с 2004 года было поставлено на шахты угольного департамента 21 единица!
- Никто не дал ответа, почему руководство угольного департамента, закупая эти тележки, не сообщили заводу-изготовителю горно-геологические условия на шахтах, чтобы там внесли необходимые конструктивные изменения, - констатировал г-н Кунанбаев.
Жаль, что комиссия ограничена лишь изучением несчастного случая. Было бы неплохо расследовать, кто и как проводил закупку этих тележек для «Феррита».
Какие мутные дела происходят в отделе снабжения, мы хорошо знаем по тем анонимкам, которые всплывали в начале года. Так что было бы неплохо добавить к списку виновников трагедии тех, кто непосредственно проводил тендер и оформлял сделку с заводом, производящим «Ферриты». Ratel.kz уже писал о том, как закупаются шахтные интерферометры.
Не исключено, что с «Ферритами» дело обстоит похожим образом.
Губительны плоды оптимизации
Об этом моменте было бы интересно узнать и по другой причине: в контракте с ООО «Феррит» четко прописано, что поставщик должен обучить персонал пользованию оборудованием. Однако никакого обучения не проводили.
Более того, комиссия пришла к выводу, что квалификация персонала, обсуживающего монорельсовый транспорт на шахтах угольного департамента «АрселорМиттал Темиртау», недопустимо низкая.
- Машинист «Феррита» нарушил практически все, что написано в должностной инструкции и правилах безопасности. Не понимаю, как так? - возмутился г-н Кунанбаев. - Имеет место неудовлетворительная организация производства работ, выраженное в привлечении неквалифицированного персонала участка рельсового транспорта ввиду их недостаточности. Если три-четыре года назад на этом участке слесарная группа было 38 человек, то сейчас сократили до 22. Механиков было шесть человек, остался один: сократили четверых его помощников и энергетика.
И это не говоря о том, что на шахтах отсутствует отчетность работников рельсового транспорта.
Так что вина в трагедии на шахте «Саранская» лежит и на тех людях, которые последние годы занимались оптимизацией персонала в компании. Все сказанное комиссией можно свести к одной фразе: на шахтах не осталось профессионалов.
Но страшно другое – взять их негде. Большая часть уже достигло преклонного возраста или уехала в соседнюю Россию. Обучение новых займет длительное время.
Так что не удивляйтесь, если очень скоро новый директор по персоналу «АрселорМиттал Темиртау» Анна АДОМ сообщит о необходимости привлечения на шахты квалифицированной иностранной рабочей силы.
Моратории привели к трагедии
Еще одной из организационных причин трагедии комиссия назвала несогласование проектной документации на шахтах с уполномоченными надзорными органами. Но беда в том, что проверить шахты и выявить все нарушения, связанные с проектами, государственная инспекция не могла три года – действовал мораторий на проверку. Лишь в 2016 году инспекторы спустились под землю.
По словам г-на Кунанбаева, только на шахте «Саранской» в марте 2016 года при проверке было выявлено 1504 нарушений, в том числе 119 по подземному транспорту!
- Мы получили уведомление, что все нарушения устранены. Сказать, что инспекция не работала, я не могу, - сообщил председатель комиссии.
Но если бы нарушения были устранены, люди бы не погибли.
Комиссия предоставила угольному департаменту план мероприятий, к исполнению которого на шахтах обязаны приступить незамедлительно и закончить в январе 2017 года.
С момента аварии приостановить использование пассажирских кабин этого типа до полной инспекции всех тележек. Также будут проинспектированы и испытаны все «Ферриты» и монорельсовые дороги на всех шахтах компании. До полного укомплектования обслуживающим персоналом они не начнут работу.
Более того, угольному департаменту предписано исполнить нормы численности персонала на всех производствах.
От машиниста до директора
Комиссия по итогам расследования назвала виновными в трагедии 16 человек из числа персонала шахты «Саранская» - от машиниста дизелевоза до директора, а также две организации – ООО «Феррит» и АО «АрселорМиттал Темиртау».
Весь персонал, признанный виновным в трагедии, отстранен от работы. У каждого из 16 такой список нарушений пунктов должностных инструкций и законов, что их надо заново отправить подтверждать свои дипломы.
Однако кроме выводов комиссии есть еще и уголовное дело. И как следствие оценит степень вины каждого согласно действующему законодательству, говорить пока рано. Возможно, кто-то получит уголовные сроки.
Но семьи погибших горняков и пострадавшие шахтеры уже могут рассчитывать на полные выплаты со стороны работодателя согласно коллективному договору. Комиссия признала, что степень вины АО «АрселорМиттал Темирату» в групповом несчастном случае составляет 100%.
Провал пиара
На фоне неутешительных итогов государственной комиссии нельзя не вспомнить информационное сообщение, в котором пресс-служба компании назвала виновными в трагедии самих горняков.
Но во время брифинга с членами комиссии на шахте «Саранской» никто из ее работников не использовал возможность, чтобы хоть как-то реабилитироваться.
Более того, Анна Адом, на которую фактически генеральный директор Парамжит КАЛОН возложил функции руководством пресс-службой, умудрилась в среду допустить еще один пиар-прокол.
Когда представители СМИ поинтересовались, почему нельзя присутствовать при оглашении итогов расследования в зале рядом с горняками угольного департамента, она с милой улыбкой сообщила, что таково пожелание комиссии.
Однако г-н Кунанбаев на брифинге четко сказал: таких пожеланий у комиссии не было. И он не возражал, чтобы журналисты были в зале. Тем более, что он ответил на все вопросы прессы.
Впрочем, нет никаких сомнений, что текст того информационного сообщения Анна Адом согласовала непосредственно с г-ном Калоном. На своем первом и пока единственном брифинге после назначения на должность он обещал быть «прозрачным как стакан» для прессы. Неплохо было бы помыть эту посуду, пока стекло окончательно не помутнело.
Фото автора и пресс-службы областного акимата.